Значение ИОАСАФ (УДАЛОВ) в Православной энциклопедии Древо

ИОАСАФ (УДАЛОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иоасаф (Удалов) ( 1886 - 1937 ), епископ б. Чистопольский , викарий Казанской епархии , священномученик .

Память 19 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских .

В миру Удалов Иван Иванович, родился 5 апреля 1886 в г. Уфе в семье часового мастера.

В 1900 г. окончил Уфимское духовное училище . В 1906 г. окончил Уфимскую духовную семинарию .

Его духовником во время учёбы в семинарии был схиархимандрит Гавриил (Зырянов) . Значительное влияние на него оказал архиепископ Антоний (Храповицкий) , совершивший в 1910 году его постриг в монашество.

В 1910 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, принял монашество , рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем Житомирского училища пастырства .

С 3 октября 1911 г. был назначен на должность помощника инспектора Казанской духовной академии .

В 1912 году - исполнял обязанности настоятеля Казанского Спасо-Преображенского миссионерского монастыря и председатель Совета миссионерских курсов в сане игумена .

В 1915 году возведен в сан архимандрита и назначен преподавателем Педагогического Совета курсов (1915-1917 гг. заведующий Казанскими миссионерскими курсами ).

В период гражданской войны был членом епархиального совета при временно управлявшем епархией епископе Анатолии (Грисюке) , являлся его ближайшим сотрудником.

25 июля 1920 года хиротонисан во епископа Мамадышского , викария Казанской епархии. осле ареста митрополита Кирилла (Смирнова) и высылки владыки Анатолия (Грисюка) , временно управлял Казанской епархией .

С 1922 года - епископ Чистопольский , викарий той же епархии.

В 1922 выступил против обновленческого движения , некоторое время был вынужден служить тайно. В 1923 принимал в епархии покаяние у возвращавшихся в Патриаршую церковь бывших обновленцев, переосвящал (малым чином) ранее принадлежавшие им храмы. Однако ему не удалось легализовать (зарегистрировать) православное епархиальное управление, а в ноябре 1923 власти запретили ему проводить богослужения, сам епископ ненадолго был арестован.

12 декабря 1923 года в ГПУ поступил донос и на самого епископа Иоасафа, в котором говорилось, что владыка, "не имея официального разрешения от гражданской власти на организацию Епархиального Управления, фактически управляет епархией" [1] . В доносе также был намек на связь с "бывшим Патриархом" Тихоном, от которого владыка Иоасаф "на днях ожидал получить руководящие указания о работе епархии". В этот же день, 12 декабря, постановлением ГПУ было решено изъять всю переписку владыки Иоасафа. 24 декабря в ОГПУ из почтовой конторы забираются письмо Патриарха Тихона к епископу Иоасафу, а также список о наградах и несколько документов административного характера (на которых стояла подпись архиепископа Илариона (Троицкого) ). Характерно, что некоторые документы изымались чекистами и с других адресов, поскольку корреспонденция для владыки Иоасафа шла не только на его имя, но и на конспиративные адреса. Однако даже это его не спасло, и письма были изъяты, ибо перлюстрация писем, по всей видимости, была тотальной. Тем не менее, этого оказалось недостаточно для основательного обвинения владыки Иоасафа.

Из Казани в Москву по линии ОГПУ шли откровенные депеши о том, что "в кантонах плодотворная работа обновленцев может быть только в том случае, если тамошние тихоновцы лишатся своего наиболее умного и хитрого руководителя (епископа Иоасафа Удалова)". Власти запретили епископу Иоасафу совершать богослужения, но он продолжал совершать их тайно.

С 1924 по 1926 гг. был заведующим Миссионерскими курсами в Казани .

16 мая 1924 г. вызван ОГПУ в Москву , где был арестован и помещен в Бутырскую тюрьму . 24 августа освобожден под подписку о невыезде, затем был оправдан. Проживал в Даниловом монастыре .

12 апреля 1925 г. принимал участие в погребении св.Патриарха Тихона . Подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому) . Осенью 1925 г. по поручению Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра составил проект декларации об отношениях между Русской Православной Церковью и советским государством.

18 ноября 1925 г. арестован в Даниловом монастыре, проходил по групповому "делу митрополита Петра (Полянского) и др., Москва, 1926 г.". Обвинялся в "пособничестве и укрывательстве группы монархических епископов и мирян, поставившей себе задачей использование церкви для нанесения явного ущерба диктатуре пролетариата". 21 мая 1926 г. приговорен к трем годам ссылки в Зырянский край. Во время следствия содержался во Внутренней тюрьме ОГПУ в Москве. 17 июня 1926 г. был отправлен в ссылку.

В 1926 - 1929 гг. жил в ссылке в п. Туруханске Енисейской губернии. Позднее об этой ссылке он вспоминал так: "... тяжкие испытания в ссылке, приходилось голодать, замерзать, валяться с больным сердцем в грязи, в тюрьмах" [2] .

После выхода июльской Декларации 1927 г. перешел в оппозицию Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) .

В 1929 г. еп. Иоасаф обращается с просьбой к митрополиту Сергию (Страгородскому) отправить его на покой «по состоянию здоровья». Митрополит Сергий удовлетворил просьбу последнего. С этого времени (конец 1929 г.) и до своей кончины в 1937 г. епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов) находился на покое.

По ortho-rus.ru, принадлежал к Даниловскому расколу , предполагают, что в оппозицию против митрополита Сергия он стал не столько по идейности, сколько потому, что в отсутствие митрополита Кирилла управляющим Казанской епархией сделали не его, а епископа Афанасия (Малинина) . Но по другим данным, эти события никоим образом не смутили епископа Иоасафа (как утверждают некоторые историки), а наоборот, обрадовали, т.к. он считал, что в Казанской епархии отныне будет мирное правление и власти не будут сталкивать православных архиереев, тем более что владыка Афанасий был достойнейшим архиереем, с которым епископ Иоасаф был знаком еще с Казанской духовной академии.

На обратном пути из ссылки 2 месяца он прожил в Енисейске и получил там новое постановление о высылке с прикреплением к определенному месту жительства, избрал г. Козьмодемьянск Марийской АО, где поселился с конца 1929 года.

1 декабря 1930 года [3] был арестован, проходил по групповому "делу членов Казанского филиала "ИПЦ". Казань, 1932г.", обвинялся в том, что "возглавлял и фактически руководил Казанской церковно-монархической организацией, оставшись активным деятелем ее после преобразования в филиал Всесоюзного центра контрреволюционной монархической организации ИПЦ".

На допросе показал:

"Мое отношение к разногласиям между митр. Кириллом и митр. Сергием по вопросу о создании последним около себя Синода таково: митр.Кирилл вправе, как один из старейших архиереев, притом указанный патриархом Тихоном первым своим после своей смерти заместителем, - требовать от митр.Сергия его документальных полномочий на созыв такого Синода, и при отстутствии таковых подвергнуть сомнению компетенцию этого Синода; он вправе требовать передачи этого спора на рассмотрение митрополита Петра, как еще живущего и сохраняющего свои полномочия Патриаршего Местоблюстителя, - это право апелляции к главе Церкви гарантировано многими церковными канонами. В силу этого решение митр.Сергия единолично возникшего между ними конфликта, отказ в передаче этого спора митрополиту Петру и наложение на митр.Кирилла репрессий в виде увольнения на покой по моему мнению канонически неправильно и подлежит отмене. Вышеизложенными обстоятельствами, т.е. узурпацией митр.Сергием принадлежащих ему прав, или, во всяком случае, сомнительных до авторитетного их разъяснения, налагаемые им легко репрессии, и не на одного митр.Кирилла (подчеркиваю, митр.Кирилл в своем ответе резко и решительно отвергает политические мотивы своих разногласий с митр.Сергием, что и дает основание держаться строго церковной оценки этого спора), обвинение всех отбывающих различные наказания духовных, в том числе, значит, и меня, в политической преступности - все это заставило меня до времени окончания срока ссылки (ноябрь 1931г.) держаться в отдалении от митр.Сергия, но не в отделении; когда я получил бы свободу передвижения, то путем личного обмена мыслями с митр. Сергием возможно на многое вышеизложенное изменил бы свою настоящую точку зрения. К напечатанному в газетах "Интервью" митр.Сергия я отношусь так: приветствуя его желание всеми имеющимися средствами предотвратить готовящуюся новую человеческую бойню и рассеять многие неправильно сложившиеся мнения о нашей жизни, я пожалел, что митр.Сергий не нашел надлежащего тона для своего интервью и не избежал, не предусмотрел возражений."

Из показаний:

"В своих личных отношениях к советской власти особых приступов враждебности я в себе не помню. Во время наиболее тяжких испытаний в ссылке, когда приходилось голодать, замерзать, валяться больному с слабым сердцем в грязи в тюрьмах, конечно, бывали горькие минуты при наличии сознания своей невиновности, но это не основное чувство"

Проживая в Козьмодемьянске 2 года под бдительным надзором органов ОГПУ я не был ни разу заподозрен в чём-либо противосоветском, контрреволюционном. Опровергать отдельные факты обвинения мне не приходится, так как в обвинении не указано ни одного такового, касающегося лично меня и устанавливающего мое непосредственное участие в нем, а приведенные мною выше справки о моей жизни последних лет с неопровержимостью доказывают, что участия в казанской жизни я не мог иметь .

В период следствия содержался под стражей в изоляторе ПП ОГПУ г.Казани. 5 января 1932 г. приговорен к 3 годам ИТЛ. В 1932 - 1934 г. в заключении в лагере под г. Кемерово , на рудниках в Араличеве. В лагере возил тачки с углем.

В 1934 г. Особым Совещанием при НКВД СССР срок наказания увеличен на 2 года.

В 1936 г. освобожден из лагеря. Жил на окраине Казани вместе с 80-летней матерью. С "сергианскими" архиереями митрополитом Серафимом (Александровым) , архиепископами Венедиктом (Плотниковым) , Никоном (Пурлевским) он не общался, но посещал «сергианскую» церковь Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище , иногда служил панихиды. К нему часто приезжали симпатизирующие «непоминающим» крестьяне. Владыка Иоасаф продолжал переписываться со ссыльным митрополитом Кириллом . Жил очень бедно, а продукты и одежду, передаваемые ему верующими, пересылал священникам, находившимся в тюрьме и ссылке. На вопрос одного протоиерея об отношении к советской власти ответил: "чтобы судить о советской власти, нужно побывать в концлагерях…".

В ноябре 1937 г. арестован в Казани у ложа умирающей матери, содержался во внутренней тюрьме НКВД г. Казани. Он был обвинён в организации контрреволюционного церковного подполья. По одному делу с ним были привлечены две монахини давно закрытого Богородицкого монастыря Евдокия (Двинских) , Степанида (Макарова) и "сергианский" протоиерей Серафимовской церкви Николай Троицкий . На допросах сщмч. Иоасаф отказался признать себя виновным и отвечать на конкретные вопросы, а обвинения выдвигались самые нелепые – в том числе «восхваления Троцкого», «симпатии к фашизму».

29 ноября 1937 Тройка ОГПУ по ТАССР приговорила епископа Иоасафа (Удалова), протоиерея Николая Троицкого к расстрелу, а монахинь – к 10 годам лагерей.

2 декабря 1937 года был расстрелян во внутренней тюрьме НКВД г. Казани, похоронен на Архангельском кладбище.

Канонизирован Синодом Русской Православной Церкви заграницей в 1981 году.

Причислен к лику священномучеников 23 июня 2008 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению Казанской епархии .

Литература

Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.125.

Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.3. С.387-388.

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.397, 416, 976.

Журавский А.В. Епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов) как последователь митрополита Казанского Кирилла// Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Института: Материалы 1992-1996. М., 1996. С.356-363.

Журавский А. Жизнеописание новых мучеников Казанских. Год 1918-й. Казань, 1995. (Материалы к истории Казанской церкви ХХ в.; Сб.1). С.44.

Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн.2. С.351,490-491.

Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г. Пг., 1917. С.37.

Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных). М.: Современный писатель, 1998. 208с., илл.Просим освободить С.169-171.

"Прав. Собес." 1913, июль-август, с. 324.

"Церк. Вед." 1910, № 35, с. 353, 1912, № 29, с. 284, 1915, № 17, с. 145.

"Именной список рект. и инспект. Дух. Акад. и семинарий на 1917 год", с. 37.

Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия, с. 18.

ФПС I, № 99, с. 4, III, с. 4.

ФАМ I, № 125, с. 10.

Regel'son 579f.

Использованные материалы

http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/?HYZ9EJ...9XAt

http://kds.eparhia.ru/www/script/ps17_38_97285879630.html

http://kds.eparhia.ru/bibliot/istoriakazeparhii/arhipastyri/..._14/

http://kazan.eparhia.ru/eparhia/arhipastyr/ioasafudalov/

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4201

[1] Архив ФСБ РФ по РТ. Архивное следственное дело № 2-11184, л. 25.

[2] Архив УФСБ РФ по РТ. Архивное следственное дело № 2-18199, Т.1, л. 250 – 251.

[3] По др. данным - летом 1931 года.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.