Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации.
Николай II Александрович Романов ( 1868 - 1918 ), император Всероссийский , благоверный царь, страстотерпец .
Память 4 июля в день кончины, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых
Родился 6 мая 1868 года, в день святого праведного Иова Многострадального . Он был старшим сыном императора Александра III и его супруги императрицы Марии Феодоровны . Воспитание, полученное им под руководством отца, было строгим, почти суровым. «Мне нужны нормальные здоровые русские дети» — такое требование выдвигал император к воспитателям своих детей. Такое воспитание могло быть по духу только православным. Еще маленьким ребенком цесаревич проявлял особую любовь к Богу, к Его Церкви. Наследник получил весьма хорошее домашнее образование — знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком. Но планам отца по подготовке сына к несению монаршего долга не суждено было в полной мере осуществиться.
Первая встреча шестнадцатилетнего наследника Николая Александровича и юной принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской произошла в 1884 году, когда ее старшая сестра, будущая преподобномученица Елизавета , вступила в брак с великим князем Сергеем Александровичем , дядей цесаревича. Между ними завязалась крепкая дружба, перешедшая затем в глубокую и все возрастающую любовь. Когда в 1889 году, достигнув совершеннолетия, наследник обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой, отец отказал, мотивируя отказ его молодостью. Тогда он смирился перед отцовской волей, но в 1894 году, видя непоколебимую решимость сына, обычно мягкого и даже робкого в общении с отцом, император Александр III дал благословение на брак.
Радость взаимной любви была омрачена резким ухудшением здоровья императора Александра III, который скончался 20 октября 1894 года. Несмотря на траур, было решено не откладывать бракосочетание, но оно состоялось в самой скромной обстановке 14 ноября 1894 года. Наступившие затем дни семейного счастья вскоре сменились для нового императора необходимостью принятия на себя всего бремени управления Российской империей , несмотря на то что он не был еще полностью введен в курс высших государственных дел.
Царствование
Характер Николая Александровича, которому при воцарении было двадцать шесть лет, и его мировоззрение к этому времени вполне определились. Лица, стоявшие близко ко двору, отмечали его живой ум — он всегда быстро схватывал существо докладываемых ему вопросов, прекрасную память, особенно на лица, благородство образа мыслей. При этом Николай Александрович своей мягкостью, тактичностью в обращении, скромными манерами на многих производил впечатление человека, не унаследовавшего сильной воли своего отца.
Руководством для императора Николая II было политическое завещание отца: «Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России . Охраняй самодержавие , памятуя притом, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед Престолом Всевышнего . Вера в Бога и святость твоего царского долга да будет для тебя основой твоей жизни. Будь тверд и мужествен, не проявляй никогда слабости. Выслушивай всех, в этом нет ничего позорного, но слушайся самого себя и своей совести » .
С самого начала своего правления державой Российской император Николай II относился к несению обязанностей монарха как к священному долгу. Государь глубоко верил, что для русского народа царская власть была и остается священной. В нем всегда жило представление о том, что царю и царице следует быть ближе к народу, чаще видеть его и больше доверять ему. Став верховным правителем огромной империи, Николай Александрович взял на себя громадную историческую и моральную ответственность за все происходящее во вверенном ему государстве. Одной из важнейших своих обязанностей почитал он хранение православной веры .
1896 год был ознаменован коронационными торжествами в Москве . Совершилось венчание на царство — важнейшее событие в жизни монарха, - и над царской четой было совершено таинство миропомазания . С детства обрученный России, он в этот день как бы повенчался с ней. К великой скорби государя, торжества были омрачены катастрофой на Ходынском поле: в ожидавшей царских подарков толпе произошла давка, в которой погибло много людей.
Через год после свадьбы, 3 ноября 1895 года, у царственной четы родилась первая дочь — великая княжна Ольга ; за ней последовало появление на свет трех полных здоровья и жизни дочерей, которые составляли радость своих родителей, великих княжон Татианы (29 мая 1897 года), Марии (14 июня 1899 года) и Анастасии (5 июня 1901 года). Долгожданное рождение наследника, цесаревича Алексея , произошло 12 августа 1904 года, через год после паломничества царской семьи в Саров , на торжества прославления преподобного Серафима . Но уже через несколько недель выяснилось, что цесаревич болен гемофилией. Жизнь ребенка все время висела на волоске: малейшее кровотечение могло стоить ему жизни.
Глубокая и искренняя религиозность выделяла императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Духом православной веры было проникнуто с самого начала и воспитание детей - все члены царской семьи жили в соответствии с традициями православного благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говение во время постов были неотъемлемой частью их быта. При том личная религиозность государя и его супруги была чем-то бесспорно большим, чем простое следование традициям. Царская чета не только посещала храмы и монастыри во время многочисленных поездок, поклонялась чудотворным иконам и мощам святых, но и совершала паломничества. Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли их и специально для них совершались службы в Царскосельском Феодоровском соборе .
Император Николай II уделял огромное внимание нуждам Православной Церкви во все время своего царствования. Как и все российские императоры, он щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. За годы его царствования число приходских церквей в империи увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей. Сам он участвовал в закладке новых храмов и других церковных торжествах. Личное благочестие Государя проявилось и в том, что за годы его царствования было канонизировано больше святых, чем за два предшествующих столетия, когда было прославлено лишь 5 святых угодников - за время его царствования к лику святых были причислены святитель Феодосий Черниговский ( 1896 г.), преподобный Серафим Саровский ( 1903 г.), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 г.), святитель Иоасаф Белгородский ( 1911 г.), святитель Ермоген Московский ( 1913 г.), святитель Питирим Тамбовский ( 1914 г.), святитель Иоанн Тобольский ( 1916 г.). При этом император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Император Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского и после его блаженной кончины повелел совершать его всенародное молитвенное поминовение в день преставления.
В годы правления императора Николая II сохранялась синодальная система управления Церковью, однако именно при нем церковная иерархия получила возможность не только широко обсуждать, но и практически подготовить созыв Поместного Собора .
Стремление привносить в государственную жизнь христианские религиозно-нравственные принципы своего мировоззрения всегда отличало и внешнюю политику императора Николая II. Еще в 1898 году он обратился к правительствам Европы с предложением о созыве конференции для обсуждения вопросов сохранения мира и сокращения вооружений. Следствием этого стали мирные конференции в Гааге в 1889 и 1907 годах, чьи решения не утратили своего значения и до наших дней.
Но, несмотря на искреннее стремление государя к миру, в его царствование России пришлось участвовать в двух кровопролитных войнах, приведших к внутренним смутам. В 1904 году без объявления войны начала военные действия против России Япония и следствием этой тяжелой для России войны стала революционная смута 1905 года. Происходившие в стране беспорядки государь воспринимал как великую личную скорбь.
В неофициальной обстановке с Государем общались немногие. И все, кто знал его семейную жизнь не понаслышке, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов этой тесно сплоченной семьи. Отношения детей с государем были трогательны — он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их видоизменялись в зависимости от обстоятельств, переходя от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы.
Но центром семьи был Алексей Николаевич, на котором сосредотачивались все привязанности и надежды. Его неизлечимая болезнь омрачала жизнь семьи, но характер недуга оставался государственной тайной, и родители часто должны были скрывать переживаемые ими чувства. При этом болезнь цесаревича открывала двери во дворец тем людям, которых рекомендовали царской семье как целителей и молитвенников. В их числе появляется во дворце крестьянин Григорий Распутин , чьи целительские способности доставили ему большое влияние при дворе, которое, вместе с распространявшеся о нем дурной славе, подтачивали веру и верность многих к императорскому дому.
В 1913 году вся Россия торжественно праздновала трехсотлетие Дома Романовых . После февральских торжеств в Петербурге и Москве , весной, Царская семья довершила поездку по древним среднерусским городам, где на государя произвели большое впечатление искренние проявления народной преданности. Было немало оснований думать что Россия находилась на вершине могущества: население быстро увеличивалось, невиданными темпами развивалась промышленность, крепли армия и флот, успешно проводилась в жизнь аграрная реформа. Однако мировая обстановка обострялась: назревала Первая мировая война . Использовав как предлог убийство террористом наследника престола, Австро-Венгрия напала на Сербию и император Николай II посчитал своим христианским долгом вступиться за православных братьев. Из-за системы союзов, разделивших европейские державы на два лагеря, местный конфликт тут же перерос в мировую войну беспрецедентных масштабов и Россия оказалась лицом к лицу против сильнейшей сухопутной державы того времени - Германией .
В начале войны на волне патриотизма в России во многом затихли внутренние разногласия, даже самые трудные вопросы становились разрешимыми. Удалось осуществить давно задуманное государем запрещение продажи спиртных напитков на все время войны - его убеждение в полезности этой меры было сильнее всех экономических соображений.
Государь регулярно выезжал в Ставку, посещает различные секторы своей огромной армии, перевязочные пункты, военные госпитали, тыловые заводы — все, что играло роль в ведении грандиозной войны.
Император с начала войны рассматривал свое пребывание на посту верховного главнокомандующего как исполнение нравственного и государственного долга перед Богом и народом. Впрочем, Государь всегда предоставлял ведущим военным специалистам широкую инициативу в решении всех военно-стратегических и оперативно-тактических вопросов. 22 августа 1915 года государь выехал в Могилев , чтобы принять на себя командование всеми вооруженными силами России и с этого дня постоянно находился в Ставке. Лишь примерно раз в месяц Государь на несколько дней приезжал в Царское Село. Все ответственные решения принимались им, но в то же время он поручил императрице поддерживать сношения с министрами и держать его в курсе происходящего в столице.
Январь и февраль 1917 года государь провел в Царском Селе . Он чувствовал, что политическая обстановка становится все более и более натянутой, но продолжал надеяться на то, что чувство патриотизма все же возьмет верх, сохранял веру в армию, положение которой вновь значительно улучшилось, что вселяло надежды на успех большого весеннего наступления. 22 февраля государь выехал в Ставку и этот момент послужил сигналом для врагов порядка – в Петрограде начались волнения под политическими лозунгами «Долой самодержавие», в Думе слышалась резкая критика против государя. 25 февраля в Ставке было получено сообщение о беспорядках в столице. Узнав о положении дел, государь послал войска в Петроград для поддержания порядка, а затем сам отправился в Царское Село. Его решение было, очевидно, вызвано и желанием быть в центре событий для принятия в случае необходимости быстрых решений, и тревогой за семью. Этот отъезд из Ставки оказался роковым. За 150 верст от Петрограда царский поезд был остановлен – следующая станция Любань была в руках мятежников. Пришлось следовать через станцию Дно , но и тут путь оказался закрыт. Вечером 1 марта государь прибыл в Псков , в ставку командующего Северным фронтом генерала Н. В. Рузского . В столице наступило полное безвластие, но государь и командование армией считали, что Дума контролирует положение. В телефонных переговорах с председателем Государственной думы М. В. Родзянко государь соглашался на все уступки, если Дума сможет восстановить порядок в стране, но ответ Думы ставил царя перед выбором: отречение или попытка идти на Петроград с верными ему войсками – что означало гражданскую войну в то время, как внешний враг находился в российских пределах. Все окружающие государя, особенно командующие фронтами и начальник Генерального штаба М. В. Алексеев , также убеждали его в том, что отречение – единственный выход. После долгих и мучительных размышлений император принял выстраданное решение: отречься и за себя и за наследника, ввиду его неизлечимой болезни, в пользу брата, великого князя Михаила Александровича . Это произошло 2 марта 1917 года.
Заточение и мученическая кончина
Уже 8 марта комиссары Временного правительства, прибыв в Могилев, объявили через генерала Алексеева об аресте государя и необходимости проследовать в Царское Село. Арест царской семьи не имел ни малейшего законного основания или повода, но рожденный в день памяти праведного Иова Многострадального , в чем он всегда усматривал глубокий смысл, государь принял свой крест так же, как библейский праведник. По словам государя: «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину. Я думаю, в этом никто не сомневается из тех, кто меня знает» . Лишь в конце дневниковой записи 2 марта, в день отречения, прорывается его горькое чувство: «Нужно мое отречение. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился... В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена и трусость и обман!» В последний раз он обратился к своим войскам, призывая их к верности Временному правительству, тому самому, которое подвергло его аресту, к исполнению своего долга перед Родиной до полной победы. Прощальный приказ войскам, в котором выразились благородство души Государя, его любовь к армии, вера в нее, был скрыт от народа Временным правительством, запретившим его публикацию.
Государь принял и перенес все ниспосланные ему испытания твердо, кротко и без тени ропота. 9 марта арестованного накануне императора перевезли в Царское Село, где его с нетерпением ждала вся семья. Начался почти пятимесячный период неопределенного пребывания в Царском Селе. Дни проходили размеренно – в регулярных богослужениях, совместных трапезах, прогулках, чтении и общении с родными людьми. Однако при этом жизнь узников подвергалась мелочным стеснениям – государю было объявлено А. Ф. Керенским , что он должен жить отдельно и видеться с государыней только за столом, причем разговаривать только по-русски, караульные солдаты в грубой форме делали ему замечания, доступ во дворец близких царской семье лиц воспрещался. Однажды солдаты даже отняли у наследника игрушечное ружье под предлогом запрета носить оружие. Отец Афанасий Беляев , регулярно совершавший в этот период богослужения в Александровском дворце, оставил свои свидетельства о духовной жизни царскосельских узников. Вот как проходила во дворце служба утрени Великой пятницы 30 марта 1917 года: «Служба шла благоговейно и умилительно... Их Величества всю службу слушали стоя. Перед ними были поставлены складные аналои, на которых лежали Евангелия, так что по ним можно было следить за чтением. Все простояли до конца службы и ушли через общее зало в свои комнаты. Надо самому видеть и так близко находиться, чтобы понять и убедиться, как бывшая царственная семья усердно, по-православному, часто на коленях, молится Богу. С какою покорностью, кротостью, смирением, всецело предав себя в волю Божию, стоят за богослужением» .
В дворцовой Церкви или в бывших царских покоях отец Афанасий регулярно совершал всенощную и Божественную литургию, за которыми всегда присутствовали все члены императорской семьи. После дня Святой Троицы в дневнике отца Афанасия все чаще и чаще появляются тревожные сообщения – он отмечает растущее раздражение караульных, доходящих порой до грубости по отношению к царской семье. Не остается без его внимания и душевное состояние членов царской семьи — да, все они страдали, отмечает он, но вместе со страданиями возрастали их терпение и молитва.
Тем временем Временное правительство назначило комиссию по расследованию деятельности императора, но, несмотря на все старания, обнаружить хоть что-то порочащее царя не смогли. Однако, вместо освобождения царской семьи было принято решение об их удалении из Царского Села – в ночь на 1 августа они были отправлены в Тобольск , якобы ввиду возможных беспорядков, и прибыли туда 6 августа. Первые недели пребывания в Тобольске были едва ли не самыми спокойными за весь период заточения. 8 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы , узникам позволили в первый раз отправиться в церковь. Впоследствии и это утешение крайне редко выпадало на их долю.
Одним из самых больших лишений за время жизни в Тобольске было почти полное отсутствие всяких известий. Император с тревогой следил за разверзавшимися в России событиями, понимая, что страна стремительно идет к гибели. Безмерна была печаль царя, когда Временное правительство отклонило предложение Корнилова ввести войска в Петроград, чтобы пресечь большевистскую агитацию. Император прекрасно понимал, что это было единственное средство избежать неминуемой катастрофы. В эти дни государь раскаивался в своем отречении. Как вспоминал П. Жильяр, воспитатель цесаревича Алексея: «Он принял это решение [об отречении] лишь в надежде, что желавшие его удаления сумеют все же продолжать с честью войну и не погубят дело спасения России. Он боялся тогда, чтобы его отказ подписать отречение не повел к гражданской войне в виду неприятеля. Царь не хотел, чтобы из-за него была пролита хоть капля русской крови... Императору мучительно было видеть теперь бесплодность своей жертвы и сознавать, что, имея в виду тогда лишь благо родины, он принес ей вред своим отречением» .
Между тем к власти в Петрограде уже пришли большевики – наступил период, о котором Государь написал в своем дневнике: «гораздо хуже и позорнее событий Смутного времени». Солдаты, охранявшие губернаторский дом, прониклись расположением к царской семье, и прошло несколько месяцев после большевистского переворота, прежде чем перемена власти стала сказываться на положении узников. В Тобольске образовался «солдатский комитет», который, всячески стремясь к самоутверждению, демонстрировал свою власть над Государем – то заставляли его снять погоны, то разрушали ледяную горку, устроенную для царских детей, а с 1 марта 1918 года «Николай Романов и его семейство переводятся на солдатский паек». В письмах и дневниках членов императорской семьи засвидетельствовано глубокое переживание той трагедии, которая разворачивалась на их глазах. Но эта трагедия не лишала царственных узников силы духа, твердой веры и надежды на помощь Божию. Утешение и кротость в перенесении скорбей давали молитва, чтение духовных книг, богослужение и Причащение. В страданиях и испытаниях умножались духовное ведение, познание себя, своей души. Устремленность к жизни вечной помогала переносить страдания и давала великое утешение: «...Все, что люблю, — страдает, счета нет всей грязи и страданиям, а Господь не допускает уныния: Он охраняет от отчаяния, дает силу, уверенность в светлое будущее еще на этом свете» .
В марте стало известно, что в Бресте был заключен сепаратный мир с Германией, о котором государь писал что это «равносильно самоубийству». Первый большевистский отряд прибыл в Тобольск во вторник 22 апреля. Комиссар Яковлев осматрел дом, познакомился с узниками, а через несколько дней сообщил о том, что должен увезти Государя, уверяя, что ничего плохого с ним не случится. Предполагая, что его хотят отправить в Москву для подписания сепаратного мира с Германией, государь твердо сказал: «Я лучше дам отрезать себе руку, чем подпишу этот позорный договор». Наследник в это время был болен, и везти его было невозможно, но императрица и великая княжна Мария Николаевна последовали за императором и были перевезены в Екатеринбург , на заключение в дом Ипатьева. Когда здоровье Наследника поправилось, остальные члены семьи из Тобольска были заточены в том же доме, но большинство приближенных к ним допущено не было.
О екатеринбургском периоде заточения Царской семьи свидетельств осталось гораздо меньше – почти нет писем, в основном этот период известен лишь по кратким записям в дневнике императора и показаниям свидетелей. Особенно ценным является свидетельство протоиерея Иоанна Сторожева , совершавшего последние богослужения в Ипатьевском доме. Отец Иоанн служил там дважды в воскресные дни обедницу; в первый раз это было 20 мая (2 июня) 1918 года, когда, по его свидетельству, члены царской семьи «Молились очень усердно...». Условия жизни в «доме особого назначения» были гораздо тяжелее, чем в Тобольске. Стража состояла из 12-ти солдат, которые жили в непосредственной близости от узников, ели с ними за одним столом. Комиссар Авдеев, закоренелый пьяница, ежедневно изощрялся вместе со своими подчиненными в измышлении новых унижений для заключенных. Приходилось мириться с лишениями, переносить издевательства и подчиняться требованиям грубых людей, в числе которых были бывшие уголовные преступники. Спать царской чете и княжнам приходилось на полу, без кроватей. Во время обеда семье, состоящей из семи человек, давали всего пять ложек; сидящие за этим же столом охранники курили, нагло выпуская дым в лицо узникам, грубо отбирали у них еду. Прогулка в саду разрешалась единожды в день, поначалу в течение 15-20 минут, а потом не более пяти. Поведение часовых было совершенно непристойным.
Рядом с царской семьей оставались лишь доктор Евгений Боткин , который окружил узников заботой и был посредником между ними и комиссарами, пытаясь защищать их от грубости стражи, и несколько испытанных, верных слуг.
Вера заключенных поддерживала их мужество, давала им силу и терпение в страданиях. Все они понимали возможность скорого конца и ожидали его с благородством и ясностью духа. В одном из писем Ольги Николаевны есть такие строки: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь» .
Большинство свидетельств говорит об узниках Ипатьевского дома как о людях страдающих, но глубоко верующих, несомненно покорных воле Божией. Несмотря на издевательства и оскорбления, они вели в доме Ипатьева достойную семейную жизнь, стараясь скрасить угнетающую обстановку взаимным общением, молитвой, чтением и посильными занятиями. Один из свидетелей их жизни в заточении, воспитатель наследника Пьер Жильяр, писал: «Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою родину... Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись... И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти» .
Даже грубые стражи понемногу смягчились в общении с заключенными. Они были удивлены их простотой, их покорила полная достоинства душевная ясность, и они вскоре почувствовали превосходство тех, кого думали держать в своей власти. Смягчился даже сам комиссар Авдеев. Такая перемена не укрылась от глаз большевистских властей. Авдеев был заменен Юровским, стража заменена австро-германскими пленными и выбранными людьми из числа палачей «чрезвычайки». Жизнь его обитателей превратилась в сплошное мученичество. 1 (14) июля 1918 года отцом Иоанном Сторожевым было совершено последнее богослужение в Ипатьевском доме. Тем временем в строжайшей тайне от узников делались приготовления к их казни.
В ночь с 16 на 17 июля , примерно в начале третьего, Юровский разбудил царскую семью. Им было сказано, что в городе неспокойно и поэтому необходимо перейти в безопасное место. Минут через сорок, когда все оделись и собрались, Юровский вместе с узниками спустился на первый этаж и привел их в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном. Все внешне были спокойны. Государь нес на руках Алексея Николаевича , у остальных в руках были подушки и другие мелкие вещи. По просьбе государыни в комнату принесли два стула, на них положили подушки, принесенные великими княжнами и Анной Демидовой. На стульях разместились государыня и Алексей Николаевич. Государь стоял в центре рядом с наследником. Остальные члены семьи и слуги разместились в разных частях комнаты и приготовились долго ждать, уже привыкнув к ночным тревогам и разного рода перемещениям. Между тем в соседней комнате уже столпились вооруженные, ожидавшие сигнала. В этот момент Юровский подошел к государю совсем близко и сказал: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Эта фраза явилась настолько неожиданной для царя, что он обернулся в сторону семьи, протянув к ним руки, затем, как бы желая переспросить, обратился к коменданту, сказав: «Что? Что?» Государыня Александра и Ольга Николаевна хотели перекреститься. Но в этот момент Юровский выстрелил в Государя из револьвера почти в упор несколько раз, и он сразу же упал. Почти одновременно начали стрелять все остальные — каждый заранее знал свою жертву. Уже лежащих на полу добивали выстрелами и ударами штыков. Когда, казалось, все было кончено, Алексей Николаевич вдруг слабо застонал – в него выстрелили еще несколько раз. Убедившись, что их жертвы мертвы, убийцы стали снимать с них драгоценности. Затем убитых вынесли на двор, где уже стоял наготове грузовик – шум его мотора должен был заглушить выстрелы в подвале. Еще до восхода солнца тела вывезли в лес в окрестности деревни Коптяки .
Вместе с императорской семьей были расстреляны и их слуги, последовавшие за своими господами в ссылку. К ним, помимо расстрелянных вместе с императорской семьей доктором Е. С. Боткиным , комнатной девушкой императрицы А. С. Демидовой , придворным поваром И. М. Харитоновым и лакеем А. Е. Труппом , принадлежали убиенные в различных местах и в разные месяцы 1918 года генерал-адъютант И. Л. Татищев , гофмаршал князь В. А. Долгоруков , «дядька» наследника К. Г. Нагорный , детский лакей И. Д. Седнев , фрейлина императрицы А. В. Гендрикова и гофлектрисса Е. А. Шнейдер .
Почитание
Вскоре, после того как было объявлено о расстреле государя, святитель патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей совершать о нем панихиды. Сам он 21 июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе» .
Почитание царской семьи, начатое уже патриархом Тихоном, продолжалось и на протяжении десятилетий советского периода истории России. Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев. Тем временем их почитание крепло и в среде русской эмиграции, где уже стали известны случаи благодатной помощи по их молитвам. Одним из первых засвидетельствованных чудес было избавление во время гражданской войны сотни казаков, окруженных в непроходимых болотах красными войсками. По призыву священника отца Илии в единодушии казаки обратились с молитвенным воззванием к царю-мученику, государю Российскому – и невероятным образом вышли из окружения. В Сербии в 1925 году был описан случай, когда одной пожилой женщине, у которой двое сыновей погибли на войне, а третий пропал без вести, было видение во сне императора Николая, который сообщил, что третий сын жив и находится в России – через несколько месяцев сын вернулся домой. Прославление святых царственных мучеников, вместе с ликом всех новомучеников Российских , было совершено Русской Православной Церковью Заграницей 1 ноября 1981 года.
В последние годы перед падением советского строя во многих домах в России в красном углу можно было видеть фотографии царской семьи, во множестве стали распространяться и иконы с изображением царственных мучеников. Составлялись обращенные к ним молитвословия, литературные, кинематографические и музыкальные произведения, отражающие страдание и мученический подвиг царской семьи. В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступали обращения правящих архиереев, клириков и мирян в поддержку их канонизации. К моменту прославления царственных мучеников на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году в лике страстотерпцев накопилось огромное количество свидетельств о их благодатной помощи – об исцелениях больных, соединении разобщенных семей, защите церковного достояния от раскольников, о мироточении икон с изображениями императора Николая и царственных мучеников, о благоухании и появлении на иконных ликах царственных мучеников пятен кровавого цвета. К царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия – ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.
Труды
Дневники:
Дневники императора Николая II. 1882-1918 гг. ЦГАОР, ф. 601 - подлинник
Дневники императора Николая II , Москва, «Орбита», 1991 - за 1894-1896, 1903-1907, 1913-1918 гг.
http://www.rus-sky.com/history/library/diaris/1894.htm - за 1894-1896, 1903-1907, 1913-1916 гг.
Использованные материалы
Житие по изданию Московские епархиальные ведомости , 2000, № 10-11, 20-33.
http://days.pravoslavie.ru/Life/life4872.htm
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент