Значение КСЕНОФОНТ (БОНДАРЕНКО) в Православной энциклопедии Древо

Что такое КСЕНОФОНТ (БОНДАРЕНКО)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Ксенофонт (Бондаренко) ( 1886 - 1937 ), игумен , преподобномученик .

В миру Бондаренко Константин Андреевич.

Память 27 ноября , в Соборе новомучеников и в Соборе Бутовских новомучеников .

Родился 13 мая 1886 года в слободе Никитовка Валуйского района Воронежской области (Курской губернии) в крестьянской семье. Окончив Копано-Никитовское народное училище, он помогал отцу по хозяйству.

21 января 1910 года поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру . Послушник с 28 мая 1916 года.

15 июня 1916 года пострижен в монашество с наречением имени Ксенофонт. Исполнял послушание келейника при покоях о. Наместника Лавры.

В 1918 году был рукоположен во иеродиакона, а в 1926 году рукоположен в иеромонахи.

После закрытия в 1919 году Лавры остался в ней в качестве слесаря при Комиссии по охране памятников искусства и старины.

В 1924 году он переехал в Петроград и работал на разных заводах механиком, но затем вернулся в Москву и был священноначалием направляем в храмы, где была нужда в священнике.

В 1932 году отец Ксенофонт служил в храме села Михайловского Звенигородского района Московской области. Имея желание остаться здесь служить постоянно, он подал свой паспорт в сельсовет, но председатель сельсовета, увидев, что священник в паспорте записан рабочим, так как получил его во время работы на заводе, отослал паспорт в ОГПУ. Отцу Ксенофонту из опасения преследований пришлось возвратиться в Москву, и он был направлен в храм в селе Коньково под Москвой, где прослужил около года, пока не стало ясно, что ОГПУ собирается его и здесь арестовать.

В 1933 году во избежание ареста священноначалие направило его в храм в село Алексеевское Солнечногорского района Московской области.

В январе 1935 года сотрудник ОГПУ допросил диакона, служившего вместе с отцом Ксенофонтом в храме в селе Алексеевском, и тот оговорил священника. После этого были допрошены и некоторые жители села Алексеевского, которые также дали показания, угодные следователям.

12 марта 1935 года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

– Ряд лиц из села Алексеевское при допросе нам показали, что вы за период проживания в селе Алексеевском среди крестьян вели разговоры на политические темы и не советовали им входить в колхоз. Вы подтверждаете это?– спросил отца Ксенофонта следователь. – Разговоров на политические темы с крестьянами я не вел и относительно колхозов с ними не разговаривал. – Федору Григорьевичу Гусеву вы не советовали входить в колхоз. Верно это? – Наоборот, я ему советовал вступить в колхоз. – Вы с Гусевым вели беседы о колхозной жизни? – Да, я с Гусевым о колхозной жизни говорил раза два и советовал ему вступить в колхоз. – Странно получается, что вы одновременно являлись активным пропагандистом религиозных убеждений и агитировали крестьян вступать в колхоз. Получается, что вы противоречите сами себе. – Я считаю, что колхоз Церкви не мешает,– ответил священник.

После допроса следователь устроил отцу Ксенофонту очную ставку со свидетелем и, обращаясь к Федору Гусеву, спросил:

– При допросе вы нам показали, что Бондаренко агитировал вас не входить в колхоз и терпеть, как терпели святые отцы. Вы подтверждаете свои показания? – Да, я свои показания целиком подтверждаю. Меня Бондаренко агитировал не входить в колхоз, доказывая невыгодность колхозного хозяйства. – Вы признаете, что у вас с Гусевым были разногласия по вопросу колхозного строительства и вы не советовали ему входить в колхоз?– спросил следователь отца Ксенофонта. – О колхозах мы говорили, но я Гусеву не говорил, чтобы он не входил в колхоз. – Когда вы подали заявление в колхоз и об этом узнал Бондаренко, что он вам говорил по этому вопросу?– спросил следователь Гусева. – Бондаренко мне говорил, что ты теперь не наш, отошел от нас, нарушил православную веру. – Бондаренко, этот случай вы подтверждаете? – Нет, таких разговоров не было. – Бондаренко, граждане села Алексеевское подтверждают, что вы занимались антисоветской деятельностью. Повашему, они лгут, наговаривают на вас? – Виновным себя в антисоветской агитации не признаю. – Что же, повашему, люди на вас все наговаривают, лгут? – На этот вопрос я ответить не могу.

21 марта 1935 года следствие было закончено. Иеромонах Ксенофонт обвинялся в том, что «среди крестьян села Алексеевское систематически вел антисоветскую агитацию, обрабатывал крестьян в антисоветском духе, распространял провокационные слухи о гибели советской власти; в результате этой деятельности колхоз в селе Алексеевском к началу 1935 года оказался в глубоком прорыве».

31 марта 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило отца Ксенофонта к трем годам заключения в ИТЛ по статье 58-10 УК РСФСР. Арест отбывал в Сибири, в Темниковских лагерях (Темлаг, г. Потьма).

Из лагеря вернулся 2 сентября 1937 года.

Вернувшись из заключения в 1937 году прописался в г. Александрове, успел три раза навестить архимандрита Кронида в г. Загорске. Он посетил архимандрита Кронида 19 сентября, заехал к нему как к своему старому другу и единомышленнику, чтобы рассказать о своем аресте и о жизни в заключении. Рассказ произвел такое впечатление, что старец стал его утешать и призывать к терпению, так как в то время повсеместно пастыри терпели гонения и притеснения от безбожных властей. Отец Ксенофонт спросил, стоит ли ему устраиваться в храм священником, но архимандрит посоветовал не идти в храм, а устроиться на какоенибудь гражданское предприятие, так как только в этом случае он может скрыть то, что судился за контрреволюционную деятельность, и не быть сразу же вновь арестованным. Настали тяжелые времена, сказал старец, на пастырей Церкви и верующих идет гонение, и им живется сейчас нелегко, много труднее, чем раньше.

После этого визита отец Ксенофонт посещал архимандрита Кронида еще несколько раз и, в частности, был у него и 20 ноября 1937года, когда отец Кронид и его келейник были арестованы. Застав в доме отца Ксенофонта, сотрудники НКВД сначала попросили его расписаться в ордере на обыск в качестве свидетеля, а затем, уведя архимандрита и его келейника, арестовали и иеромонаха Ксенофонта. Все арестованные монахи были заключены в Таганскую тюрьму в Москве.

Арестован 21 ноября 1937 года по "Делу архимандрита Кронида и др. г.Загорск, 1937 г." по обвинению: "нелегально проживает в г. Загорске у бывшего настоятеля Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кронида и под такового среди окружающих проводит к/р монархическую агитацию, восстанавливает связь с бывшими монахами Троице-Сергиевой Лавры". На момент ареста, как сказано в анкете арестованного, "нелегальный священник, б. монах".

– Следствие располагает точными данными о том, что вы являетесь активным участником контрреволюционной монархической монашеской группы. Вы подтверждаете это?– спросил отца Ксенофонта следователь. – Нет, не подтверждаю,– ответил отец Ксенофонт. – Следствию известно, что вы, являясь секретарем Кронида Любимова, имели с ним общение и тесную связь. Даже после заключения вас в Темниковские концлагеря вы имели с ним письменную связь, а по возвращении из лагерей после отбытия трехгодичного заключения за контрреволюционную деятельность неоднократно посещали последнего, несмотря на то, что вам в зону Московской области въезд был воспрещен. Вы подтверждаете это? – Действительно, я был у отца Кронида послушником и выполнял все его поручения. После ареста в 1935 году за контрреволюционную деятельность, будучи направлен для отбытия наказания в Темниковские концлагеря на три года, я написал ему оттуда одно письмо, а по отбытии срока наказания в августе 1937 года я три раза приезжал на квартиру архимандрита Кронида в город Загорск Московской области, где мне запрещено было жить. Целью посещения было то, что я приезжал его навестить как прежнего знакомого ввиду его престарелости. – Следствие располагает точными данными о том, что вы вели антисоветские разговоры на квартире Кронида против выборов в Верховный Совет. Следствие требует от вас правдивых показаний. – Даю совершенно правдивые показания, что я нигде не говорил против выборов в Верховный Совет и никакой антисоветской деятельностью не занимался.

7 декабря 1937 года был осужден тройкой при УНКВД по Московской области. Обвинение при осуждении: "участие в контрреволюционной монархической группе монахов и духовенства", ст. 58-10-11 УК РСФСР. Приговорён к расстрелу.

Был расстрелян и похоронен в Бутово , на так называемом полигоне НКВД 10 декабря 1937 г. Реабилитация состоялась 14 ноября 1958 г.

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 17 августа 2004 года для общецерковного почитания.

Ссылки

http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs.htm?ans/ - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института

http://www.fond.ru/book/me_book8.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.