Значение ИОАНН ЗЛАТОУСТ в Православной энциклопедии Древо

ИОАНН ЗЛАТОУСТ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иоанн Златоуст (ок. 347 - 407 ), архиепископ Константинопольский, святитель .

Память 27 января в день перенесения мощей, 30 января в Соборе Вселенских учителей и святителей , 14 сентября в день преставления, 13 ноября - перенесенный день памяти взамен 14 сентября которое приходиться на праздник Воздвижения .

Житие

Детство и Юность

Великий святитель родился в Антиохии (современная Сирия ) ок. 347 года, в семье военоначальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, примерная христианка Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Одаренный юноша учился у лучших философов и риторов, его наставником был известнейший языческий оратор Ливаний , который прочил его себе в приемники если бы не христианство Иоанна. В 18-летнем возрасте Иоанн отправился в Афины , чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии. Возвратившись на родину в Антиохию, Иоанн по обычаю того времени в 20-летнем возрасте принял святое крещение в 367 году от святителя Мелетия Антиохийского который наставлял его в вере и через три года поставил во чтеца . В этой должносити Иоанн пробыл три года усиленно изучая Священное Писание .

После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского .

Когда скончалась мать святого Иоанна, он раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и, приняв иночество , поселился в уединенной обители. Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако, он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел святой в трудах пустынножительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере, но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию.

Служение в Антиохии

В 381 году святитель Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона . Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 году святой Иоанн был рукоположен наследником святителя Мелетия Флавианом во пресвитера . Последовавшие за тем двенадцать лет священства в Антиохии были, быть может, самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем храм каждый день питал до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных.

На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей. Благодаря скорописцам, многие из них дошли до нашего времени. В этот период он написал толкования на многие книги Священного Писания которым Церковь и по сей день придает высочайший авторитет, а также более восьмисот бесед на отдельные библейские тексты, в похвалу святых, как поучения на праздники и слова апологетические.

Его рассуждения об устройстве взаимоотношений людей на христианских началах, о христианской семье, о воспитании детей, о молитве домашней и общественной, о значении приходского храма, об обязанности заботиться об общем благе, о христианской взаимопомощи и благотворительности, об уничтожении рабства, об отмене кровавых цирковых забав стали классикой христианской литературы.

На Цареградской кафедре и в ссылке

Скоро во всем христианском мире уже гремела слава Иоанна Златоуста. Поэтому, когда после смерти святителя Нектария в 397 году освободилась Константинопольская кафедра , император Аркадий пожелал, чтобы ее занял Златоуст. Это знаменательное событие произошло в 398 году, святителю Иоанну было чуть больше 50 лет.

Он начал с главного - с духовного совершенствования священства и примирения враждующих епископов. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии , ввел антифонное пение за всенощным бдением , написал несколько молитв чина елеосвящения , ввел в употребление крестные ходы .

Со всем усердием предался новый архипастырь заботам об утверждении и распространении веры Христовой. Он заботился об искоренении остатков арианской ереси ; слал письма в Сирию которыми добился возвращения в Церковь маркионитов ; посылал опытных проповедников к кельтам и скифам , славянам и готам ; разорил языческие храмы, стоявшие много веков в Финикии ; обличал жидовствующих . Им был поставлен епископ для Церкви Боспора , находившейся в Крыму .

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия , жена императора Аркадия , распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. С помощью архиепископа Александрийского Феофила, около которого объединились недовольные Иоанном епископы, Евдоксией был инициирован собор из личных недругов Златоуста, который осудил и его по мелочным и ложным обвинениям, во главе которых стояло оскорбление ипмератрицы.

Святой был осужден на казнь, но император Аркадий заменил казнь изгнанием. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть Иоанна и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, заочно постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Находясь в деревне Кукуз в Армении , святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии , Африки , Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питиунт (ныне Пицунда, в Абхазии ). Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. Ночью святителю Иоанну Златоусту явился святой мученик Василиск , мощи которого почивали в этом городе, и сказал: «Не унывай, брат Иоанн, завтра будем вместе». На следующий день, 14 сентября 407 года, причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу. Здесь же, в Команах, и был погребен великий вселенский учитель и иерарх.

Мощи

Уже при сыне императрицы Евдоксии, императоре Феодосии II в 438 году совершилось перенесение честных мощей святителя в Константинополь. Горячо любившая своего святителя цареградская паства была столь тронута словами ученика святого Иоанна, святителя Прокла Константинопольского , что, не дав ему закончить проповедь о Златоусте, стала умолять его ходатайствовать перед императором, чтобы мощи святого были перенесены в Константинополь. Император, убежденный святителем Проклом, дал согласие и повелел перенести мощи святителя Иоанна, но посланные им люди никак не могли поднять святые мощи до тех пор, пока император, поняв свою ошибку, не прислал послание к святителю Иоанну, смиренно прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание зачитали у гроба святителя Иоанна и после этого легко подняли мощи, внесли их на корабль и доставили в Константинополь. Рака с мощами была поставлена в церкви святой мученицы Ирины . Патриарх открыл гроб: тело святителя Иоанна оказалось нетленным. Царь, припав к гробу со слезами, просил прощения. Народ весь день и ночь не отходил от раки. Наутро рака с мощами святителя была перенесена в церковь святых Апостолов . Народ воскликнул: "Приими престол твой, отче!" Тогда Патриарх Прокл и клирики, стоявшие у раки, увидели, что святитель Иоанн открыл уста и произнес: "Мир всем".

В IX веке на праздник в честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста написаны церковные песнопения.

В 1204 году святые мощи Златоуста, вместе со множеством святынь и богатств Констанинополя, были похищены крестоносцами и принесены в Рим где и хранились до 27 ноября 2004 года, когда Римский папа Иоанн Павел II вернул их Константинопольскому патриарху.

Молитвы

Тропарь, глас 8

Уст твоих, яко же светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ несребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа,/ но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,/ моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 6

От небес приял еси Божественную благодать, и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице Единому Богу, Иоанне Златоусте всеблаженне, преподобне, достойно хвалим тя: еси бо наставник, яко божественная являя.

Кондак на перенесение мощей, глас 1 Возвеселися таинственно честная Церковь, возвращением честных твоих мощей, и сия сокрывши яко злато многоценное, поющим тя неоскудно подавает молитвами твоими исцелений благодать, Иоанне Златоусте.

Труды

Наследие святого Златоуста огромно и превосходит объем творений любого из святых отцев Восточной Церкви, даже если не считать книг, подлинность которых сомнительна. По большей части это проповеди и беседы, записанные слушателями, главной темой которых является Священное Писание.

Златоуст как экзегет

Как экзегет свт. Иоанн Златоуст стремился приблизить Библию к жизни паствы, постоянно подчеркивая связь сказанного в Священном Писании с духовной жизнью и поступками христианина. Святитель показывал, как Библия может стать подлинной наставницей человека и этим его проповеди стяжали такую любовь современников и потомков.

Ученик Диодора Тарсийского и друг Феодора Мопсуестского , Златоуст был типичным представителем антиохийской школы экзегезы . Он прежде всего искал прямого, исторического смысла Слова Божия и затем уже выводил из него нравственные уроки. Он обращал внимание на жизнь и особенности евангелистов и апостолов чтобы разъяснить смысл их повествований, зачастую не скрывал от слушателей сложностей истолкования оставляя некоторые вопросы открытыми. При этом, Златоуст отнюдь не утверждал, что буквальное понимание всегда есть единственно правильное, с иронией говоря о тех, кто готов был воспринимать антропоморфизмы в Библии как нечто адекватно выражающее истину.

Свои комментарии к Ветхому Завету свт. Иоанн писал по греческому тексту, поскольку не знал еврейского языка, но в толкованиях Нового Завета проявлял тонкое чувство стилиста, мыслителя, отмечающего даже незначительные грамматические оттенки. Применяясь к аудитории, Златоуст полагал, что нужно следовать по стопам самих священных писателей, которые учитывали уровень и особенности тех, к кому обращались.

Судьба творений

Как чтило потомство Златоуста, доказывают сохранившиеся рукописи его произведений. Печатные каталоги насчитывают более 1900 манускриптов с его сочинениями. Кроме того, из него черпали без конца разные сборники, каталоги и прочее. При всем том нельзя указать языка, на которой не переводились бы его творения. Более полное издание на греческом и латинском принадлежит Монфокону в Париже в 1718 - 1738 годах в 13 томах, переизданное Минем. Однако, многие рукописи дают текст который полнее и лучше изданного. Так, почти совсем не изучены переводы, особенно славянские. Их значение для критики текста огромно, так как труды Златоуста были очень рано переведены на славянский язык и стали любимым чтением на Руси .

Список творений

Литература

Публикации творений

Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе , т.1-12, СПб., 1895-1906.

Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе , т.1-8, СПб., 1898-1914.

Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе , т.1-8, СПб., 1914-1917.

Migne, Patrologia Graeca , t. 47 – 64 (репринт 13-ти томного издания Montfaucon, Paris, 1718 – 1738)

Русская библиография

Владимирский Ф. С., Св. Иоанн Златоуст, христианский мыслитель и экзегет , ВЦ, 1907, кн.9-10.

Григоревский, М., Учение св. Иоанна Златоуста о браке , Архангельск, 1902

Леонардов Д., Учение св. Иоанна Златоуста о боговдохновенности Библии , ВиР, 1912, № 3-5, 7-12.

Лопухин А.П., «Жизнь и труды св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского», в кн.: Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста , т.1, кн.1, СПб., 1895.

Лебедев В. И., Подробное описание жизни и пастырской деятельности св. отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого , М., 1860.

НЭС , т. 20.

ПБЭ , т. 6, с.909-41.

Попов И. В., Св. Иоанн Златоуст и его враги , Серг.Пос., 1908.

Прозоров Г. Я., Св. Иоанн Златоуст , К., 1902.

прот. Сергеенко А., «О жизни и деятельности св. Иоанна Златоуста», ЖМП , 1957, № 3.

Харламов П., Св. Иоанн Златоуст и его противники , ЖМП , 1957, № 8 (проч. рус. библиогр. см. в указанных трудах).

Никольский, С., История церквей Антиохийской и Константинопольской за время св. Иоанна Златоуста по его творениям , Ставрополь-Кавказский, 1905.

Гладков В., «Учение св. Иоанна Златоуста о пастырском служении», Православный Собеседник , 1898, т. I.

Голубинский, Е. Е., История русской церкви , т. I, ч. 2, изд. 2-е.

Соболевский, А.И., Переводная литература Московской Руси XIV - XVII веков , СПб., 1903.

Горский, Невоструев, Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки , отд. 2, М., 1857 - 1862;

профессор Экземплярский, В., Учение древней церкви о собственности и милостыне , Киев, 1910.

профессор Экземплярский, В., статья в сборнике, посвященном Толстому, изд. "Путь" (автор за нее лишен кафедры).

Зейпель, Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви , М., 1913.

Западноевропейская библиография

Буш, У., Жизнь св. Иоанна Златоуста и его время , СПб., 1898.

Пюш Э., (Puech, E.), Св. Иоанн Златоуст и нравы его времени , пер. с франц., СПб., 1897.

Фаррар, пер. Лопухина, Жизнь отцов и учителей церкви , СПб., 1902, т. II.

Burger D., A Complete Bibliography of the Scholarship on the Life and Works of St. John Chrysostom , Evanston (Ill.), 1964.

Chase F.H., Chrysostom: a Study in the History of Biblical Interpretation , Cambridge (Eng.), 1887.

Connaissance des p–res de l’Eglise , 1984, № 15.

Брендле Р., Иоанн Златоуст: Проповедник, епископ, мученик , Пер. с нем., М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006.

Внешние ссылки

Тексты в портале Православие.ru :

http://www.pravoslavie.ru/put/061124142199 - Ольга Глаголева, "Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский".

http://www.days.pravoslavie.ru/Life/life2532.htm

http://www.days.pravoslavie.ru/Life/life6614.htm

http://www.days.pravoslavie.ru/Life/life320.htm - о перенесении честных мощей святителя.

Более обширные жития святителя:

http://www.portal-slovo.ru/rus/3286/5669/ - свт. Димитрия Ростовского.

http://www.magister.msk.ru/library/babilon/greek/zlatoust/zlatolop.htm - А. Лопухина.

Статья проекта «Русский Биографический Словарь»:

http://www.rulex.ru/01090388.htm

Статья из "Библиологического словаря" священника Александра Меня:

http://www.krotov.info/library/i/zlatoust/00_zlatou.html

Личный сайт посвященный святителю:

http://www.chrysostom.org/ - по-английски.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.