Палама (Gregorios Palamas) (1296, Константинополь, - 14.11. 1359, Салоники), византийский богослов и церковный деятель, поборник и систематизатор мистического учения исихазма , давший ему философское оформление. В полемике с представителями теологического рационализма ( Варлаам Калабрийский, Акиндин, Григора) отстаивал тезис, согласно которому аскет-исихаст в состоянии экстаза непосредственно воспринимает несотворённое и невещественное излучение бога (т. н. 'Фаворский свет', который, согласно Евангелию, видели апостолы на горе Фавор). Отмежёвываясь от пантеизма , развил в духе идеалистической диалектики Аристотеля учение о различии сущности бога и его 'энергий', или самовыявлений: сущность пребывает в себе и недоступна, энергии пронизывают мир и сообщаются человеку, однако таким образом, что 'простота' и неделимость божества при этом не нарушаются и единство сущности остаётся единством в многообразии энергий. После долгой борьбы это учение было в 1351 признано официальной доктриной византийской церкви. Антропология Г. П., подчинённая практическим целям аскетической работы над собой, включает сложные психологические наблюдения. Идеал Г. П. - такое 'просветление' духа, которое распространилось бы и на тело: согласно его взглядам, человеческий дух богоподобен именно в силу своей способности 'животворить' плоть, в отличие от бестелесного духа ангелов. Г. П. оказал сильное влияние на традицию поздневизантийской мистики. В 1368 причислен к лику святых.
Соч. в кн.: Patrologia cursus completas, series graeca, accur. J. P. Migne. t. 150, P., 1865: в рус. пер. - Три творения. Новгород, 1895; в кн.: Памятники византийской литературы 9-14 вв., М., 1969. с. 366-74.
Лит.: Кривошеин В.. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы, в сборнике: Seminarium Kondakovianum VIII. Praha, 1936,s. 99-154; Меуendorff J., Saint Gregoire Palamas et la mystique orthodoxe, P., 1959.
С. С. Аверинцев.