Значение слова ПАПСТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ПАПСТВО

религиозный монархический центр католической церкви, возглавляемый римским папой (который рассматривается в католицизме как преемник апостола Петра ). Папа избирается пожизненно (с 1389 всегда из кардиналов, с 1523 практически лишь из итальянцев) на конклаве . Фактически власть П. в церкви неограниченна. Номинально в управлении церковью участвует (по решению 2-го Ватиканского собора 1962-65) коллегия епископов (в которую входит весь католический епископат), но лишь совместно и во главе с папой. Образованный папой Павлом VI в сентябре 1965 новый церковный орган - синод епископов - имеет лишь совещательные и информационные функции, созывается папой, который (или его представители) председательствует на нём, назначает повестку дня и т. п. Папа созывает Вселенские соборы , утверждает их решения; возводит в кардинальское достоинство, в епископы; ему подчиняются генералы монашеских орденов. Папа одновременно - неограниченный правитель государства Ватикан , где находится его постоянная резиденция. В своей общественно-политической и религиозной деятельности П. опирается на разветвленный аппарат католической церкви и связанные с нею религиозные и светские организации, на подчинённую ему Римскую курию , на дипломатических представителей Ватикана и специальных личных представителей - легатов . Директивы, адресуемые ко всей католической церкви или к католикам отдельных стран, папы издают в форме энциклик . Через епископат П. влияет на деятельность католических партий, христианских профсоюзов, светских католических организаций.

П. сложилось на основе римского епископата. С середине 2 в. в христианских общинах руководство постепенно перешло к епископам, среди которых к 4 в. наибольшее влияние приобрели римские, владевшие крупными земельными угодьями, претендовавшие как епископы столицы Римской империи на особое положение в церкви. Перенесение столицы Римской империи в Константинополь (330), затем разделение империи (395) и низложение последнего императора Западной Римской империи (476) способствовали политической самостоятельности римского епископа, оставшегося единственным представителем власти в Риме. С 5 в. римские епископы присвоили себе название 'папа' (от греч. pappas - отец, наставник). Лев I (папа в 440-461) добился от римского императора издания эдикта о подчинении всех епископов папскому суду и о придании решениям папы силы закона. В 756 благодаря дару Пипина Короткого была создана Папская область и положено начало светской власти пап, для обоснования которой были сфабрикованы 'Константинов дар' (8 век) и Лжеисидоровы декреталии (9 век). П. оказалось в зависимости от франкских королей, затем от императоров 'Священной Римской империи'. 11-13 вв.- период усиления П., использовавшего в борьбе с императорами за инвеституру движение за Клюнийскую реформу . Вормсский конкордат 1122, завершивший борьбу за инвеституру, усилил власть П. над епископами. Возвышению П. способствовал декрет Латеранского собора 1059 о выборах пап только кардиналами, без участия остального духовенства и светских магнатов, за императором оставалось лишь право последующего утверждения папы (ранее папы, как и другие епископы, избирались духовенством и феодальной знатью; с 10 в. в выборы активно вмешивались императоры); Латеранский собор 1179 установил, что для избрания папы требуется не менее 2/3 голосов участников конклава. Григорий VII (1073-85), Иннокентий III (1198-1216), Бонифаций VIII (1294-1303) - наиболее видные борцы за папскую теократию, претендовавшие на верховенство над светскими государями. П. поставило себя выше церковных соборов. Стремилось распространить католицизм и за пределами Западной Европы, в том числе (безуспешно) на Руси. В конце 11 в. П., добивавшееся расширения своей власти, явилось инициатором и организатором крестовых походов . Вело борьбу с антифеодальными народными движениями, носившими характер ересей. Для борьбы с ересями и с оппозицией церковной власти П. учредило в 13 в. инквизицию . Политическая роль П. в средневековой Европе определялась тем, что возглавляемая им католическая церковь была в то время '... интернациональным центром феодальной системы... Она окружила феодальный строй ореолом божественной благодати' (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 22, с. 306).

По мере складывания в Европе централизованных государств влияние П. ослабевало. Во Франции с 13 в. получило развитие так называемое галликанство , добивавшееся независимости французской католической церкви от П. В результате поражения в борьбе с королевской властью во Франции П. попало в зависимость от французских королей и под их давлением перенесло в 14 в. свою резиденцию из Рима в Авиньон (см. Авиньонское пленение пап ). Возвращение пап в Рим в 1377 не укрепило положения П. Падению его авторитета способствовал 'великий раскол' (1378-1417), когда папский престол занимали одновременно двое или трое пап (современная церковь лишь одного из них признаёт законным, а другие объявлены ею антипапами ). В высших церковных кругах и среди представителей светских феодалов зародилось так называемое соборное движение , выдвигавшее идею верховенства церковных соборов над властью пап. Развернувшаяся на Базельском соборе (1431-49) борьба между сторонниками соборного движения и П. закончилась победой последнего, но реально П. не смогло восстановить своего былого значения. Реформация 16 в. и образование протестантских церквей (см. Протестантизм ) привели к потере позиций П. в ряде европейских стран. Несколько укрепила положение П. Контрреформация (особенно Тридентский собор 1545-63).

С усилением национальных государств в Европе П. должно было отказаться от претензий на политическое господство над светскими государями, оно перешло к политике поддержки светской власти в государствах Западной Европы. П. враждебно встретило буржуазные революции и до середины 19 в. оставалось опорой феодально-монархических сил. Со 2-й половины 19 в. П. стало сближаться с реакционными буржуазными кругами на почве совместной борьбы против рабочего движения и социализма. Пий IX издал в 1864 'Силлабус' , в котором осудил демократические свободы, социализм, коммунизм, требовал сохранения светской власти папы. 1-й Ватиканский собор 1869-70 провозгласил догмат о папской непогрешимости. С конца 19 в., когда обострились классовые противоречия и классовая борьба, П. изменило политику, стремясь средствами социальной демагогии отвлечь трудящихся от революционной борьбы. Начало этому курсу положил Лев XIII. Его энциклика 1891 ('Rerum novarum') содержала элементы христианского социализма , призывала к сотрудничеству между трудом и капиталом, по существу же защищала частную собственность и классовое деление общества как извечные. Антисоциалистическая программа Льва XIII легла в основу социальной деятельности его преемников. П. заняло враждебную позицию по отношению к Великой Октябрьской социалистической революции и к Советскому государству; в последующие годы деятельность П. носила открыто антикоммунистический характер. В 1929 папа Пий XI заключил с фашистской Италией Латеранские соглашения , предусматривавшие образование папского государства Ватикан; в 1930 объявил крестовый поход против СССР, в 1933 подписал конкордат с гитлеровской Германией; в 1937 издал энциклику против коммунизма. В 1939 папа Пий XII приветствовал победу франкистов в Испании; в 1949 подписал декрет об отлучении от церкви коммунистов.

Изменение соотношения сил в мире после 2-й мировой войны 1939-45 в пользу социализма, развёртывание национально-освободительного движения, прогресс науки привели к кризису католической церкви. Для укрепления позиций католицизма П. взяло курс на приспособление церкви к современной эпохе как в вопросах культа, вероучения, организации, так и в области международной политики. Начало новому курсу П. положил папа Иоанн XXIII (1958-63). Оставаясь противником социализма, он выступал за мир и разоружение, за разрешение спорных международных вопросов путём переговоров, заняв более реалистические позиции в отношении к социалистическим странам. Эти новые тенденции нашли отражение в постановлениях 2-го Ватиканского собора (1962-1965) и в деятельности папы Павла VI (с 1963).

Список пап и антипап (официально принятый католической церковью. В действительности сравнительно достоверные сведения о римских папах (до 5 в.- епископах) имеются лишь с 3 в. и то с пробелами. Список дан по 'Annuario Pontificio, citta del Vaticano', 1969.)

Петр, апостол; Лин (67-76); Клет (Анаклет) (76-88); Климент I (88-97); Эварист (97-105); Александр I (105-115); Сикст I (115-125); Телесфор (125- 136); Игин (136-140); Пий I (140-155); Аникет (155-166); Сотер (166-175); Элевтерий (175-189); Виктор I (189-199); Зефирин (199-217); Каликст I (217-222); Ипполит (217-235) (антипапа); Урбан I (222-230); Понциан (230-235); Антер (235-236); Фабиан (236-250); Корнелий (251-253); Новациан (251- около 258) (антипапа); Луций (253-254); Стефан I (254-257); Сикст II (257-258); Дионисий (259-269); Феликс I (269-274); Евтихий (275-283); Гай (283-296); Марцеллин (296-304); Марцелл I (308-309); Евсевий (309 или 310); Мильтиад (Мельхиад) (311-314); Сильвестр I (314-335); Марк (336); Юлий I (337-352); Либерии (352-366); Феликс II (355-365) (антипапа); Дамасий I (366-384); Урсин (366-367) (антипапа); Сириций (384-399); Анастасий I (399-401); Иннокентий I (401-417); Зосима (417-418); Бонифаций I (418-422); Евлалий (418-419) (антипапа); Целестин I (422-432); Сикст III (432-440); Лев I (440-461); Иларий (461-468); Симплиций (468-483); Феликс III (II)(483-492) (после признания Феликса II антипапой был изменен порядковый номер Феликса III); Геласий I (492-496); Анастасий II (496-498); Симмах (498-514); Лаврентий (498, 501-505) (антипапа); Гормизд (514-523); Иоанн I (523-526); Феликс IV (III) (526-530); Бонифаций II (530-532); Диоскор (530) (антипапа); Иоанн II (533-535); Агапий I (535-536); Сильверий (536-537); Вигилий (537-555); Пелагий I (556-561); Иоанн III (561-574); Бенедикт I (575-579); Пелагий II (579-590); Григорий I (590-604); Сабиниан (604-606); Бонифаций III (607); Бонифаций IV (608-615); Адеодат I (615-618); Бонифаций V (619-625); Гонорий I (625-638); Северин (640); Иоанн IV (640-642); Теодор I (642-649); Мартин I (649-655); Евгений I (654- 657); Виталий (657-672); Адеодат II (672-676); Домн (676-678); Агафон (678-681); Лев II (682-683); Бенедикт II (684-685); Иоанн V (685-686); Конон (686-687); Теодор (687) (антипапа); Пасхалий (687) (антипапа); Сергий I (687-701); Иоанн VI (701-705); Иоанн VII (705-707); Сизиний (708); Константин (708-715); Григорий II (715-731) Григорий III (731-741); Захарий (741-752); Стефан II (752-757) (фактически Стефан III, так как непосредственно перед ним занимал папский престол 3 дня Стефан, который в официальный список не включается); Павел I (757-767); Константин (767-769) (антипапа); Филипп (768) (антипапа); Стефан lll (IV) (768-772); Адриан I (772-795); Лев III (795-816); Стефан IV (V) (816-817); Пасхалий I (817-824); Евгений II (824-827); Валентин (827); Григорий IV (827-844); Иоанн (844) (антипапа); Сергий II (844-847); Лев IV (847-855); Бенедикт III (855-858); Анастасий (855) (антипапа); Николай I (858-867); Адриан II (867-872); Иоанн VIII (872-882); Марин I (882-884); Адриан III (884-885); Стефан V (VI) (885-891); Формоз (891-896); Бонифаций VI (896); Стефан VI (VII) (896-897); Роман (897); Теодор II (897); Иоанн IX (898-900); Бенедикт IV (900-903); Лев V (903); Христофор (903-904) (антипапа); Сергий III (904-911); Анастасий III (911-913); Ландон (913-914); Иоанн X (914-928); Лев VI (928); Стефан VII (VIII) (928-931); Иоанн XI (931-935); Лев VII (936-939); Стефан VIII (IX) (939-942); Марин II (942-946); Агапий II (946-955); Иоанн XII (955-964); Лев VIII (963-965); Бенедикт V (964-966) ('Annuario Pontificio...' Льва VIII, возведённого на папский престол Оттоном I, в число пап не включает, другие источники представляют папой Льва VIII, а Бенедикта V антипапой); Иоанн XII (965-972); Бенедикт VI (973-974); Бонифаций VII (974, 984-85) (антипапа); Бенедикт VII (974-983); Иоанн XIV (983-984); Иоанн XV (985-996); Григорий V (996-999); Иоанн XVI (997-998) (антипапа); Сильвестр II (999-1003); Иоанн XVII (1003); Иоанн XVIII (1004-09); Сергий IV (1009-12); Бенедикт VIII (1012-24); Григорий (1012) (антипапа); Иоанн XIX (1024-32); Бенедикт IX (1032-44); Сильвестр III (1045); Бенедикт IX (1045); Григорий VI (1045-46); Климент II (1046-47); Бенедикт IX (1047-48); Дамасий (1048); Лев IX (1049-54); Виктор II (1055-57); Стефан IX (X) (1057-58); Бенедикт X (1058-59) (антипапа); Николай II (1059-1061); Александр II (1061-73); Гонорий II (1061-72) (антипапа); Григорий VII (1073-85); Климент III (1084-1100) (антипапа); Виктор III (1086-87); Урбан II (1088-99); Пасхалий II (1099-1118); Теодорих (1100) (антипапа); Альберт (1102) (антипапа); Сильвестр IV (1105-11) (антипапа); Геласий (1118-1119); Григорий VIII (1118-21) (антипапа); Каликст II (1119-24); Гонорий II (1124-30); Целестин II (1124) (антипапа); Иннокентий II (1130-43); Анаклет II (1130-38) (антипапа); Виктор IV (1138) (антипапа); Целестин II (1143-44); Луций II (1144-45); Евгений III (1145-1153); Анастасий IV (1153-54); Адриан IV (1154-59); Александр III (1159-81); Виктор IV (1159-64) (антипапа); Пасхалий III (1164-68) (антипапа); Каликст III (1168-78) (антипапа); Иннокентий III (1179-80) (антипапа); Луций III (1181-1185); Урбан III (1185-87); Григорий VIII (1187); Климент III (1187-91); Целестин III (1191-98); Иннокентий III (1198-1216); Гонорий III (1216-27); Григорий IX (1227-41); Целестин IV (1241); Иннокентий IV (1243-54); Александр IV (1254-61); Урбан IV (1261-64); Климент IV (1265-68); Григорий X (1271-76); Иннокентий V (1276); Адриан V (1276); Иоанн XXI (1276-77); Николай III (1277-80); Мартин IV (1281-85); Гонорий IV (1285-87); Николай IV (1288-1292); Целестин V (1294); Бонифаций VIII (1294-1303); Бенедикт XI (1303-04); Климент V (1305-14); Иоанн XXII (1316-34); Николай V (1328-30) (антипапа); Бенедикт XII (1334-42); Климент VI (1342-52); Иннокентий VI (1352-62); Урбан V (1362-70); Григорий XI (1370-1378); Урбан VI (1378-89); Климент VII (1378-94) (антипапа); Бонифаций IX (1389-1404); Бенедикт XIII (1394-1423) (антипапа); Иннокентий VII (1404-06); Григорий XII (1406-15); Александр V (1409-10) (антипапа); Иоанн XXIII (1410-15) (антипапа); Мартин V (1417-1431); Евгений IV (1431-47); Феликс V (1439-49) (антипапа); Николай V (1447-55); Каликст III (1455-58); Пий II (1458-64); Павел II (1464-71); Сикст IV (1471-84); Иннокентий VIII (1484-92); Александр VI (1492-1503); Пий III (1503); Юлий II (1503-13); Лев X (1513-21); Адриан VI (1522-23); Климент VII (1523-34); Павел III (1534-1549); Юлий III (1550-55); Марцелл II (1555); Павел IV (1555-59); Пий IV (1559-65); Пий V (1566-72); Григорий XIII (1572-85); Сикст V (1585-90); Урбан VII (1590); Григорий XIV (1590-1591); Иннокентий IX (1591): Климент VIII (1592-1605); Лев XI (1605); Павел V (1605-21); Григорий XV (1621-23); Урбан VIII (1623-44); Иннокентий X (1644-55); Александр VII (1655-67); Климент IX (1667-69); Климент X (1670-76); Иннокентий XI (1676-89); Александр VIII (1689-91); Иннокентий XII (1691-1700); Климент XI (1700-1721); Иннокентий XIII (1721-24); Бенедикт XIII (1724-30); Климент XII (1730- 1740); Бенедикт XIV (1740-58); Климент XIII (1758-69); Климент XIV (1769-74); Пий VI (1775-99); Пий VII (1800-23); Лев XII (1823-29); Пий VIII (1829-30); Григорий XVI (1831-46); Пий IX (1846-78); Лев XIII (1878-1903); Пий X (1903-14); Бенедикт XV (1914-1922); Пий XI (1922-39); Пий XII (1939-58); Иоанн XXIII (1958-63); Павел VI (с 1963).

Лит.: Лозинский С. Г., История папства, М., 1961; Шейнман М. М., Папство, М., 1961; его же, От Пия IX до Иоанна XXIII, М., 1966; Заборов М. А., Папство и крестовые походы, М., 1960; Винтер Э., Папство и царизм, пер. с нем., М., 1964; Hayward F., Histoire des papes, 3 ed., P., 1953; Pastor L., Geschichte der Papste seit dem Ausgang des Mittelalters, Bd 1-16, [Freib.], 1955-61. см. также лит. при статьях Ватикан , Католицизм .

М. М. Шейнман.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.