Значение МИХАИЛ (МУДЬЮГИН) в Православной энциклопедии Древо

Что такое МИХАИЛ (МУДЬЮГИН)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Михаил (Мудьюгин) ( 1912 - 2000 ), архиепископ б. Вологодский и Великоустюжский .

В миру Мудьюгин Михаил Николаевич, родился 12 мая 1912 года в Санкт-Петербурге в семье служащего.

В раннем отрочестве начал читать и петь на клиросе и прислуживать в алтаре сначала в церкви святителя Николая на Песках , а потом в Свято-Андреевском Староафонском подворье .

В детстве был посвящён в чтецы митрополитом Вениамином (Казанским) . В 1930 году восемь месяцев находился под арестом за участие в церковной жизни. Приговорён к трем годам лишения свободы условно.

В 1929 году окончил среднюю школу и в 1930 году поступил рабочим на завод "Красный Путиловец". Затем, избрав специальностью теплотехнику, работал в этой области лаборантом, техником-конструктором, инженером. Одновременно учился.

В 1933 году окончил высшие курсы иностранных языков.

В 1946 году окончил заочный институт металлопромышленности (энергетический факультет).

В 1953 году присвоена ученая степень кандидата технических наук.

С 1954 по 1958 год - доцент Ленинградского горного института, преподаватель теплотехники.

В 1958 году сдал экзамен перед епархиальной комиссией в городе Вологде .

21 сентября 1958 года епископом Вологодским Гавриилом рукоположен во диакона , а 28 сентября - во иерея к кафедральному собору в городе Вологде, а через полтора года был направлен в Казанскую церковь города Устюжны Вологодской епархии .

Заочно окончил Ленинградскую духовную семинарию .

В 1964 году окончил Ленинградскую духовную академию по заочному сектору и был оставлен при академии преподавателем латинского языка , а затем и Истории и разбора западных исповеданий .

В начале 1966 года после прочтения двух пробных лекций перед корпорацией и студентами Ленинградской духовной академии ему было присвоено звание доцента и он был назначен деканом вновь организованного при академии факультета африканской христианской молодежи.

8 октября 1966 года Священный Синод постановил ему быть епископом Тихвинским , викарием Ленинградской епархии и ректором Ленинградской духовной академии. 31 октября 1966 года пострижен в монашество без изменения имени, 4 ноября возведён в сан архимандрита . 6 ноября 1966 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа. Хиротонию совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим , архиепископы: Ташкентский и Среднеазиатский Гавриил , Минский и Белорусский Антоний ; епископы: Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек , Дмитровский Филарет , Зарайский Ювеналий .

В 1966 году принял участие с делегацией Русской Православной Церкви в торжественном освящении православного госпиталя великомученика Георгия Победоносца в Бейруте .

В 1967 году был членом делегации Русской Православной Церкви при участии в богословских собеседованиях с богословами Евангелической Церкви Германии ("Арнольдсхайн-III").

С 10 по 22 февраля того же года с делегацией Русской Православной Церкви находился в Финляндии на праздновании 40-летнего юбилея Патриарших Свято-Никольской и Покровской церковных общин.

В том же году (с 29 июля по 9 августа) в Бристоле , Англия , участвовал в заседаниях Комиссии Всемирного Совета Церквей "Вера и церковное устройство".

7 октября того же года назначен членом редакционной коллегии журнала "Богословские труды".

С 31 марта по 5 апреля 1968 года принимал участие от Русской Православной Церкви в IV Ассамблее Всемирного Совета Церквей и на 3-м Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге .

30 июля 1968 года назначен епископом Астраханским и Енотаевским с освобождением от должности ректора Ленинградской духовной академии.

20 марта 1969 года Священным Синодом включён в состав Комиссии по вопросам христианского единства.

В 1970 году от Русской Православной Церкви участвовал в собеседованиях с богословами Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии; состоял членом Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви;

С 10 по 14 октября того же года был участником консультации между представителями конференции католических епископов США и Национального Совета Церквей Христа в США и представителей христианских Церквей Советского Союза .

С 20 по 28 октября 1971 года - член делегации от Русской Православной Церкви на очередных богословских собеседованиях "Арнольдсхайн-V".

С 17 по 27 мая 1972 года в монастыре Пентели близ Афин участвовал в заседаниях Межправославной конференции богословов по проблемам православной герменевтики в ее отношении к современной библеистике и в работе Межправославной конференции на тему "Спасение сегодня".

В 1972 году защитил в Ленинградской духовной академии диссертацию на соискание учёной степени магистра богословия на тему « Основы православного учения о личном спасении по Священному Писанию и святоотеческим высказываниям ». 12 июня того же года ему была присуждена учёная степень магистра богословия.

18 апреля 1973 года включён в состав делегации от Русской Православной Церкви для ответного посещения Союза Евангелических Церквей ГДР с 20 по 26 июня.

17 апреля 1975 года назначен членом делегации Московского Патриархата на Пятую Генеральную Ассамблею ВСЦ в Найроби , Кения .

3 марта 1976 года избран в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

2 сентября 1977 года возведён в сан архиепископа .

С 1 по 4 октября 1978 года в составе делегации Московского Патриархата участвовал в собеседованиях с Союзом Евангелических Церквей в ГДР.

С 9 по 12 сентября 1979 года с делегацией Русской Православной Церкви участвовал в VIII богословском собеседовании представителей РПЦ и Евангелической Церкви Германии (ФРГ) в Одессе .

27 декабря 1979 года назначен архиепископом Вологодским и Великоустюжским и включён в состав делегации Московского Патриархата на Пятое богословское собеседование с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, проходившее с 5 по 11 июня 1980 года.

23 декабря 1980 года включён в состав Комиссии по организации празднования 1000-летия Крещения Руси.

С 12 по 17 октября 1981 года участвовал в ФРГ в собеседованиях "Арнольдсхайн-9"; 10-13 мая - в VI богословском собеседовании между Русской Православной Церковью и Союзом Евангелических Церквей в ГДР.

15 июня 1982 года возглавил делегацию на семинаре богословов РПЦ и Евангелической Церкви в Германии (ЕЦГ) в Загорске .

2-14 июня 1983 года - член делегации РПЦ на Шестом богословском собеседовании с представителями Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии (в Ленинграде).

С 24 сентября по 1 октября 1984 года участвовал в Киеве на Десятом богословском собеседовании "Арнольдсхайн-Х".

13-16 ноября 1984 года в Загорске был участником богословских собеседований между РПЦ и Союзом Евангелических Церквей в ГДР.

С 22 июля по 5 августа 1984 года находился в качестве гостя на VII Конгрессе Всемирной Лютеранской Федерации в Будапеште .

23 февраля 1993 года отправлен Священным Синодом на покой. Был убежденным сторонником экуменического диалога и умеренных церковных реформ. В последние годы жизни много проповедовал, делая передачи на петербургском радио «Геос».

Скончался вечером 28 февраля 2000 года в Санкт-Петербурге . Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры .

Награды

Церковные:

ордена Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 2-й степени (28 мая 1982); 1-й степени (в связи с 20-летием архиерейской хиротонии 9 сентября 1986).

Светские:

орден кавалера "Кедр Ливанский" (за участие в освящении Георгиевского госпиталя в Бейруте, вручен послом Республики Кипр в СССР, 6 апреля 1967).

Членства:

доктор богословия гонорис кауза (от университета в г. Турку, Финляндия, 3 мая 1984).

Труды

Проповедь в неделю о мытаре и фарисее. ЖМП. 1966, № 1, с. 41-42.

"Общество, личность и христианское служение": (Доклад на Всемирной Конференции "Церковь и общество", Женева, 12-25 июля 1966 года) - разбор доклада см. ЖМП. 1966, № 10, с. 74-75.

Речь при наречении во епископа Тихвинского. ЖМП. 1967, № 1, с. 20-22.

"Русские православные паломники в местах священных воспоминаний". ЖМП. 1966, № 9, с. 10-17; 1967, № 2, с. 30-31; № 3, с. 24.

"Реформация ХVI в. как церковно-историческое явление".

"Богословские труды", 1971, сб. 6, с. 155-164.

"Евхаристия и единение христиан".

"Богословские труды", 1971, сб. 7, с. 22-231.

"Спасение и оправдание": (Опыт краткого раскрытия православной субъективной сотериологии).

"Богословские труды", 1971, сб. 7, с. 231-239.

"Основы православного учения о личном спасении по Свящ. Писанию и святоотеческим высказываниям". (Магистерская диссертация).

Методическое руководство к совершению исповеди: (Пособие для учащихся).

Указания к совершению таинств крещения и миропомазания: (Пособие для учащихся).

"Истина Креста и Воскресения и ее отражение в творениях св. Афанасия Александрийского". ЖМП. 1974, № 6, с. 53-58.

"Комментарии к 3-й главе Евангелия от Иоанна".

"Богословские труды", сб. 10, с. 102-109.

Основы православной субъективной сотериологии.

"Богословские труды", сб. 10, с. 171-174 (?)

"Евхаристия как новозаветное жертвоприношение".

"Богословские труды", сб. 11, с. 164-173.

"V-я Генеральная Ассамблея Всемирного Совета Церквей в Найроби". ЖМП. 1976, № 6, с. 58; № 7, с. 51.

"На Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил Бесплотных". ЖМП. 1977, № 11, с. 34-35.

"Евхаристия по учению Православной Церкви": (Доклад на Втором Православно-Реформатском собеседовании в Ленинграде в октябре 1976 г.). ЖМП. 1977, № 11, с. 51-55.

"В день Покрова Пресвятой Богородицы". ЖМП. 1978, № 10, с. 29.

"В неделю 23-ю по Пятидесятнице". ЖМП. 1979, № 10, с. 37.

"Заседание в США Комиссии ВСЦ по межцерковной помощи". ЖМП. 1979, № 7, с. 58.

"Пятое богословское собеседование представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии". ЖМП. 1980, № 12, с. 65-68.

"Вы уже свои Богу". ЖМП. 1980, № 10, с 29.

"Последование Христу в служении ближнему и миру": (Доклад на IV богословском собеседовании представителей РПЦ и Союза Евангелических Церквей в ГДР, 10-13 мая 1981 года). ЖМП. 1981, № 11, с. 64; № 12, с. 64.

"Вера в богословии св. ап. Павла". ЖМП. 1982, № 12, с. 125.

"Апостоличность Церкви, священство и пастырское служение в свете Божественного откровения": (Доклад прочитан в Германии). ЖМП. 1983, № 2, с. 76; № 3, с. 68.

"Вечери Твоея Тайныя": (Слово на Пассии). ЖМП. 1984, № 3, с. 38.

"Благодатное преобразование-преображение мира и Святая Евхаристия".

"Евхаристия и священство".

"Богословские труды", 1980, сб. 21, с. 71-103.

Литература

Послужной список от ноября 1966 года.

ЖМП. 1966, № 1, с. 41-42; № 9, с. 10-17; № 11, с. 74-75; № 11, с. 3.

-"-, 1967, № 1, с. 19-29; № 2, с. 30-31; № 3, с. 4, 24-32; № 4, с. 3, 35-37; № 5, с. 14, 16-25; № 9, с. 4; № 10, с. 2; № 11, с. 6.

-"-, 1968, № 2, с. 15; № 5, с. 3; № 8, с. 2, 15; № 9, с. 4; № 11, с. 29.

-"-, 1969, № 4, с. 6.

-"-, 1970, № 4, с. 5; № 7, с. 11; № 9, с. 1.

-"-, 1971, № 1, с. 20; № 11, с. 7.

-"-, 1972, № 1, с. 19; № 3, с. 55-56; № 8, с. 25; № 10, с. 3; № 11, с. 4; № 8, с. 26.

-"-, 1973, № 5, с. 5, 28; № 8, с. 2; № 6, с. 23.

-"-, 1974, № 2, с. 23; № 3, с. 29; № 5, с. 4; № 6, с. 53-58; № 8, с. 67; № 9, с. 59; № 11, с. 9.

-"-, 1975, № 3, с. 29; № 6, с. 4, 8; № 10, с. 2.

-"-, 1976, № 4, с. 5; № 8, с. 8; № 9, с. 5.

-"-, 1977, № 11, с. 2, 13, 14; № 12, с. 5.

-"-, 1978, № 1, с. 29; № 8, с. 49.

-"-, 1979, № 2, с. 18.

-"-, 1980, № 2, с. 2, 3; № 3, с. 3; № 9, с. 12, 34, 62; № 12, с. 31.

-"-, 1981, № 1, с. 11; № 2, с. 4, 9; № 7, с. 55, 58; № 11, с. 31.

-"-, 1982, № 1, с. 10, 12, 33, 57; № 8, с. 55.

-"-, 1983, № 5, с. 8, 9.

-"-, 1984, № 1, с. 33; № 5, с. 8; № 9, с. 6; № 11, с. 10, 55.

-"-, 1985, № 1, с. 25; № 2, с. 5, 11; № 3, с. 59; № 5, с. 58; № 8, с. 19; № 10, с. 53; № 11, с. 28, 55.

-"-, 1986, № 11, с. 3.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_575

Страница Московского Свято-Филаретовского богословского института под ректорством Ю. С. Кочеткова:

http://www.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=851&art_id=6764&page=1

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.