Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Агафоников Николай Владимирович ( 1876 - 1937 ), протоиерей , священномученик .
Память 23 октября , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников .
Родился 1 сентября 1876 года в селе Лекма Слободского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Владимира Агафоникова , впоследствии священника, и супруги его Марии Андреевны, дочери псаломщика Андрея Яковлевича и Пелагии Ивановны Трониных. Мария Андреевна обладала прекрасным слухом и хорошим голосом и знала наизусть около трёхсот народных песен, в которых отражались нравственные воззрения и исторические предания русского народа, что оказало немалое влияние на Василия и его старших братьев Николая и Александра.
Был назван в честь Николая Чудотворца .
По смерти последнего сынка, младенца Иоанна, – писал впоследствии отец Николай в своих воспоминаниях, – моя дорогая мамаша дала обещание святителю Николаю Чудотворцу (Великорецкому), что если по молитвам его перед Господом у неё будет сын, то она посвящает его ему, называя его именем, когда бы он ни родился, и при первом удобном случае отправляется на место явления его святой иконы на Великую реку и там служит благодарственный молебен...
В их доме царили мир и покой. Они вели примерную семейную жизнь, оба отличались добропорядочностью, трудолюбием, долготерпением, отзывчивостью ко всему живому, старались воспитать эти качества и в своём сыне. Мать Коли обладала редкой добротой, глубокой набожностью и старалась с детства приучить его к искренней молитве, приводя в пример слова Иоанна Златоуста о том, что душа без молитвенного обращения к Богу мертва и бездыханна. С самого раннего детства Коля приобщился к церковной жизни при храме в своём родном селе Лекма Слободского уезда Вятской губернии. В своих воспоминаниях о. Николай пишет: «...Лет с шести я с матерью ходил на клирос и пел с нею, а с семи лет уже читал часы и даже Шестопсалмие ...». В это же время он так серьёзно и ответственно несёт послушание пономаря , что прихожане удивлены смышлёности мальчика, усердию и аккуратности в исполнении своих обязанностей, внимательности, с какой помогает при богослужении.
Обучался в Медянском мужском земском начальном училище, в училище его отдали в возрасте семи лет.
Затем обучался в Вятском духовном училище . Сдал вступительные экзамены довольно легко благодаря бойкому чтению на русском и славянском языках и хорошей подготовке по Закону Божьему. Тем не менее, в последующем, из-за плохой успеваемости по арифметике, он должен был остаться в первом классе на повторный курс.
В 1897 году окончил Вятскую духовную семинарию . Женился на Нине Васильевне, урождённой Фёдоровой. Отец Николай был очень начитанным, любил музыку. Играл на скрипке, рояле, имел прекрасный голос. У него было четыре сына: Герман (род. 1901 ), Серафим (род. 1903 ), Владимир (род. 1904 ), Николай (род. 1918 ) и две дочери: Варвара (род. 1900 ) и Лидия (род. 1910 ). Все дети были очень музыкальны. Когда собиралась вся семья, то любимым занятием было вместе петь духовные песнопения. И впоследствии, почти все дети пели в церковном хоре. Два сына были регентами в храме. Отец Николай очень любил природу, особенно любил собирать грибы. После отца Николая осталось большое литературное наследие. Наиболее ранний образец его литературного творчества представляет дневник ученика 1-го класса семинарии, который он довольно аккуратно вел на протяжении всего учебного года.
17 сентября 1899 года был рукоположен во диакона к Никольской церкви города Слободской Вятской губернии. В том же году был рукоположен во священника ко храму в селе Загарье Вятского уезда.
10 июня 1900 года отец Николай снова начал вести записи, озаглавленные Мои записки и дневник . Они содержат довольно подробные сведения о его пастырском служении, миссионерской деятельности, диспутах с раскольниками . Записи приводятся с большими перерывами, в них есть ссылка на Путевые заметки путешествия в Чернигов 1902 г. , о паломничестве по обету к мощам Феодосия Черниговского отца Николая с матушкой Ниной с заездом в Троице-Сергиеву Лавру , Москву и Киев .
В 1910 году был назначен заведующим Загарской церковноприходской школой.
16 августа 1916 года был назначен уездным наблюдателем церковно-приходских школ Вятского уезда. С 1 сентября 1916 года утверждён в должности законоучителя Вятского IV начального училища.
8 сентября 1916 года был определён к Вятскому Спасскому собору без права получения доходов.
С 15 декабря 1917 года служит священником в Вятском Преображенском женском монастыре .
С 8 ноября 1918 года был завхозом Вятского Народного университета. 23 января 1923 года был избран в состав епархиального управления, независимого от обновленческого Высшего церковного управления.
В феврале 1923 года был арестован в Вятке за "контрреволюционную деятельность" и заключён во внутреннюю тюрьму на Лубянке . Потом был переведен в Таганскую тюрьму . Пробыл в тюрьме 4,5 месяца, выпущен 8 июня за отсутствием улик.
Осенью 1923 года получил назначение в Знаменскую (Царево-Константиновскую) церковь в Вятке и был возведён в сан протоиерея .
Отец Николай знал несколько языков: греческий, французский, татарский. В 1926 году он переписывает ряд остросатирических произведений Бориса Самсонова ( Записки товарища Баррикадова и другие). В конце 1926 года отец Николай был вынужден покинуть Вятку. Этот тяжёлый период его жизни нашел отражение в письмах, адресованных вятским родным и знакомым. В них причиной он называет клевету, возведенную на него недоброжелателями, будто бы он в свое время был в тесных сношениях с обновленцами Поповым, Ковиным и Кряжевских и даже назначение свое в Царево-Константиновскую Знаменскую церковь получил от "врагов церкви Христовой". В эту клевету поверили его духовный отец протоиерей Всехсвятской церкви А. Серебренников и тогдашний временный управляющий Вятской епархией епископ Виктор (Островидов) .
В 1927 году служит в селе Ворсино Подольского района Московской области.
В 1928 году стал служить в Покровской церкви села Ерино Подольского района Московской области, в 1930 году стал настоятелем. Назначен благочинным Подольского округа . Здесь отец Николай начал работу над своим главным литературным трудом - мемуарами. В них он довольно полно описывает свое детство и родословную, много размышляет о воспитании в семье, дальнейшее повествование касается времени учебы отца Николая в земском и духовном училищах, в семинарии. Этот автобиографический труд остался неоконченным. Все труды отца Николая являются важными неопубликованными источниками по истории, в особенности церковной, Вятского края на рубеже XIX - XX веков.
16 октября 1937 года арестован по обвинению в тесной связи с контреволюционно настроенной группой лиц и проведении антисоветской деятельности. Из обвинительного заключения:
АГАФОНИКОВ, будучи враждебно настроен к Соввласти, имел тесную связь с к/р настроенной группой лиц - АГАФОНИКОВЫМ А.В. , ФИШЕР Е.В. и ПОДУЗОВЫМ В.В., ныне арестованными органами НКВД за к/р деятельность, совместно с ними организованно проводил а/сов. деятельность среди населения.
Отец Николай виновным себя ни в чем не признал. Заключён в тюрьму в городе Подольске , Серпухове , а затем был переведен в Москву, в Таганскую тюрьму .
3 ноября 1937 года тройка НКВД по ст.58-10 ч.1 УК РСФСР приговорила отца Николая к расстрелу.
5 ноября 1937 был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
В августе 2000 года причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви .
Награды
многочисленные церковные награды.
митра ( 1933 ).
Труды
Семейная хроника :
http://www.podolsk-news.ru/MemuariAgafonnikova.pdf
См. также
Агафоников Александр Владимирович
Агафоников Василий Владимирович
Использованные материалы
БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института:
http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans
http://www.fond.ru/book/me3/m3-22.htm
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент