Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Любимов Петр Павлович ( 1867 - 1938 ), протоиерей , священномученик .
Память 1 марта , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников .
Родился 6 января 1867 года на праздник Крещения Господня в селе Свитино Подольского уезда Московской губернии в семье псаломщика – Любимова Павла Петровича. У него было две сестры – Олимпиада и Наталия и брат Иван .
В августе 1877 года пошёл в подготовительный класс Перервинского Духовного училища , которое успешно окончил в 1882 году, после чего поступил в Московскую Духовную семинарию , которую окончил в 1888 году. Затем состоял учителем Ваниловской церковноприходской школы Бронницкого уезда.
В сентябре 1893 года он перешел в церковноприходскую школу села Вертково того же уезда. Его педагогическая деятельность была отмечена двумя медалями: в 1897 и в 1900 годах.
10 января 1899 году он бракосочетался в Спасской церкви села Вертково с "крестьянской девицей села Вертково Агапией Ивановной Шишковой, православного исповедания, 20 лет". В декабре родилась дочь - Татьяна, восприемниками девочки были крестьяне - Петр Ремизов и Александра Иванова. Крестил младенца местный священник Иоанн Яковлевич Любимов, он же и совершал бракосочетание.
С 1900 года устроился псаломщиком в Москве в храме Николая Плотника на Арбате .
В 1902 году у него родилась дочь Клавдия, а в 1903 году – Софья.
26 сентября 1903 году был рукоположен во священника и определен настоятелем Успенской церкви села Кишкино Бронницкого уезда Московской губернии. Ровно через год после переезда в Кишкино матушка Агапия Ивановна тяжело заболела чахоткой. Когда состояние все более стало ухудшаться, пригласили священника села Вертково Иоанна Любимова хорошо знакомого и отцу Петру и матушке Агапии, для исповеди и причащения.
30 октября 1904 г. матушка скончалась. Было ей тогда всего 25 лет. На отпевание и погребение молодой женщины собралось все соседнее духовенство, возглавлял богослужение местный благочинный – Михаил Соловьев, настоятель Успенской церкви села Шубино .
33 марта 1905 года, через полгода после смерти матушки также от чахотки умирает младшая дочка Софья. Но он мужественно перенес это испытание и не погубил себя унынием. Со смертью жены отец Петр активно взялся за приходскую деятельность. В первую очередь он направил свои силы на строительство нового Успенского храма, т. к. старый сильно обветшал.
В 1907 году был награждён набедренником .
22 мая 1908 года он направил прошение Преосвященному Трифону (Туркестанову) , Епископу Дмитровскому, викарию Московской епархии с просьбой разрешить постройку нового храма, объясняя это тем, что "настоящий храм во имя Пресвятой Богородицы ныне стал ветх и грозит разрушением".
Проект новой церкви был разработан архитектором И. Д. Боголеповым. Получив 2 марта 1909 года необходимое разрешение, община сразу же приступила к строительству. Использовались пожертвования благотворителей, так как приход в Кишкино не располагал необходимыми средствами. Настоятель храма отец Петр Любимов и церковный староста Михаил Титов обратились за помощью к императору Николаю Александровичу . Как сообщали " Московские церковные ведомости " в начале XX века, Николай II, выслушав доклад об этой просьбе, "соизволил пожаловать на означенный предмет от монарших щедрот 500 рублей". В свою очередь консистория выдала церкви пособие в 50 рублей на приобретение утвари для строящегося храма. На эти деньги удалось не только завершить строительство, но и возвести каменную колокольню. Когда совместными трудами церковь была отстроена, то ее украсили резным иконостасом и новыми иконами.
Великолепный, обновлённый храм в небольшом живописном подмосковном селе был освящён 29 июля 1912 года. В том, что все это произошло, была немалая заслуга настоятеля храма.
Все это время отец Петр не прекращал свою педагогическую деятельность, с утверждения епархиального начальства он состоял, с 1903 по 1919 год, законоучителем Кишкинского начального земского училища.
В 1913 году был награждён скуфьею , а в 1916 - камилавкою .
В 1917 году мирная жизнь этого прихода, как и многих других, оборвалась. У храма отняли землю, а все церковное имущество, включая и само здание храма, стало "народным достоянием". 4 марта 1926 года приход храма заключил договор с Бронницким уездным Исполкомом о принятии в пользование "здания культа... с предметами культа". 57 прихожан разделили со священником и приходским советом ответственность за храмовое имущество, поставив свои подписи под этим документом.
В 1922 году часть церковного имущества [1] была изъята "в пользу голодающих". Ограбив храм, новая власть не могла не тронуть его священнослужителя. В 1923 году отец Петр был лишен избирательных прав и оставался "лишенцем" вплоть до 1937 года.
В 1930 году его хозяйство подверглось раскулачиванию. Была изъята корова и другое имущество.
В очередную волну гонений в начале 30-х годов власти закрыли многие соседние храмы, и отцу Петру, тогда уже пожилому священнику, приходилось много ездить и служить по окрестным деревням. Когда в середине 1930-х годов был выслан, а затем и арестован священник ближайшего села Мартыновское отец Петр Кедров , обездоленный приход своего друга стал окормлять отец Петр Любимов. В это время его надёжной опорой стала староста – Абакумова Надежда Петровна . Она не только помогала ему в приходских делах, но и неоднократно организовывала сбор денег и продуктов для отца Петра. Это было необходимо для уплаты налогов и выполнения обязательств по поставке продуктов, чего советская власть требовала даже от 70-летнего старика. Так, в мае 1937 года отцу Петру сельсовет вручил обязательство на поставку картофеля, несмотря на то, что в семье был всего один работоспособный человек – дочь Клавдия, а на иждивении находились старшая сестра его жены – Пелагея и внучка Антонина.
Среди всех этих испытаний отец Петр являл своим служением образец истинного пастыря. Священноначалие высоко оценило заслуги отца Петра, в 1920 году он был награждён золотым наперсным крестом , а позже – возведён в сан протоиерея и награждён палицею и митрою .
Стойкость отца Петра, его горячая проповедь и дар объединять вокруг себя людей раздражали власти, и при новой волне репрессий он был арестован как "организатор антисоветской контрреволюционной организации на территории Михневского и Малинского районов". Дело против отца Петра было сфабриковано на основании показаний лжесвидетелей. Власти решили любым способом избавиться от мужественного священника, который не ушел за штат, а продолжал нести слово Божие, несмотря на немощи, нищету и притеснения.
2 марта 1938 года его арестовали. Судя по ордеру на арест и протоколу обыска, органы рассчитывали изъять у отца Петра, как у "руководителя крупной организации", оружие и переписку, но так как ничего не было найдено, они забрали приготовленные для уплаты налога деньги, паспорт и кресты. После ареста отца Петра держали под стражей в Каширской тюрьме . В тюрьме его и без того подорванное здоровье ухудшилось.
На допросах 5-го и 6-го марта следователя интересовала его связь со старостой храма Аббакумовой Н. П. , а также причины высылки его брата – Ивана Павловича Любимова , который до ареста служил псаломщиком на родине – в селе Свитино Красно-Пахорского района. Обвиняли отца Петра Любимова в "систематической антисоветской контрреволюционной деятельности, распространении гнусной клеветы против советской власти, партии, колхозов и проч.". Ни в одном из предъявленных обвинений отец Петр виновным себя не признал.
9 марта 1938 года Тройка НКВД по Московской области приговорила его к расстрелу по ст. 58-10 УК РСФСР.
14 марта 1938 года протоиерей Петр Любимов и староста Надежда Абакумова были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
В августе 2000 года протоиерей Петр Любимов причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви .
Использованные материалы
http://193.233.223.18/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html?/ans - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
http://www.fond.ru/book/me1/m1-34.htm
http://www.prazdnikinfo.ru/5/16/i21_1319.htm
[1] Все имевшиеся у прихода серебряные предметы – напрестольные кресты, Евангелие.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент