Значение слова 3ЕВС в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

3ЕВС

В греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. 3евс — исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает "светлое небо" (ср. индоевропейское deiuo — «дневное сияющее небо», др.-инд. deva — «бог», dyaus — «небо» ( Дьяус ), греч. род. п. " 3евс бог ясного неба", лат. deus — "бог", dies - «день»; др.-инд. Dyaus pitar, др.-греч.— лат. Jup(p)iter, Diespiter). В античности этимология слова « 3евс » связывалась с корнями греч. слов "жизнь", "кипение", «орошение», "то, через что всё существует". 3евс — сын Кроноса («сюда имена 3евс Кронид, Кронион) и Реи ( Hes . Theog. 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свершивших второе поколение — титанов . Отец 3евса , боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребенка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося 3евса завернутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (453 — 491). Согласно другому варианту, Рея родила 3евса в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи. (Apollod. I 1, 5 — 7). Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания 3евса Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением 3евса (в образе быка 3евс похитил Европу). Главным местопребыванием 3евса Лабриса, или 3евса Лабрандского, считался лабиринт (ср. этимологическое родство названий лабрис — лабиринт); чудовищный миксантропический Минотавр — обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей 3евса Критского. Образ архаического 3евса сближается с Загреем, который впоследствии мыслился как сын 3евса .

Зевс из Отриколи (Зевс Отриколи). Римская копия. С греческого оригинала (4в. до н. э.), Мрамор. Рим, Ватиканские музеи.

В системе мифов о 3евсе. Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архаических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца 3евса . В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») — камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца 3евса (Paus. X 16, 3; Strab. IX 3, 6). Омфал был поставлен 3евсом в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным (Нее. Theog. 497 — 500).

Возмужавший 3евс вывел своих братьев и сестер из утробы Крона (493 — 496, 501 след.), напоив его по совету Метиды зельем (Apollod. I 2, 1). За это они отдали во владение 3евса громы и молнии (Неs. Theog. 504 след.). Затем 3евс начал борьбу за власть с Кроном и другими титанами. В титаномахии, продолжавшейся десять лет, 3евсу помогали сторукие; киклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побеждённые титаны были низвергнуты в Тартар (Нее. Theog. 674 — 735; Apollod. I 2, 1).

Три брата 3евс , Посейдон и Аид разделили власть между собой. 3евсу досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мертвых (Apollod. I 2, 1). В древнейшие времена 3евс совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землей и под нею, вершил суд над мертвыми (Aeschyl. Suppl, 231). Отсюда один из эпитетов 3евс — Хтоний («подземный») (Неs. Орр. 465; Ноm. II. IX 457). 3евса Хтония почитали в Коринфе (Paus. II 2, 8). Однако позднее 3евс стал олицетворять только светлую сторону бытия. В период патриархата 3евс локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским).

Утверждение 3евса происходит с большим трудом. Против 3евса восстаёт Гея и насылает на него своё порождение — Тифона, но 3евс побеждает это дикое тератоморфное существо огненными молниями. По одному из вариантов (Нее. Theog. 820—868), 3евс забросил Тифона в Тартар, но другому — навалил на него Этну (Aeschyl. Prom. 351 — 372). Но борьба с хтоническими чудовищами продолжалась. Гея по родила новых детей — гигантов и разразилась гигантомахия. По Аполлодору, гигантомахия произошла раньше тифонии, так что Тифон мыслится ещё более ужасным чудовищем, чем гиганты (Apollod. ? 6, 1 — 3).

Борьба 3евса и олимпийцев с миром чудовищ приводит к ещё одной смене поколений богов (до этого Урана сверг Крон, а теперь Крона — 3евс ). Т. н. орфическая теогония считала древнейшими владыками мира, бывшими ещё до Крона и Реи, Эвриному и Офиона — по всей очевидности, змеевидных существ, владевших Олимпом, тоже уступивших насилию и низринутых в глубь океана (Apoll. Rhod. I 496 — 511, ср. Эвринома на дне океана спасает Гефеста, сброшенного с Олимпа). Но самому 3евсу тоже угрожает потеря власти от сына. 3евсу приходится бороться за власть даже со своими ближайшими родственниками, против него восстают Гера, Посейдон и Афина Паллада (по другой версии, Аполлон), но ему оказывает помощь Фетида (дочь Нерея, сестра свергнутой владычицы Олимпа Эвриномы), призвав на Олимп сторуких, которые устрашают заговорщиков (Ноm. Il. I 396—406). 3евс — новое олимпийское божество обращается за помощью к чудовищам, рождённым Землёй, и борется с такими же порождениями Земли. Олимпийский 3евс считается отцом богов и людей, но его власть над олимпийской семьёй не очень тверда, а веления судьбы ему часто неведомы, и он узнаёт их, взвешивай на золотых (м. б. небесных, солнечных) весах судьбы героев (XXII 209—214). Именно по совету Геи — земли и Урана -неба 3евс проглатывает свою первую супругу Метиду, чтобы избежать рождения от неё сына, который будет сильнее отца (Неs. Theog. 889—900), Фемида, дочь Геи, открывает 3евсу тайну, известную и Прометею (Аеschyl. Prom. 167 —177), что такой же сын родится от Фетиды (Apoll. Rhod. IV 791—804). Отказавшись от брака с Фетидой и выдав её за героя Пелея (IV 805—809), 3евс способствовал возникновению Троянской войны , исполняя просьбу матери Земли (Ноm. Il. I 5, ср. XIX 273 след.). Вторая супруга 3евса — богиня справедливости Фемида. Их дочери горы сообщают жизни богов и людей размеренность и порядок, а мойры богини судьбы, от которой сам 3евс уже не зависит, как бы продолжают его волю. Управляемый 3евсом мир олимпийцев заметно меняется. Хариты, дочери 3евса от Эвриномы, вносят в жизнь радость, веселье, изящество. Деметра как супруга 3евса — уже не порождающая чудовищ земля, а богиня обработанных полей. Даже Аид похищает Персефону, дочь 3евса , с его дозволения. Мнемосина, богиня памяти, рождает, 3евсу девять муз (т. о., 3евс становится источником вдохновения, наук и искусств). От Лето у 3евса — Аполлон и Артемида. Третья по счету, но первая по значению жена Гера - богиня законного супружества и покровительница брачных законов (Hes. Theog. 901 — 923). Так 3евс постепенно преобразует мир, порождая богов вносящих в этот мир закон, порядок науки, искусства, нормы морали и пр. Однако во многих мифах заметны древние доолимпийские связи 3евса . Он вступает в брак с музой Каллиопой, рождающей экстатических корибантов (Strab. X 3, 19), демонических служителей хтонической Великой матери Кибелы, охранявших младенца 3евса на Крите. 3евс всё ещё пользуется своим древнейшим орудием — громами и молниями, грубой силой подавляя сопротивление или наказывая. У Гомера он "громовержец", «высоко-гремящий», "тучегонитель", насылатель ветров, дождей и ливней (Hom. Il. I 354; IV 30; V 672; XIV 54l XVI 297 — 300), о зевсовых ливнях упоминает Гесиод (Hes. Opp. 626). 3евс "дождит", по выражению Алкея (frg. 34). Павсаний отмечает, что в Афинах была статуя Геи-земли молящей 3евса о ниспослании дождя (Paus. I 24, 3) афиняне просили 3евса пролиться дождем над пашнями (Marc. Aurel. V 7). В виде дуба, корни которого омывал ручей, почитался 3евс Додонский в Додоне; его супругой считалась океанида Диона (Hes. Theog. 353).

3евс Олимпийский — покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги (Hom. Il. V 877 след.). Он даёт людям законы (Demosth. 25, 16, Eur. Hippol. 97; Soph. О. R. 865 след.). 3евс вообще оказывается принципом жизни, породителем всего живого ( Max . Tyr. 41, 2), "дарователем жизни", "всепородителем" (Hymn. Orph. LXXIII 2). 3евс покровительствует родовой общности людей, отсюда 3евс "родовой" (Pind. Ol. VIII 16; Pyth. IV 167). В «Умоляющих» Эсхила предоставлена величественная фигура великого бога, справедливого защитника и помощника людей. Благодетельные функции нашли отражение в его эпитетах: «помощник в беде» (Aeschyl. Sept. 8), «спаситель» (Paus. IX 26, 7; Soph. frg. 392), "спаситель города", · "основатель" (Aeschyl. Suppl. 445), «оградитель» (Soph. Antig. 487; Eur. Troad. 17), Полней — «городской» (Paus. I 24, 4), Полиух — «владетель государства» (Plat. Legg. XI 921 след.). 3евс Филий (покровитель дружеских союзов) (Plat. Phaedr. 234 е), «отчий», «отец» (Aristoph. Acharn . 223; Nub. 1468), «отеческий» (Soph. Trach. 288; Plat. R. P. III 391 e). Он следит за соблюдением клятв (Paus. V 24, 9; Soph. ?. R. 1767). 3евс — помощник воинов (Hom. Il. IV 84; Xenoph. Lac. pol. XIII 2) и сам стратег, полководец (надписи на монетах, ср. Cic. In Verr. II 4, 58; 129 -Imperator), «воинский» (Негоdot. V 119), «носитель победы» (Soph. Antig. 143; Eur. Heracl. 867, 937). Известен 3евс Булей (Paus. I 3, 5), покровитель народного собрания (Aeschl. Eum. 972; Aristoph. Equ. 410), скипетродержец (Hymp. Orph. XV 6), царь (Aristoph. Ran. 1278), «владыка владык, совершеннейшая сила блаженных и совершенных» (Aeschyl. Suppl. 525), «всецарь» (Hymn. Orph. LXXIII 4), «эллинский» (Aristoph. Equ. 1253) и даже "всеэллинский", которому в Афинах был учрежден специальный культ (Paus. I 18, 9).

3евс Олимпийский — отец многих героев, приводящих его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья: Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы Минос, Радаманф и Эак. Покровительствуя героям, уничтожающим хтонических чудовищ, 3евс осуждает кровопролитие и стихийные бедствия войны в лице Ареса (Hom. Il. V 888—898). Однако в мифах рождении героев заметны древние фетишистские мотивы. 3евс является к Данае в виде золотого дождя (Apollod. II 4, 1), Семеле — с молниями и громами, Европу он похищает, обернувшись быком (Apollod. III 1, 1), к Леде является лебедем (III 10, 7), Персефоне — змеем. Древние зооморфные мотивы заметны и в том, что 3евс превращает в животных своих возлюбленных, желая скрыть их от гнева Геры (Ио в корову, Каллисто в медведицу). Будучи «отцом людей и богов», 3евс вместе с тем является грозной карающей силой. По велению 3евса прикован к скале Прометей, укравший искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обречённых 3евсом на жалкую участь (Эсхил, «Прикованный Прометей»). Несколько раз 3евс уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра (Ovid. Met, I 246 — 380). 3евс хочет уничтожить жалкий род людей и «насадить» новый (Aeschyl. Prom. 231 — 233). Троянская война — тоже следствие решения 3евса покарать людей за их нечестие (Ноm. Il. I 5, XIX 263 след.). 3евс уничтожает род атлантов, забывших о почитании богов, и Платон называет этого 3евса «блюстителем законов» (Plat. Critias 121 b—с)

3. насылает проклятия, которые страшно реализуются на отдельных героях и целом ряде поколений (Тантал, Сисиф, Атриды, Кадмиды). Так, древний архаический 3евс принимает всё более очевидные моральные черты, хотя и утверждает он свои принципы с помощью силы. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, как раз не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью 3евса (Неs. Theog. 96; Орр. 256—264), который вложил в людей стыд и совесть, качества необходимые в социальном общении (Plat. Prot. 320d — 322d). 3евс , который мыслился «огнём», «горячей субстанцией» (Tertull. Adv. Marc. I 13) и обитал в эфире (Eur. frg. 487), владея небом как своим домом (Callim. Hymn. III 141), становится организующим средоточием космической и социальной жизни на Олимпе, где земля сходится с небом и где небо переходит в огненный тончайший эфир. Мифология 3евса Олимпийского отражает укрепление патриархальной власти басилеев, особенно микенских царей, хотя и не доходит до абсолютной централизации этой власти (по Гесиоду, 3евс был избран на царство богами, Theog. 881—885). Только в эллинистическую эпоху 3евс принимает образ мирового вседержителя и вершителя мировых судеб, того «всецаря» и «всеэллинского» владыки, которого воспевали в поздних Орфических гимнах и в гимне «К Зевсу» стоика Клеанфа (3 в. до н. э.), где универсализм и космизм 3евса принимают монотеистические черты.

Атрибуты 3евс — эгида, скипетр, иногда молот. Культовые праздники в честь 3евса немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов — исполнителей воли 3евса , находившихся в гораздо более близких отношениях к человеку: на Аполлона — пророчество, на Деметру — земледелие, на Афину — мудрость и искусства. В честь 3евса Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии — как символ единения и взаимного согласия греческих полисов. 3евсу соответствует римский Юпитер.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.