Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Василий (Кривошеин) ( 1900 - 1985 ), архиепископ Брюссельский и Бельгийский .
В миру Кривошеин Всеволод Александрович, родился 17 июня [1] 1900 года в Санкт-Петербурге в семье министра земледелия [2] .
В 1916 году окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета.
В 1917 году продолжил образование в Московском университете.
В годы гражданской войны уехал на юг, чтобы воевать в Белой Армии. Поступил во 2-й полк дивизии генерала Дроздовского (Добровольческая армия генерала Деникина) [3] . Отморозил руки и ногу и в феврале 1920 г. был эвакуирован из Новороссийска в Каир .
Осенью 1920 г. он переехал в Париж и поступил там на филологический факультет Сорбонны , который окончил с дипломом в 1924 году. По данным ПСТБИ, в 1920-21 - учился на филологическом факультете в Париже, а в 1922-23 гг. учился на философском факультете Мюнхенского университета.
В 1924 - 1925 гг. принимал участие в Русском христианском студенческом движении , был на его съездах в Аржероне.
В сентябре 1925 г. он выехал из Франции на съезд Движения в Хоповском монастыре в Югославии, откуда в ноябре того же года отправился в паломническую поездку на Афон , которая определила всю его последующую жизнь. В том же году в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы он был принят в братство Пантелеимонова монастыря в качестве послушника . Состоял под руководством духовника архимандрита Кирика, и нёс послушание в мастерской починки церковных облачений.
24 марта 1926 года был пострижен в рясофор с именем Валентин , а год спустя 5 марта - в мантию с именем Василий. Получил новое послушание: учиться греческому языку, что и осуществлял сначала в монастыре, а потом на Карее , афонской столице (1927-1929).
С 1929 по 1942 исполнял обязанности монастырского секретаря по греческой переписке с церковными и гражданскими учреждениями, а также, как знающий западные языки, обязан был "водить" иностранных гостей, посещавших монастырь.
В 1937 году избран "соборным старцем", т.е. членом монастырского собора.
В 1942 - 1945 гг. он был антипросопом (постоянным представителем) монастыря в Киноте св. Горы, а в 1944 - 1945 гг. еще и членом Эпистасии (административного органа Афона).
В течение 22-х лет он жил на Афоне. За это время он написал и опубликовал ряд работ, посвященных аскетическому учению и богословию св. Григория Паламы .
В 1947 г. был aрестовaн греческими влaстями зa вымышленное "сотрудничество с немцaми" и был вынужден покинуть Aфон.
В сентябре 1947 года о. Василий поселился в Афинах .
В феврале 1951 г., по приглашению настоятеля русского храма свят. Николая Чудотворца в Оксфорде архимандрита Николая (Гиббса) и с благословения игумена Пантелеимонова монастыря архимандрита Иустина, прибыл в Англию и стал работать по подготовке издаваемого Оксфордским университетом, под редакцией проф. Лампе, богословского словаря греческого патриотического языка (словарь был издан в 1962-1968 гг., отец же Василий сотрудничал в нем до 1955 года).
Здесь же, в Оксфорде, 21 мая 1951 года епископом Далматинским Иринеем (Сербский Патриархат) с согласия игумена Пантелеимонова монастыря рукоположен во иеродиакона , а 22 мая - во иеромонаха к домовому храму св. Николая , обслуживающего православных разных национальностей. Служил он в качестве помощника настоятеля - архим. Николая (Гиббса) .
С 1951 года состоял в юрисдикции Московского Патриархата .
Начиная с 50-х годов он много работал по изучению жизни и трудов прп. Симеона Нового Богослова, великого христианского мистика ХI века. Результатом этого явился капитальный труд "Преп. Симеон Новый Богослов. Жизнь, духовность, учение". Изд. Париж, 1980 г. (360 с.).
За период жизни в Оксфорде он участвовал в работе Первого Международного съезда патрологов в сентябре 1951 г., затем в каждом из оксфордских патрологических съездов, являющихся самыми представительными научно-богословскими форумами своего времени.
В 1956г. по приглaшению Московской Пaтриaрхии явился членом первой поездки в СССР делегaции Зaпaдно-Европейского Экзaрхaтa.
25 января [4] 1957 года возведен в сан архимандрита .
В марте 1959 года назначен настоятелем Благовещенского храма в Оксфорде .
26 мая 1958 года постановлением Св. Синода назначен епископом Волоколамским и с пребыванием в Париже , вторым викарием Патриаршего Экзарха в Западной Европе . Хиротония, однако, несколько задержалась из-за трудностей с получением визы. 14 июня 1959 года в Успенском соборе Лондона состоялась его хиротония во епископа, которую совершили Экзарх Московской Патриархии в Западной Европе архиеп. Клишийский Николай (Еремин) и епископ Сергиевский Антоний (Блум) . В своей речи на интронизации, новопоставленный епископ произнес:
"Я счастлив принадлежать к Русской Православной Церкви, Московской Патриархии, Церкви исповедников веры Христовой, высоко держащей яркий светоч Святого Православия. […] Верю, что наше пребывание в Западной Европе не есть нечто случайное, но определено Промыслом Божиим, и что на всех нас возложена задача свидетельствовать пред народами Запада об истине православной веры, распространять ее в инославной среде, содействовать созданию и укреплению Западного Православия с конечной целью воссоединения всего христианского мира во Едину, Святую, Кафолическую и Апостольскую Церковь" [5] .
С ноября 1959 года епископ Василий нес свое архипастырское послушание в Париже в качестве помощника архиепископа Клишийского .
31 мая 1960 года назначен епископом Брюссельским и Бельгийским . На этой кафедре Василий пребывал в течение четверти века, вплоть до своей кончины.
С 1960 г. и до смерти проживал при храме в Брюсселе .
21 июля того же года возведен в сан архиепископа .
За время управления Брюссельской епархией владыка Василий, кроме существовавшего ранее русского Никольского храма добился открытия еще трех бельгийских православных храмов со службой на французском и фламандском языках. Активно участвовал в общественной жизни Русской Православной Церкви.
Являлся редактором "Вестник Русского Западно-европейского патриаршего экзархата=Вестника Русского Западно-европейского патриаршего экзархата".
В 1961 и 1964 гг. он - член делегации РПЦ на совещании на о. Родос. На IV Всемирной Конференции избран членом Комиссии Всемирного Совета Церквей "Вера и церковное устройство".
В 1963 году награжден правом ношения креста на клобуке.
В 1964 году удостоен ученой степени доктора богословия Советом Ленинградской духовной академии за научное издание в патристической серии Огласительных слов прп. Симеона Нового Богослова.
Шестидесятые годы были также отмечены назначением викарного епископа Бельгийской архиепископии для Голландии [6] . Тогда же было предложено расширить титул архиепископии за счет введения в него упоминания о Голландии, однако от этой идеи отказались, «дабы не нарушить закона об историческом старшинстве Бельгийской архиепископии» [7] . От этого область пастырского окормления владыки Василия над Голладнской епархией нисколько не умалилась, а его юрисдикция распространилась практически по всему «Бенилюксу».
С 1 по 15 сентября 1966 - руководитель делегации РПЦ на заседании Международной Православной Комиссии по диалогу с Англиканской церковью в Белграде. На протяжении многих лет участвовал в диалоге с англиканами в составе различных комиссий.
24 июня 1968 года назначен членом делегации РПЦ на IV Ассамблею Всемирного Совета Церквей.
Кроме того, он участвовал еще в целом ряде научных, богословских и экуменических форумов.
Начиная с 1956 года владыка Василий около 20 раз приезжал на свою Родину, где Господь судил ему найти и вечное упокоение.
15 сентября 1985 года владыка Василий во время очередного посещения своего родного города совместно с митрополитом Ленинградским Антонием совершал Божественную литургию в Преображенском соборе г. Ленинграда . В этом храме он был крещен и состоял прихожанином в детские и юношеские годы. После богослужения во время трапезы владыка Василий почувствовал сильное недомогание. Он был доставлен в больницу с инсультом и парализацией левой части тела. В воскресенье 22 сентября 1985 года в 4 часа утра последовала кончина. За время пребывания в больнице владыка Василий все время находился в сознании. Незадолго до кончины над ним был прочитан канон на исход души.
23 сентября в 15 часов тело архиепископа Василия, облаченное в архиерейские одежды, было доставлено в Преображенский собор г. Ленинграда. Отпевание было совершено утром 24 сентября. В отпевании приняли участие: митр. Ленинградский Антоний, митр. Минский Филарет и митр. Ростовский Владимир. Митр. Антоний произнес слово, в котором охарактеризовал покойного как верного сына Русской Православной Церкви, смиренного монаха, ревностного архипастыря и выдающегося ученого-богослова. На отпевании присутствовал зам. уполномоченного Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Ленинграду и области Н.Н. Киров.
Погребен архиеп. Василий на Серафимовском кладбище г. Ленинграда, где находятся могилы его родственников. На кладбище Ixelles в Брюсселе есть надпись на могиле: "Покоится в своем родном городе на берегах Невы".
Отношение к владыке Василию не было однозначным в разных кругах: в то время как на Западе кто-то считал его «красным» по причине его принадлежности к Московскому Патриархату, в Советском Союзе его побаивались как «опасного белоэмигранта» [8] , который был «себе на уме» в том, что ему представлялось «полезным» для Русской Церкви. Так, во время консультации архиереев и Поместного собора Русской Церкви 28 мая – 2 июня 1971 г. (избравшего патриарха Пимена и снявшего анафемы со старообрядцев), архиепископ Василий оказался единственным, кто заявил о необходимости тайного голосования в целях придания законности процедуре [9] . Были также попытки помешать вл. Василию говорить, в частности, с помощью отравленного букета цветов [10] . Он равно обличал и Устав о приходских советах, принятый в 1961 г., который был, по его мнению, антиканоничным и разрушительным для Церкви. Он также публично выступал против нарушения прав верующих в СССР. Отмежевался от осуждения А. Солженицына , напечатанного митр. Серафимом (Никитиным) в газете "Правда". Направил телеграмму на имя Брежнева с протестом против ареста священника Д. Дудко .
В эпоху великих трудностей Православной Церкви в Советском Союзе эти действия владыки Василия являли его искреннюю привязанность к Церкви, сочетающуюся с бескомпромиссностью. Внимательно наблюдая за сложными взаимоотношениями между атеистическим государством и Церковью, ее наиболее высокопоставленными представителями (такими, как митрополиты Николай (Ярушевич) и Никодим (Ротов) ), он стремился сочетать верность церковному руководству с противостоянием давлению со стороны советской власти, и не боялся открыто высказываться от имени Церкви, практически обреченной на безмолвие. Всем, кто его спрашивал о том, что его удерживает в лоне Московского Патриархата при всем его критическом к нему отношении, он отвечал, что, хотя и невозможно «оправдать» все действия последнего, можно, тем не менее, их частично «понять» и «простить» [11] . Этой позиции он придерживался всю свою жизнь.
В своем завещании к пастве владыка Василий писал:
"Мое неотступное епископское моление и желание, да пребудут наша архиепископия и ее прихожане несокрушимо верны строгому Православию и не приемлют никакого, могущего случиться, догматического компромисса, который может повредить неприкосновенности нашей Православной веры".
Я молю духовенство и паству нашей архиепископии оставаться после моей смерти всегда верными нашей Матери Православной Русской Церкви (Московскому Патриархату) и не переходить ни в какую другую церковную юрисдикцию по собственному почину и без благословения Московского Патриархата в случае, могущем произойти, образования автономной или автокефальной Православной Церкви в Западной Европе или Бельгии" [12] .
Труды
"Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы" "?", 8, 1931, с. 89-116.
"Братолюбивый нищий" Мистическая автобиография прп. Симеона Нового Богослова (949-1022).
"Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата". 1953, № 16, с. 223-236.
"Неистовый ревнитель". Преп. Симеон Новый Богослов как игумен и духовный наставник. (Там же 1957, № 25, с. 30-53; Библиографию см. ЖМП. 1957, № 8, с. 73).
"Второе Всеправославное совещание на о. Родосе". ЖМП. 1964, № 4, с. 32.
"Международный съезд в Венеции, посвященный тысячелетию Афона". ЖМП. 1964, № 2, с. 54.
"Четвертый Международный съезд патрологов в Оксфорде". ЖМП. 1964, № 2, с. 62.
"Третье Всеправославное Совещание на о. Родосе". ЖМП. 1965, № 7, с. 42.
"ХIХ Международный Старокатолический конгресс в Вене". ЖМП. 1965, № 11, с. 46.
"Межправославная Комиссия по диалогу с англиканами". ЖМП. 1967, № 6, с. 35-48.
"Богословские собеседования по вопросу об англиканском священстве между Английской и Русской Православными Церквами" ЖМП. 1967, № 7, с. 45-53.
"1V Всеправославное совещание". ЖМП. 1969, № 1, с. 45-53; № 2, с. 47-52.
"Неизвестное творение прп. Макария Египетского". ЖМП. 1970, № 12, с. 57.
"Сессия Межправославной комиссии по диалогу с англиканами" (Хельсинки, 7-11 июля 1971 г.). ЖМП. 1972, № 4, с. 55-58.
"Спасительное дело Христа на Кресте и в Воскресении". ЖМП. 1973, № 2, с. 64-69.
"Огласительные слова св. Симеона Нового Богослова. Введение, критический текст и примечания". ЖМП. 1964, № 12, с. 29.
"Прп. Симеон Новый Богослов. Жизнь, духовность, учение". Изд. Париж, 1980 г. (360 с.).
"Символические тексты в Православной Церкви".
"Богословские труды", 1968, сб. 4, с. 5-37.
"Несколько слов по вопросу о стигматах" (перев.с фр.). ЖМП. 1986, № 4, с. 67.
"Другие Главы. Григорий Палама или Симеон Новый Богослов?" (пер. с фр.). (Доклад прочитан на 4-й конференции патрологов в Оксфорде 18 сент. 1963 г.). ЖМП. 1986, № 4, с. 68.
Памяти Владимира Лосского (фр. яз.). "Вестник Экзархата", 1959, 30/31, 95-98.
Афон в духовной жизни Православной Церкви. "Вестник Экзархата", 1952, 12, 5-23.
Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных Отцов. "Вестник Экзархата", 1955, 6, 132-152.
Архиепископ Вениамин Новицкий (1900-1976). "Вестник русского христианского движения", 1977, 120, 289-305.
Авторитет и Святый Дух (фр. яз.). "Вестник Экзархата", 1969, 68, 205-209.
Авторитет и непогрешимость Вселенских Соборов. "Ежеквартальник Восточных Церквей", 1975, 7, 2-8 (англ. яз.).
Кафоличность и структуры церкви. Некоторые замечания в связи с вступительной статьей С.С. Верховского (англ. яз.) "Теологический ежеквартальник Св. Владимира", 1972, 17, 41-52.
Составление и обнародование единого православного Символа веры (фр. яз.). "Вестник Экзархата", 1966, № 54/55, 71-74.
Всеправославное совещание в Жамбези, близ Женевы ( фр. яз.) "Вестник Экзархата",1968, 64, 183-216.
Международный конгресс в Венеции в честь 1000-летия Афона (фр. яз.). "Вестник Экзархата", 1964, 45, 30-31.
4-й международный съезд патрологов в Оксфорде (фр. яз.). "Вестник Экзархата", 1964, 45, 26-30.
Догматическая конституция Церкви: точка зрения православного (фр. яз.). "Ириникон", 1966, 39, 477-496.
Дата традиционного текста Иисусовой молитвы". "Вестник Экзархата", 1952, 10, 35-38.
Второе международное Православное богословское совещание в Америке (фр. яз.) "Ириникон", 1973, 46, 165-171.
Догматическое постановление "О Церкви" Второго Ватиканского Собора с православной точки зрения. "Вестник Экзархата ", 1966, 56, 222-238.
Дух Святой в христианской жизни по учению преподобного Симеона Нового Богослова. "Вестник Экзархата", 1975, 91/92, 171-192.
Экклезиология святого Василия Великого. "Вестник Экзархата", 1968, 62/63, 122-150.
Непогрешимость или совершенность? (фр. яз.) "Вестник Экзархата", 1976, 93/96.
Еще о Халкидонском Соборе и малабарских христианах. (По поводу статьи Н. М. Зернова "Что отделяет нас от ортодоксальной Церкви Южной Индии"). "Вестник Экзархата", 1961, 38/39.
"Тварная сущность и Божественная сущность" в духовном богословии св. Симеона Нового Богослова (фр. яз.). "Вестник Экзархата", 1971, 75/76, 151-170.
Интервью газете "Свободная Бельгия (фр. яз.) от 26 янв. 1980. Необходим ли новый православный Символ веры? (англ. яз.) "Ежеквартальник семинарии св. Владимира", 1967, 11, 69-72.
Исповедь и священство у прп. Симеона Нового богослова. "Вестник русского христианского движения", 1979, 129, 25-36.
Церковная жизнь в СССР. "Информация из Православной Церкви Н.Ф." 5-11 (Франкфурт-на-Майне, 1975), 34-38 (нем. яз.).
Моя встреча с Россией (фр. яз.). Буэнос-Айрес, 1953, 226 с.
Мать Мария (Скобцова). (К 25-летию со дня кончины). ЖМП. 1970, № 5, с. 30-42.
Митрополит Иосиф (Чернов) (итал. яз.) "Христианская Россия", 1976, 6, 49-53.
Монреальское совещание. "Вестник Экзархата", 1963, 42-43, 176-182.
Некоторые богослужебные особенности у греков и русских и их значение. "Вестник Экзархата", 1975, 89/0, 71-88.
Некролог митр. Евлогия. "Вестник Экзархата", 1961, 38/39, 164-166.
Несколько слов об интервью Архиеп. Волоколамского Питирима. "Вест. русск. христ. движения", 1974, 114, 268-270.
Оксфордский международный патристический съезд. "Вестник Экзархата", 1951, 7/8, 33-36.
Первоначальная форма и позднейшие редакции проповедей прп. Симеона Нового Богослова. ("Катихизические проповеди" и "Слова") в их взаимоотношениях. (англ. яз.)
Труды 9 Международного конгресса византийских исследований. Фессалоники, 1953, том 3. (Афины, 1958) 161-168.
Православные и II Ватиканский Собор (фр. яз.). "Вестник Экзархата", 1963, 41, 16-25.
Памяти епископа исповедника (митр. Иосиф Чернов). "Вестник русск. христ. движения, 1975, 116, 225-229.
Православное духовное предание. "Вестник Экзархата", 1952, 9, 8-20.
Письмо в редакцию. "Русская мысль", 20 окт., 1967. с. 10.
Преподобного Отца нашего Симеона Нового Богослова. О памяти смерти: (Неизданное огласительное слово). Перевод. "Вестник Экзархата", 1953, 14, 89-91.
Заметка к слову "О памяти смерти" прп. Симеона Нового Богослова, там же, с. 92-99.
Преподобный Симеон Новый Богослов и Никита Стифат. История текста огласительных слов. "Вестник Экзархата", 1961, 37, 41-47.
Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980, 354 с.
Преподобный Симеон Новый Богослов и его отношение к социально-политической действительности своего времени. "Вестник Экзархата", 1961, 38/39, 121-126.
Проблема познаваемости Бога: Сущность и энергия у св. Василия Великого. "Вестник Экзархата", 1968, 61, 48-54.
Собрание Богословской и англикано-православной подкомиссии в Румынии. "Вестник Экзархата", 1974, 85/88, 43-53 (фр. яз.).
Св. Симеон Новый Богослов в веках (фр. яз.). "Вестник Экзархата", 1979, 101/104, 27-32.
Сессия Межправославной комиссии по диалогу с англиканами. ЖМП. 1972, № 4, с. 55-58.
Простота Божественной природы и отличия в Боге по св. Григорию Нисскому (фр. яз.) "Вестник Экзархата", 1975, 91/92, 133-158.
Симеон Новый Богослов. Катихизисы (на греч. и фр. яз.). т. 1-3. Париж, 1963.
Тема духовного упоения в мистике прп. Симеона Нового Богослова (фр. яз.). "Вестник Экзархата", 1960, 35, 10-18.
Видение света у прп. Симеона Нового Богослова (фр. яз.). "Вестник Экзархата", 1976, 93/96, 15-37.
Труды прп. Симеона Нового Богослова (англ. яз.) Ориенталиа Кристиана Периодика, 1954, 20, 298-328.
Литература
ЖМП. 1959, № 7, с. 4, 16; № 9, с. 27, 32.
-"-, 1960, № 7, с. 5; № 8, с. 4, 8; № 2, с. 72; № 3, с. 25; № 9, с. 10-13.
-"-, 1961, № 1, с. 11; № 2, с. 15, 19; № 4, с. 32; № 9, с. 67; № 10, с. 3.
-"-, 1963, № 2, с. 47, 60; № 6, с. 10; № 7, с. 9; № 11, с. 33.
-"-, 1964, № 1, с. 4; № 11, с. 3; № 12, с. 29.
-"-, 1966, № 11, с. 2.
-"-, 1967, № 6, с. 35-48; № 7, с. 45-53.
-"-, 1968, № 8, с. 1; № 9, с. 2.
-"-, 1969, № 1, с. 45-53; № 2, с. 47-52; № 4, с. 6; № 12, с. 16.
-"-, 1970, № 12, с. 57.
-"-, 1971, № 6, с. 2; № 8, с. 46.
-"-, 1972, № 4, с. 55-58; № 6, с. 43; № 9, с. 24; № 10, с. 54.
-"-, 1973, № 11, с. 9.
-"-, 1974, № 9, с. 27; № 12, с. 4.
-"-, 1976, № 4, с. 5.
-"-, 1977, № 3, с. 43; № 7, с. 14.
-"-, 1979, № 9, с. 6; № 11, с. 2; № 12, с. 6.
-"-, 1980, № 1, с. 45; № 2, с. 2; № 9, с. 11.
-"-, 1981, № 7, с. 6; № 12, с. 4, 24.
-"-, 1982, № 1, с. 20, 39.
-"-, 1984, № 1, с. 13; № 2, с. 58; № 7, с. 3; № 8, с. 3; № 11, с. 36; № 12, с. 18, 29.
-"-, 1985, № 2, с. 3, 26; № 10, с. 3; № 11, с. 42; № 12, с. 20.
-"-, 1986, № 4, с. 34 (некролог).
Религия и атеизм в СССР. 1972. 59/60. 28.
"Информационный Бюллетень". 1985. № 12, с. 22.
Использованные материалы
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_935
http://zarubezhje.narod.ru/av/v_004.htm
http://www.archiepiskopia.be/Rus/biblioteka/krivoshein/vk-bi....htm
http://www.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/css_nopanel/oem/n...iAn2
[1] по данным ПСТБИ - 19 июня
[2] Кривошеин Александр Васильевич (1858-1921), ближайший сотрудник Столыпина , был министром сельского хозяйства в 1908-1915 гг.; в 1920 г. возглавлял правительство Юга России при П.Н. Врангеле в Крыму, которое попыталось провести аграрную и земскую реформы. После разгрома Врангеля — в эмиграции. Скончался в Берлине. О семье Кривошеиных см. N. Krivocheine, Les quatre tiers d'une vie, Paris, Albin Michel, 1987.
[3] Об этом полку см. Туркул А.В., «Дроздовцы» под огнем. Картины гражданской войны, 1918-1920, переиздано: Москва, Терра - Книжная лавка - РТР, 1996. См. также Архиепископ Василий (Кривошеин), Воспоминания, op. cit., сс. 32-197. Заметим, что трое из четверых его братьев воевали на стороне «белых»; двое из них погибли.
[4] По др. сведениям - 28 апреля
[5] "Allocution prononcée par l'archimandrite Basile (Krivochéine) au moment de sa nomination comme évêque de Volokolamsk", Вестник Экзархата, ibid., p. 214 ; «Наречение и хиротония», ЖМП, ibid., с. 29. Церковь владыки Василия (Кривошеина), с. 313.
[6] «Наречение и хиротония архимандрита Дионисия (Лукина), епископа Роттердамского», Вестник Экзархата, № 55, Париж, апрель-сентябрь 1966, сс. 67-70.
[7] Вестник Экзархата, N64, Paris, 1967, p 200.
[8] Священник Георгий Чистяков, «Красный антисоветчик», Русская Мысль, № 4323, Paris, 22-28 июня 2000, с. 19.
[9] Протоиерей Борис Бобринской, Памяти архиепископа Василия Брюссельского и Бельгийского, Русская Мысль, 1985. 25 окт.; то же Вестн. РХД. 1986; Archiprêtre Boris Bobrinskoy, "In memoriam Archevêque Basile de Bruxelles", Le Messager orthodoxe, №100, Paris, 1985, pp. 88-89.
[10] Архиепископ Василий (Кривошеин), Воспоминания, op. cit., сс. 318-320).
[11] Архиепископ Василий (Кривошеин), Воспоминания, op. cit., с. 328.
[12] Завещание архиепископа Василия (Кривошеина) от 30 января 1980 г., Брюссель, §§ 7 и 8.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент