Значение РОСТИСЛАВ КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

Что такое РОСТИСЛАВ КИЕВСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Ростислав Мстиславич (в крещении Михаил ) (+ 1167 ), великий князь Киевский, князь Смоленский, святой благоверный .

Память 14 марта и в Соборе Белорусских святых

Святой Ростислав, первый смоленский князь (1127—1160), князь новгородский (1154), великий князь киевский (1154, 1159—1167), сын великого князя киевского святого Мстислава Великого (+1132), брат святого князя Всеволода-Гавриила (+1138), является одним из выдающихся государственных и церковных деятелей Руси середины XII века.

В 1125 году Мстислав Великий отдал Смоленск в держание своему сыну Ростиславу. Ростислав - блюститель народных вечевых прав - по положению не обладал влиянием, опирался на дружину, слившуюся с земщиной . Советуясь с отцом, все силы направил на устройство княжества, обеспечение его богатства, силы и независимости.

Особенности личного темперамента влекли Ростислава Мстиславовича к мирной, организаторской деятельности. Суть его княжения заключалась в том, что он «устроил» Смоленское княжество. Объединить политически смоленских кривичей, сделать смоленский край богатым, сильным и независимым от других княжеств - такова была цель его внутренней политики. Для этого он образовал из Смоленской области особое княжество и стал называться великим князем смоленским. Его княжество заключало в своих пределах, кроме нынешней Смоленской области, часть Псковской, половину Могилевской, части Витебской, Тверской, Московской и Калужской областей. Окруженное со всех сторон русскими землями, Смоленское княжество по самому географическому своему положению было избавлено от постоянных войн с инородческими племенами.

В 1136 г. князь учредил Смоленскую епархию . В Смоленск был приглашён епископ Мануил.

В 1137 году смоленский князь Ростислав «отстроил две крепости — одну назвав своим именем - Ростислав, а другую именем отца - киевского князя, которого он необычайно чтил, - Мстиславль». С течением времени Ростиславль («город Ростислава») стал иметь сокращенную форму названия - Рославль .

Также святым Ростиславом основаны в Смоленской земле города Кричев , Пропойск , Васильев и другие. Он стал родоначальником смоленской княжеской династии.

После смерти брата Изяслава (+13 ноября 1154 г.) святой Ростислав на короткое время стал великим князем Киевским , но владел Киевом совместно со своим дядей Вячеславом Владимировичем . После смерти последнего (в конце того же года) он вернулся в Смоленск , уступив Киевское княжение другому своему дяде - Юрию Долгорукому , и устранился от активного участия в кровопролитных междукняжеских усобицах.

В 1159 году киевляне пригласили Ростислава к себе на великокняжеский стол.

Годы правления святого Ростислава приходятся на один из самых сложных периодов в истории Русской Церкви. Старший брат Ростислава, князь Изяслав Мстиславич , сторонник автокефалии Русской Церкви, избрал в митрополиты русского ученого инока Климента Смолятича и повелел поставить его в митрополиты собором русских епископов, без обращения к Константинопольскому Патриарху. Это произошло в 1147 году. Русская иерархия в основном поддержала митрополита Климента и князя Изяслава в их борьбе за церковную независимость от Византии, но некоторые епископы во главе с Нифонтом, святителем Новгородским , не признали автокефального русского митрополита и уклонились от общения с ним, превратив свои епархии, впредь до выяснения обстановки, в своеобразные "автокефальные" церковные округа. Так поступил и епископ Мануил Смоленский .

Святой Ростислав понимал опасность, которую таила в себе идея русской автокефалии в то время, в условиях раздробенности Руси. Постоянная битва за Киев, которую вели князья, усложнилась бы такой же "битвой" за киевскую митрополичью кафедру между многочисленными претендентами, которых выдвигала та или иная княжеская группировка.

Предвидение святого Ростислава полностью оправдалось. Юрий Долгорукий , придерживавшийся византийской ориентации, заняв в 1154 году Киев, немедленно изгнал митрополита Климента и послал в Царьград за новым митрополитом. Им стал святой Константин , но он прибыл на Русь лишь в 1156 году, за полгода до смерти Юрия Долгорукого (+ 15 мая 1157 ). А еще полгода спустя, когда 22 декабря 1157 года в город вступил племянник святого Ростислава, Мстислав Изяславич , святитель Константин должен был бежать из Киева, и на митрополичью кафедру вернулся низложенный Климент Смолятич. Началась церковная смута - на Руси стало два митрополита. Вся иерархия и духовенство оказались под запрещением: митрополит-грек запретил русских, поддерживавших Климента, Климент запретил всех ставленников и сторонников грека. Для прекращения соблазна святой Ростислав и Мстислав постановили удалить обоих митрополитов и просить у Патриарха поставления на русскую кафедру нового первосвятителя.

Но сложности на этом не кончились. Прибывший в Киев осенью 1161 года митрополит Феодор умер весной следующего года. По примеру святого Андрея Боголюбского , пытавшегося в это время провести в митрополиты своего сподвижника епископа Феодора, святой Ростислав выдвинул своего кандидата, которым вновь оказался многострадальный Климент Смолятич .

Тот факт, что великий князь изменил свое отношение к митрополиту Клименту, проникнутому идеей русской автокефалии, объясняется влиянием Киево-Печерского монастыря и особенно архимандрита Поликарпа. Архимандрит Поликарп, блюститель печерских преданий (в 1165 году он стал настоятелем обители), был самым близким к святому Ростиславу человеком.

Святой Ростислав имел благочестивый обычай приглашать по субботам и воскресеньям Великого поста к своему столу Печерского игумена с двенадцатью иноками и сам им прислуживал. Князь не раз изъявлял желание постричься в монахи в обители преподобных Антония и Феодосия и даже приказал построить себе там келлию. Печерские иноки, пользовавшиеся огромным духовным влиянием в Древней Руси, поддерживали в князе мысль о независимости Русской Церкви. Тем более, что епископы из греков были в эти годы на Руси даже под подозрением относительно их православности, в связи с известным "спором о постах" (" леонтианская ересь "). Но благочестивое желание святого Ростислава добиться у Патриарха благословения русского митрополита Климента не осуществилось. Греки считали право назначения митрополита на Киевскую кафедру своей важнейшей привилегией, что объяснялось не столько церковными, сколько политическими интересами империи. В 1165 году в Киев прибыл новый митрополит - грек Иоанн IV , и святой Ростислав из смирения и церковного послушания принял его. Новый митрополит, подобно своему предшественнику, управлял Русской Церковью менее года (+ 1166 ). Киевская кафедра вновь осталась вдовствующей, а великий князь был лишен отеческого совета и духовного окормления со стороны митрополита. Единственным духовным утешением его было общение с игуменом Поликарпом и святыми старцами Киево-Печерского монастыря и Феодоровского монастыря в Киеве , основанного его отцом.

В 1167 г. Ростислав отправился в Новгород улаживать конфликт между своим сыном Святославом и горожанами. Однако в пути он разболелся и остановился в Великих Луках . Сюда приехали к нему Святослав и представители новгородцев. Помирив их, Ростислав возвратился в Смоленск совсем больной. Перед смертью он сетовал своему духовнику, священнику Семену, на то, что тот не допустил его до пострижения. Ростислав постоянно имел эту мысль и часто твердил игумену Поликарпу: «Поставь мне келью добрую, боюсь напрасной смерти». Но Поликарп отговаривал его. Теперь Ростислав спешил в Киев , чтобы постричься. "Если умру по дороге, - завещал он, - положите меня в отчем монастыре у святого Феодора. Если Бог исцелит меня, молитвами Пречистой Своей Матери и преподобного Феодосия, постригусь в Печерском монастыре".

Однако в с.Зарубе почувствовал приближение смерти и послал за духовником; сам прочёл отходную и умер в полной памяти, оттирая платком слезы ( 14 марта 1167 года) [1] . Тело его, согласно завещанию, было положено в Киевском Феодоровском монастыре .

Тропарь

Обрете тя строителя градов и церквей / земля Киевская, / великий княже Ростиславе, / смуты устранял еси, единство храня, / темже Господь тебе мудрость низпосла, / сего ради Христу Богу молися / спастися душам нашим.

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life640.htm

http://days.pravoslavie.ru/Images/ii1883 &3092.htm

http://mirslovarei.com/content_beo/Rostislav-Mstislavich-11099.html

[1] В других источниках указан 1168 год.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.