Значение ИОАСАФ БЕЛГОРОДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

ИОАСАФ БЕЛГОРОДСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иоасаф (Горленко) ( 1705 - 1754 ), епископ Белгородский и Обоянский , святитель .

Память 4 сентября в день перенесения мощей, 10 декабря в день кончины, в Соборе Курских святых

В миру Иоаким Горленко, родился 8 сентября 1705 года в Прилуках , Полтавской губернии в семье полковника.

Образование получил в Киевском Братском училище .

Родители мечтали, что сын их пойдет по стопам отца и будет военным. Но Господь готовил ему другой путь. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 оду он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре , а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре .

8 января 1728 г. рукоположен во иеродиакона и определен учителем Киево-Братского училища . Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии.

8 ноября 1734 г. Иоасаф был рукоположен во иеромонаха и переведен в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно назначен членом Киевской духовной консистории. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии.

24 июня 1737 г. иером. Иоасаф возведен в сан игумена Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря . С чувством глубокой ответственности вступил он в управление обителью и много сделал для ее благоустройства.

14 сентября 1744 г. был возведен в сан архимандрита .

24 января 1745 г. назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры , оставаясь настоятелем Мгарского монастыря. В обители преподобного Сергия он так же самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).

2 июня 1748 г. (в неделю всех Святых) архим. Иоасаф в соборной церкви Петропавловской крепости Петербурга был хиротонисан во епископа Белгородского .

Белгородская епархия была очень обширная, в ней насчитывалось до 1060 церквей. В первый же год святительства св. Иоасаф предпринял поездку до епархии и затем ежегодно совершал такие поездки. Состояние храмов Божиих, совершение богослужений в них, нравственность пастырей и пасомых - все было предметом внимания и заботы архипастыря.

Духовенство епархии еще далеко не отвечало своему званию и иногда служило соблазном для пасомых. Поэтому святитель Иоасаф очень строго взыскивал за всякого рода проступки, допускаемые священно и церковнослужителями. Его строгость (вынужденно - по обстоятельствам того времени) доходила до применения телесных наказаний к духовенству. Поссорившимся между собой священнослужителям он запрещал приступать к совершению божественной литургии до примирения.

Строгость архипастыря сочеталась с пастырской любовью, с заботливостью о нуждах духовенства, с горячим желанием защищать его от произвола различных светских лиц. Любовь святителя простиралась не только на духовенство. Он с великим милосердием относился ко всем страждущим, притесняемым и нищим. Последние имели свободный доступ к святителю и могли в любое время приходить к нему и находить в нем отца, заступника и благодетеля. Все доходы с вотчин архиерейского дома святитель употреблял на помощь неимущим. Милостыню он любил творить втайне. Это делалось так. Перед праздниками христианскими он посылал своего преданного келейника в жилища бедных с подаянием деньгами и одеждою. Этому келейнику он давал указание положить дар у окна или порога, три раза стукнуть в стену для привлечения внимания хозяев, самому же поспешно удалиться. Предание уверяет, что святитель сам под покровом ночи любил разносить подаяние бедным. Сострадательный и милосердный к другим, святитель был очень строг к себе - в келейной своей жизни он сохранил нищету инока. Он был настолько нестяжателен в жизни, что по его кончине у него было найдено несколько медных монет, и погребение, по разрешению Св. Синода, пришлось совершить на запасные суммы архиерейского дома.

Непрестанное памятование о Боге и постоянная молитва - вот что украшало святителя. Он был ревностным молитвенником пред Богом, с горячими слезами совершал святитель божественную литургию. И рано утром, и поздно вечером келейник святителя всегда заставал его на молитве. Однажды этот келейник (впоследствии соборный протоиерей г. Изюма) видел в сонном видении святителя Иоасафа молящимся в некоем чудном храме, исполненном благоухания, причем святитель преподал ему наставление на текст: "непрестанно молитеся".

Этот призыв к непрестанной молитве выразился у него в написании ежечасной молитвы, которую он каждый час читал сам и советовал другим: "Буди благословен день и час..."

Усиленные подвиги в юности надломили здоровье святителя. Как он сам говорил на одре болезни: "излишняя святость в начале не дает мне ныне веку дожить".

Чувствуя приближение кончины, святитель испросил разрешение Св. Синода навестить своих родителей.

29 мая 1754 г. он отслужил в Белгороде последнюю литургию, просил у всех прощение и всех разрешил. Он ясно говорил, что Белгорода он уже более не увидит. Перед отъездом святитель дал указание, чтобы для него готовили место вечного упокоения, причем просил, чтобы все постарались сделать к осени.

Побыв у родителей до осени, святитель отправился в свою епархию. По дороге он заехал в с. Грайворон - вотчину архиерейского дома. Здесь он заболел и продолжать поездку не мог. Болезнь его продолжалась более двух месяцев. Во время этой болезни он предсказал своим келейникам всю их будущую жизнь.

Перед самой кончиной святитель принял таинство Елеосвящения , причастился Св. Христовых Таин и 10 декабря 1754 г. мирно отошел ко Господу. О кончине святителя было извещено свыше игумену Хотмыжского монастыря Исаии и отцу святителя.

Тело святителя Иоасафа в декабре было привезено в Белгород и оставалось непогребенным до середины февраля 1755 г., так как назначенный на погребение святителя преосвященный Иоанн Переяславский задержался в пути из-за разлива рек. За это время тело почившего святителя не потеряло обычного своего цвета и вида.

23 февраля 1755 г. было совершено погребение святителя Иоасафа.

Через два года его тело и одежды были найдены нетленными, несмотря на сырость в склепе. С этого времени началось благоговейное почитание еп. Иоасафа. Все притекавшие к его гробу получали по вере своей исцеления.

По ходатайству Питирима, еп. Курского через 156 лет после кончины святителя Иоасафа, он был причислен к лику святых.

Открытие его мощей было совершено 4 сентября 1911 г.

В 1920 году произошло надругательство над святыней: мощи св. Иоасафа были извлечены из гробницы, отправлены в Москву и выставлены в музее Наркомздрава. Затем их перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию Музея истории религии и атеизма. Только в 1991 году они были возвращены в Белгородский Преображенский собор , где находятся в настоящее время.

Тропарь

Святителю Христу Богу возлюбленне, / правило веры и образ милосердия людем был еси, / бдением же, постом и молитвою, / яко светильник пресветлый, просиял еси / и прославлен от Бога явился еси: телом убо в нетлении почивая, / духом же Престолу Божию предстоя, / чудеса преславная источаеши. / Моли Христа Бога, / да утвердит нас в Православии и благочестии / и спасет души наша.

Труды

Путешествие в мире грешника Иоасафа Горленко.

Краткая автобиография.

Фамильные записки.

Брань честных семи добродетелей с седми грехами смертными в человеце путнику так всегда, яко наипаче в дни св. великия четыредесятницы, резидуючая, по чину седмиц ея имагинацеею мистическою и рифмой описанная 1737 г., апреля 9 дня.

Все произведения изданы в 1892 г. в Киеве В. Горленко.

Литература

Лебедев А. С. Белгородские архиереи. Харьков, 1902, с. 79-115.

Квитка Г. Краткое описание жизни преосвящ. Иоасафа Горленко.

Платонов И., прот. Кафедральный собор, как свящ. памятник молитв свят. Иоасафа (Горленко) Белгородского чудотворца. Курск, 1911.

Большаков Н. Житие и чудеса св. Иоасафа, еп. Белгородского. СПб, 1909.

Борисов, свящ. Иоасаф Горленко, его жизнь и деятельность. Серг. Посад, 1911.

Поселянин Е. Рус. церковь и рус. подвижники 18 в. СПб, 1905, с. 86-101.

Поселянин Е. Свят. Иоасаф Белгородский. (Рус. палом., 1909, № 18, с. 280-282; № 19, с. 297-299).

Никодим, еп. Иоасаф св. и чудотворец еп. Белгородский (его жизнь, прославление и чудеса). Курск, 1914.

Жевахов Н. Д. Памяти нового чудотворца.

Борис, архим. Прощальная речь профессорам и студентам СПб дух. акад., сказанная при последнем служении в академ. церкви (11/II-1901 г.) СПб.

Булгаков Г. И. Облачения святителя Иоасафа Горленко, еп. Белгородского и Обоянского. Курск, 1910.

Его же Об иконном изображении святителя Иоасафа, Белгородского чудотворца. Курск, 1911.

Булгаков С. Благодатная личность святителя-молитвенника Иоасафа и назидательное значение ее для нашего времени. Курск, 1913.

Его же Святитель Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский. Курск, 1911.

Его же Святитель Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский и Обоянский и его отношения к виновному духовенству. Курск, 1911.

Толстой Ю., № 81.

Денисов, с. 299.

Булгаков, с. 1404.

Строев П., с. 633, 929.

Голубинский, с. 328.

Н. Д., с. 57.

А. А. Н. Сказание о песчанской чудотворной иконе Богоматери. Харьков, 1883, с. 10-12.

Св. Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский (материалы Кульжинского Г.). Киев, 1907 и 1908.

Летопись Е. А., с. 716.

Списки архиереев, № 81.

Церковн. вестн., 1891, № 33, с. 517.

Рус. инок, 1911, март, вып. 5, с. 31-33; июль, вып. 14, с. 54.

Душеп. чтение, 1869, т. III, с. 303-337.

Странник, 1865, т. III, с. 45, 63, 87.

Приб. к Ц. В., 1905, № 5, с. 186-192.

Рус. старина, 1904, октябрь, с. 120, 121.

Ж. М. П., 1954, № 6, с. 42.

Рус. палом., 1911, № 11, с. 160-163; № 21, с. 334-335; № 29, с. 464; № 30, с. 479-480; № 34, с. 544, № 35, с. 552-554, 559; № 36, с. 565-576, 670; № 37, с. 579-584, 586-587; № 38, с. 595-600, 603-604; № 39, с. 610-612; № 40, с. 626-639; № 41, с. 642-644; № 42, с. 660-664.

Истор. вестн., 1894, июль, с. 257.

Рус. архив, 1900, кн. 1-я, № 2, с. 334.

Изв. Казан. еп., 1911, с. 124; № 6, с. 199; № 9, с. 265-271.

Ж. П. Б., т. XII, с. 184-205.

БЭЛ, т. II, с. 1243; т. VII, с. 180, 181.

БЭС, т. I, с. 420, 1104, 1105.

ЭС, т. XIII-а, с. 718.

РБС, т. VIII, с. 289.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4471

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6641.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.