Значение ЗИНОВИЙ (МАЖУГА) в Православной энциклопедии Древо

ЗИНОВИЙ (МАЖУГА)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Зиновий , в схиме Серафим (Мажуга) ( 1896 - 1985 ), схимитрополит Тетрицкаройский , Глинский, преподобный .

Память 9 сентября (Укр.)

В миру Мажуга Захар Якимович (Захарий Иоакимович), родился 14 сентября 1896 года в городе Глухов Черниговской губернии, в семье рабочего. В 3 года лишился отца, в 11 - матери. Сиротой окончил церковно-приходское училище.

Поступил в Глинскую пустынь в 1912 году. Будучи послушником был призван на военную службу в 1916 году и вернулся в обитель лишь в 1921 году [1] . В том же году он был пострижен в монашество с именем Зиновий в честь священномученика Зиновия, епископа Егейского .

Смирению Зиновий прилежал с юных лет. В начале своего иноческого пути он всячески понуждал себя к исполнению этой добродетели. Когда он был новоначальным послушником, ему не давалось никакое послушание: отовсюду его гнали, постоянно укоряли, жаловались на него настоятелю – он все терпел. Наконец, его определили ухаживать за лошадьми, которых он с детства панически боялся. Преодолев страх, он полностью предал себя воле Божией и вскоре не только начал справляться с порученным ему делом, но даже и полюбил свое послушание. В то время один юродивый глинский монах предрек монастырскому конюху, что тот станет великим человеком.

В 1922 году, после закрытия Глинской пустыни , переехал на Кавказ, где был рукоположен во иеродиакона и поступил в Драндский Успенский монастырь Сухумской епархии . 18 января 1925 года епископом Сухумским Никоном был рукоположен во иеромонаха и служил в Сухумском Никольском храме до 1930 года.

В 1930 году переехал в Ростов-на-Дону где служил в Софийском храме .

В 1936 году был арестован, осужден, и отбывал заключение на Урале до 1942 года. Тяжкие испытания не ожесточили души подвижника: напротив, когда он впоследствии вспоминал о скорбных обстоятельствах своей жизни, лицо его всегда просветлялось, старец говорил близким ему людям, что никогда не скорбел, но радовался испытаниям, принимая их, как от руки Божией.

С 1942 год служил в Тбилисском Сионском Успенском соборе , возможно уже в сане игумена . Затем, вплоть до 1945 года, окормлял Мцхетский Ольгинский монастырь . С 1945 года, игумен и настоятель Никольского храма села Кирово в Армении . В 1947 году был переведен настоятелем в Батумский Свято-Духовский храм .

В 1950 году был возведен в достоинство архимандрита и назначен настоятелем Тбилисского Александро-Невского храма - служение, которое он сохранял за собой вплоть до кончины.

11 июня 1952 назначен членом Священного Синода Грузинской Православной Церкви .

30 декабря 1956 года был рукоположен во епископа . С 6 марта 1957 года - епископ Степанованский , викарий патриарха всея Грузии

С 1960 года - епископ Тетрицкаройской . В 1972 году был возведён в сан митрополита .

На протяжении многих десятилетий владыка Зиновий являлся живым связующим звеном между Русской и Грузинской Церквами. Он был очень сердечным, радушным и скромным. Жил при Александро-Невском храме, в маленьком домике, в котором было всего две небольших комнатки - одна служила ему кельей, а другая - приемной. Владыка был каждого, кто к нему приходил, ласково принимал, непременно выслушивал, утешал, наставлял, молился за него и никого не отпускал, не угостив хотя бы чашкой чая. Окружающих его людей называл своей семьей и никогда не садился за стол один. Обращавшимся к нему за духовной поддержкой он давал не просто совет, а открывал им волю Божию, будучи наделён даром прозрения и духовного утешения. Сохранилось много свидетельств прозорливости святителя, по молитвам митрополита Зиновия многие получали избавление от болезней и утешение в жизненных скорбях. С теми же, кто не слушал слов старца, своевольничал, бывало, случались неприятности.

Владыка ежедневно служил литургию и лично вынимал частицы за всех кого знал и о ком его просили молиться. Имел дар непрестанной молитвы.

Большинство верующих считали митрополита святым еще при жизни. Католикос-патриарх всея Грузии Давид V , очень почитавший Владыку, не раз предлагал ему сменить свою убогую келейку при храме на подобающую его сану резиденцию, но тот всегда отказывался.

О своей кончине митрополит Зиновий был извещен Свыше: накануне сообщил близким ему людям, что скоро отправится к отцу Андронику , наказывал приходить к нему на могилку, обращаться со всеми своими скорбями, как к живому.

Скончался 8 марта 1985 года и был погребён в Тбилиси , около Александро-Невского храма. После его кончины у него под кроватью нашли чемодан, в котором было полное схимническое облачение и записка: « Имя мое Серафим ». О тайной схиме Владыки не знали даже ближайшие его помощники.

25 марта 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви внес имя схимитрополита Серафима в святцы Украинской Православной Церкви , причтя его к чину преподобных .

Награды

наперсный крест (от патриарха Сергия , 1943)

палица (1949)

ношение креста на клобуке (17 ноября 1958)

Литература

"Памяти митрополита Зиновия (Мажуга)", ЖМП , 1996, № 9, 59-60.

Иоанн (Маслов), схиархим., Глинская пустынь , Москва, 1992, 157.

Использованные материалы

Софроний (Макрицкий), иеродиакон, Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин) , изд. 6-е, М.: 2006, 117.

Страницы базы данных Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века :

http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/ans/newmr/?HY...ceWd

http://kuz1.pstbi.ccas.ru/foto_1/oea-1.jpg

"Сестры посетили места подвигов глинских старцев", сайт Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря, 3 октября 2007:

http://www.sestry.ru/church/content/life/events/50/

[1] По некоторым данным был пострижен в рясофор уже в 1920 году. См. Софроний (Макрицкий), иеродиакон, Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин) , изд. 6-е, М.: 2006, 117.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.