Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Муретов Митрофан Дмитриевич ( 1851 - 1917 ), профессор Московской Духовной Академии .
Родился в семье священника Рязанской епархии 12 августа 1851 г. Был очень религиозен. На его душе очень отразился случай чудодейственного вразумления его сестры Марии, которая за насмешки над немым мальчиком была поражена немотой и была исцелена дав обет совершить пешее паломничество к мощам Сергия Радонежского [1] .
38 лет было отдано им преподаванию в высшей богословской школе; он был образованнейшим человеком, профессором Московской Духовной Академии .
В студенческие годы Митрофан Дмитриевич склонялся к изучению философии, и именно это привело его к глубокому изучению Священного Писания , в частности — Нового Завета . Сюда присоединилась подготовка филологическая: он любил греческий язык и тщательно его изучал. Многие подробности биографии профессора Муретова стали известны благодаря воспоминаниям его ученика священномученика Илариона (Троицкого) .
Архимандрит Иларион отзывается о своем учителе, как об «ученом–подвижнике», «неустанном ученом–труженике», в котором профессорские заслуги и известное ученое имя соединялись с удивительным смиренномудрием.
Академическая деятельность М.Д.Муретова началась в 1878 году. Через 6 лет была написана магистерская диссертация «Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историческим развитием идеи Логоса в греческой философии и иудейской теософии». Еще через 6 лет появилась докторская диссертация «Ветхозаветный храм. Ч. I. Внешний вид храма». Первого мая 1893 г. Митрофан Дмитриевич был избран в звание ординарного профессора; профессорских трудов он не оставлял до самой смерти.
Все четыре Духовных Академии того времени избрали его почетным членом (в 1911 г. — Московская , в 1912 г. — Петербургская ; Казанская и Киевская в 1913 и 1914 гг.)
Любимым научным методом профессора Муретова был экзегетический (толковательный). Он очень подробно толковал Священное Писание , особенно — Новый Завет . Под толкование попадали отдельные стихи, даже — слова. Так, им было написано, среди прочих, толкование на стих двенадцатый тринадцатой главы Первого Послания к Коринфянам св. апостола Павла , стихов с двадцатого по двадцать пятый четырнадцатой главы этого же Послания.
«Пишущая рука не поспевала за мыслящим духом», — так характеризует архимандрит Иларион творческий стиль своего учителя. В трудах М.Д.Муретова имеются обширные приложения: это так называемый «сырой материал», который щедро предлагается начинающим исследователям. Нельзя не сказать о переводческой деятельности академика. Переводчиком он был авторитетным и опытным, в течении 20 лет переводил на русский язык святоотеческие творения. В их числе — комментарий св. Кирилла Александрийского на Евангелие от Иоанна . Если учесть, что творение св. отца составляет 4 тома, можно оценить объем написанного.
Его переводы не были просто переводами как таковыми. Наряду с примечаниями текстологическими, он снабжал их примечаниями экзегетическими применительно к наиболее трудным местам. К слову сказать, профессор Муретов ратовал за исследование славянского текста Священного Писания славянскими же учеными, даже считал это их долгом. Сам он написал исследование о переводе Нового Завета святителем Алексием .
В 1915 г. вышел его последний переводной труд — житие преподобного Максима Исповедника со службой ему: целый том, 297 страниц. Необычайно высокую оценку архимандрит Иларион (Троицкий) дает труду М.Д. Муретова, написанному за 2 года до смерти — «Новый Завет как предмет православно–богословского изучения», представляющий собой конспект новозаветного богословия. «Благо, Богочеловек и Вечная Жизнь — вот начало, середина, и конец Новозаветного богословия, долженствующего составить главную задачу нашего церковно–православного и научно–богословского изучения Нового Завета», — писал Митрофан Дмитриевич (Муретов М.Д. Избранные труды. — М., 2002. — с. 148).
Во всем том, что писал Митрофан Дмитриевич, заключены его основные, существеннейшие идеи. Высоким вдохновением наполнены его рассуждения о Слове Божием: «Описуемое и ограниченное по букве и истории Слово Божие неописуемо и безгранично по духовно–созерцательной стороне, как неописуем и безграничен по Существу Своему изрекший его Бог» (Там же. с. 146).
Митрофан Дмитриевич Муретов скончался 11 марта 1917 г.
Внешние ссылки
http://www.rey.aaanet.ru/show_news.php?path=./rost&filename=kn_01.txt
[1] См: Священномученик архимандрит Кронид (Любимов) наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2001
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент