Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Григорий I Великий, Двоеслов (лат. Gregorius Magnus) (ок. 540 - 604 ), папа Римский , отец и учитель Церкви, святитель .
Память 12 марта [1]
Происходил из старинного римского патрицианского рода Анициев, представители которого издавна исповедовали Христианство и из которого вышли Римские папы святой Феликс III (483–492), прямой предок Григория Великого, и святой Агапит I (535–536). К этому роду принадлежали Боэций (ок. 480–524/526), возможно, прп. Венедикт Нурсийский (ок. 480–547). Семья Григория Великого отличалась благочестием: в средние века в Римской Церкви почитали святым его отца Гордиана, и ныне в Римо-католической Церкви святыми почитаются мать Григория Великого святая Сильвия (пам. зап. 3 нояб.) и 2 его тетки, сестры отца – святые Тарсилла (Трасилла; пам. зап. 24 дек.) и Емилиана (пам. зап. 5 янв.). Отец Григория Великого был одним из 7 римских регионариев [2] , управлявших округами, на которые был разделен Рим .
Юность Григория Великого совпала с непродолжительным временем восстановления в Италии римско-византийских культурных традиций, в промежутке между отвоеванием Византией этой территории у готов и очередным нашествием варваров – лангобардов . Это позволило Григорию Великому, с детства предназначенного к политической карьере, получить основательное образование, особенно в области права. Поступив на государственную службу, он около 573 г. стал одним из высших должностных лиц в Риме. Однако после смерти отца решил оставить политическую деятельность и принять монашество . Он основал 6 монастырей в наследственных поместьях на Сицилии [3] и в 574 /5 г. превратил свой дом в Риме, находившийся на склоне Скавра Целийского холма близ храма мучеников Иоанна и Павла, в монастырь во имя св. ап. Андрея Первозванного [4] . Распродав оставшееся имущество, Григорий Великий раздал деньги бедным и стал вести строгую подвижническую жизнь в Андреевском монастыре простым монахом в посте, молитве, изучении Священного Писания и святоотеческих творений. Св. Сильвия поселилась в келье недалеко от основанного сыном монастыря [5] . Строгая аскеза ухудшила физическое здоровье Григория Великого, остававшегося слабым всю последующую жизнь [6] .
Вскоре Григорий Великий был призван к церковному и общественному служению: в 577 /8 г. против его воли он был рукоположен, вероятно, папой Венедиктом I [7] во диакона -регионария, а примерно через год преемником Венедикта I папой Пелагием II был послан в качестве папского представителя, апокрисиария, в Константинополь [8] ко двору визант. имп. Тиверия I с целью заручиться военной поддержкой императора в борьбе римлян против опустошавших Италию лангобардов. В Константинополе Григорий Великий приобрел большой опыт в госуларственных и церковно-административных делах, продолжая вести, насколько было возможно, вместе с приехавшими с ним несколькими насельниками монастыря апостола Андрея монашеский образ жизни. В византийской столице он познакомился с выдающимися людьми своего времени, в частности Антиохийским патриархом свт. Анастасием I Синаитом и св. Леандром , еп. Севильским (старшим братом св. Исидора , еп. Севильского), сблизился с семьей сменившего Тиверия имп. Маврикия , став крестным отцом его сына [9] . По просьбе еп. Леандра Григорий Великий провел в кругу единомышленников цикл духовных бесед на Книгу Иова , составивших впосл. большое экзегетическое соч. «Moralia». Он одержал победу в богословском диспуте с Константинопольским патриархом свт. Евтихием по вопросу о телах святых после воскресения [10] . Находясь в Константинополе, Григорий Великий так и не овладел греческим языком [11] .
Григорий Великий не добился у императора военной помощи и в кон. 585 г. или нач. 586 г. был отозван в Рим . Он вновь вернулся в свой монастырь, вероятно тогда став его настоятелем; проводил с братией регулярные беседы на различные книги Священного Писания, благодаря чему число насельников увеличивалось. В это время Григорий Великий являлся одним из ближайших советников Римского папы Пелагия II . Возможно, он принимал непосредственное участие в составлении обширного папского послания к Аквилейскому патриарху Илие и епископам Истрии [12] с целью уврачевания т. н. аквилейской схизмы (см. в ст. Аквилея ), заключавшейся в неприятии мн. зап. епископами осуждения «Трех Глав» на V Вселенском Соборе .
7 февраля 590 г. во время эпидемии чумы в Риме, возникшей после сильного наводнения, папа Пелагий II скончался. Духовенство и народ единодушно избрали новым папой Григория Великого, чему он пытался сопротивляться, не желая оставлять уединенную монашескую жизнь. Согласно сообщению Григория Турского , Григорий Великий для избавления Рима от чумы призывал народ к покаянию, организовывал в городе молебны и крестные ходы [13] . По преданию во время одной из процессий, возглавляемой Григорием Великим, над мавзолеем имп. Адриана явился архангел Михаил , что знаменовало окончание эпидемии; впосл. этот знаменитый рим. мавзолей получил название Замка св. ангела. После утверждения имп. Маврикием избрания Григория Великого папой он 3 сентября 590 г. был рукоположен во епископа и возведен на Римский престол, став первым Римским папой из монашествующих .
Теоретически юрисдикция Римского папы простиралась на территории Италии , Галлии , Испании и Иллирика . Но завоевания лангобардов , церковные смуты VI в. на практике ограничивали власть папы: она распространялась лишь на епископства, соседствующие с Римом, епископства юга Италии и островов Сицилия , Сардиния и Корсика [14] . В этих областях Григорий Великий заботился о каноничности избрания епископов, которые принимали посвящение в Риме, особое внимание обращал на то, чтобы на вакантные кафедры избирались достойные и испытанные люди. Судебные тяжбы епископов разбирались в Риме папой во время ежегодных епископских соборов. С дозволения Григория Великого Сицилийские епископы по причине удаленности их епископств могли приезжать на собор раз в 3 года или даже раз в 5 лет. За пределами этих областей «папская власть была прежде всего нравственным и вероучительным авторитетом» [15] .
Политическая ситуация в Италии, переживавшей глубокий кризис, была таковой, что лишь Церковь оставалась действенной адм. структурой, и взошедший на Римский престол Григорий Великий был вынужден взять на себя заботу не только о Римской Церкви, но и о гражданском благосостоянии страны. Он не раз выступал ходатаем перед императором за италийское население, притесняемое гражданской властью [16] , обращался к представителям местной власти, защищая обездоленных [17] . Ввиду того что имп. экзарх в Италии Роман не мог обеспечить защиту страны от лангобардов, Григорию Великому пришлось заниматься политическими проблемами с целью заключения перемирия с лангобардским вождем Ариульфом , который в 592 г. грозился захватить Рим . Когда в 593 или 594 г. в результате нарушения перемирия экзархом лангобардский король Агилульф подошел к Риму, собираясь разрушить его, Григорий Великий организовал защиту города и вступил с королем в переговоры через его жену христианку Теоделинду. Ему удалось спасти Рим только ценой огромного выкупа и обещания платить ежегодную дань. Действия архипастыря вызвали крайнее неудовольствие имп. Маврикия , назвавшего Григория Великого «изменником и глупцом», однако тот с достоинством и сдержанностью указал императору на его неспособность вести дела на западе империи [18] . Миролюбивая политика папы принесла империи желаемые результаты: в 599 г. по его инициативе, несмотря на противодействие некоторых визант. чиновников, был заключен мир с лангобардами. При Григории Великом начался постепенный процесс перехода лангобардов, бывших частью арианами , частью язычниками , в Православие . Обнаруживая «абсолютную политическую преданность империи», Григорий Великий, т. о., более, нежели светские власти Италии, выступал проводником имперской политики на Западе [19] . Эти события, по мнению мн. исследователей, возымели далеко идущие последствия. Духовный авторитет, административный и дипломатический талант Григория Великого при слабости императорской власти в итал. владениях фактически делали его правителем на Апеннинах [20] . Это был один из первых шагов в направлении создания будущего Папского государства , когда предстоятели Римской Церкви стали светскими государями не только де-факто, но и де-юре. В связи с этим Григорий Великий по праву считается отцом средневекового папства.
Григорий Великий всемерно укреплял церковную дисциплину, боролся с симонией , расширял благотворительность. Он внушал клиру заботиться о вдовах, сиротах и бедных [21] . Оставаясь монахом, святитель вел скромную, воздержанную жизнь, избегая светской роскоши, чрезвычайно благоволил монастырям, основывал новые храмы (напр., храм во имя св. Агафии, мц. Палермской , в Риме в 592 ). Он высказал несогласие с эдиктом имп. Маврикия, запрещавшим принятие монашества военным и гос. служащим [22] . Григорй Великий не оставлял без внимания огромного хозяйства Римской Церкви. Он ужесточил контроль над использованием папских земельных владений, включавших территории в Италии, на Сицилии, Корсике, Сардинии, в Сев. Африке и Иллирике. Доходы шли на различные церковные и общественные нужды: помощь неимущим, основание монастырей, выкуп пленных, дань лангобардам и др. Папа ввел правило назначать управляющими каждой из частей папских владений не мирян, как было раньше, но только священнослужителей. При этом он сам испытывал кандидатов и старался предотвращать возможные злоупотребления. Стремление Григория Великого осмыслить цель и назначение своего архипастырского служения побудило его к написанию в первые годы понтификата сочинения «Пастырское правило».
Под бременем многочисленных архипастырских трудов Григорий Великий, как это видно из его сочинений, жалел о вынужденном оставлении монастырского образа жизни, болезненно переживая конфликт «жизни деятельной» и «жизни созерцательной»: «Теперь душа моя скорбит оттого, что неприятности лежащих на мне дел вызывают в ней воспоминания о прежней моей монастырской жизни... когда она умела управляться со всеми случайностями, возвышаться над всем скоропреходящим, потому что мысль ее была постоянно устремлена к небесному... А теперь, по долгу пастырского служения, я должен заниматься делами мирскими и, оставив прежнюю прекрасную и безмятежную жизнь, осквернять свою душу тиною земных попечений» [23] ; «я хотел бы с Марией сидеть у ног Господа, слушать слова уст Его, и вот с Марфой приходится заниматься внешними делами и заботиться о многом» [24] .
В июле 595 г. под председательством Григория Великого состоялся большой поместный Собор Римской Церкви , на котором были приняты документы, касавшиеся церковной дисциплины и богослужения . В результате реформы был установлен твердый порядок богослужения. Реформа монашества состояла в том, что Григорий Великий поставил его в тесную связь с церковной организацией и особенно с папой, к которому монахи могли апеллировать в сложных вопросах. Он издал особые документы (privilegia), регламентирующие возможность освобождения монастырей из-под контроля местного епископа ; увеличил срок послушничества до 2 лет [25] по сравнению с Уставом прп. Венедикта Нурсийского , определявшим 1 год испытания для новоначальных [26] , возраст для аббатис установил не менее 60 лет (ср.: 1 Тим 5. 9).
Григорй Великий проявлял попечение о всех зап. Церквах, вел обширную переписку с представителями вост. Церквей. Пристальное внимание уделял Равеннской , Медиоланской и Аквилейской митрополиям, продолжая уже в качестве архипастыря заниматься исцелением «аквилейской схизмы»: ему удалось вернуть неск. епископов-раскольников в лоно Церкви, хотя полностью раскол был прекращен уже после смерти Григория Великого. В стремлении подчинить рим. влиянию Африканскую Церковь Григорий Великий согласился с требованием епископов Нумидии о сохранении там местных церковных обычаев и настоял только на том, чтобы в примасы не были посвящаемы обратившиеся из донатистского раскола . В письмах к североафриканским епископам по поводу обуздания беспокойных донатистов папа призывал архипастырей к соборным деяниям и оказанию помощи гражданским властям [27] . В 589 г. в Испании III Толедский Собор принял обращение вестготов - ариан в Православие. Григорий Великий послал паллиум одному из вдохновителей этого обращения, своему другу еп. Севильскому Леандру . Однако отношения Рима с Испанией осложнялись национальной обособленностью вестготов и византийским присутствием в Юж. Испании. Испанская Церковь всячески подчеркивала свою независимость от Римского престола. Не было у Рима постоянных административных связей и с галльской Церковью , но и здесь Григорий Великий упрочивал рим. влияние. В 593 г. он назначил архиепископа Арелата (совр. Арль, Франция), одной из древних галльских митрополий, св. Виргилия своим викарием , восстановив существовавшую ранее традицию; заложил основу будущего союза папства с Франкским государством, установив контакты с франкским королем Хильдебертом II ; нейтрализовал иконоборческую деятельность Марсельского еп. Серена , приказавшего убрать из храмов и уничтожить св. иконы (в обосновании иконопочитания у Григория Великого выходит на передний план не догматические предпосылки, а дидактический аспект: иконы для неграмотных суть то же, что Свящ. Писание для грамотных, они напоминают о Христе – [28] ).
В центре внимания Григория Великого была также миссионерская деятельность . Немало усилий он прилагал к обращению в Православие лангобардов . У св. Беды Достопочтенного и в житии св. Вильфрида приводится рассказ о том, как, еще будучи простым монахом, Григорий Великий предпринял попытку отправиться для проповеди Евангелия на Британские о-ва, завоеванные язычниками- англосаксами , которые во многом уничтожили там древнюю христ. церковную организацию кельтов и прервали ее контакты с римским миром. Но граждане Рима не захотели тогда отпустить Григория Великого [29] . Миссия в Англию была организована в 595 / 596 г. Она состояла из 40 монахов римского монастыря ап. Андрея во главе с его настоятелем св. Августином , ставшим впосл. епископом Кентерберийским, примасом Англии. Григорий Великий деятельно участвовал в подготовке миссии, рассылая рекомендательные письма к разным лицам на пути следования миссионеров с просьбами оказания им всемерной помощи, позже дополнительно направлял священнослужителей из Рима, посылал Августину предписания о иерархической организации Церкви англов, об отношениях епископа и клира, о правильном распределении церковных доходов и т. д. [30] . Возможно, что к отправке миссионеров Григория Великого побудили сами англосаксы . По прибытии на Британские о-ва миссия была благосклонно принята кентским королём Этельбертом I и поддержана его женой христианкой королевой Бертой. Римская миссия преследовала цель не только распространения христианства среди язычников, но и весьма жесткой интеграции кельтской Церкви в рим. церковную структуру. Первоначально миссионеры имели успех лишь в королевстве Кент , за его пределами они столкнулись с сопротивлением кельтской Церкви, не желавшей отказываться от своих церковных обычаев и входить в подчинение Риму. Относительное единение кельтской и Римской Церквей в Британии было достигнуто только в 664 г. По мнению св. Беды , Григория Великого справедливо называть апостолом англов [31] .
Отношения Григория Великого с Константинопольским Патриархатом были довольно сложными. Так, в 595 г. он получил апелляцию от 2 пресвитеров, осужденных в Константинополе, и, основываясь на расширительном понимании 4-го и 5-го правил Сардикийского Собора (343) , аннулировал это решение. Кроме того, у Григория Великого вызвало протест использование Константинопольским патриархом свт. Иоанном IV Постником титула «вселенский», неверно понятого папой как претензия патриарха на всемирные епископские полномочия [32] . Считается, что протест Григория Великого выразился в том, что он, выказывая смирение, первым из епископов Рима стал именовать себя «рабом рабов Божиих» (servus servorum Dei), хотя для этого утверждения нет достаточных оснований [33] . Формулировка servus servorum Dei позже закрепилась в титулатуре Римских пап.
В последние годы жизни Григорий Великий тяжело болел, почти не вставал с постели. Скончался в Риме 12 марта 604 года, в тот же день был погребен в портике базилики св. ап. Петра в Риме [34] . По сообщению св. Беды Достопочтенного [35] , на раке с мощами Григория Великого была выгравирована эпитафия, в которой он назван «консулом Божиим» (consul Dei). Церковный народ почтил его именованием «великого». Сочинение Григория Великого «Собеседования...» («Диалоги») снискало ему почетный титул «собеседника» (лат. dialogus от греч. diЈlogoj; слав. двоеслов).
Источники жизнеописания
Источниками жизнеописания Григория Великого являются:
1. Сочинения самого святителя, в частности «Собеседования (Диалоги) о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души» [36] , «40 Бесед на Евангелия» (In Evang. 38. 15), многочисленные письма.
2. Сочинения церковных писателей. Самые древние свидетельства о Григории Великом приводятся его современником св. Григорием Турским в «Истории франков» [37] , завершенной в 594 г., св. Исидором , еп. Севильским, в сочинениях «О знаменитых мужах» [38] , написанном около 610 г., а также в Liber pontificalis [39] . Святой Беда Достопочтенный посвятил Григорию Великому несколько глав в «Церковной истории англов» [40] , законченной в 731 г. Во 2-й пол. VIII в. Павел Диакон (Варнефрид) упоминает о святителе в «Истории лангобардов» [41] .
3. Древние латинские жития Григория Великого: 1-е написано ок. 700 г. в Англии неизвестным монахом монастыря Уитби [42] , 2-е – Павлом Диаконом во 2-й пол. VIII в., известно в 2 редакциях, краткой [43] и расширенной (с позднейшими интерполяциями) [44] , 3-е, пространное, составлено в Риме по указанию папы Иоанна VIII в 872–873 гг. Иоанном Диаконом (в 4 кн.) [45] . Существуют неск. греч. анонимных житий Григория Великого [46] .
4. В Новое время сведения о Григории Великом приводят Цезарь Бароний [47] , бенедиктинец Дени де Сент-Март [48] , пытавшийся доказать, что Григория Великого в монашеской жизни был последователем прп. Венедикта Нурсийского , монашеский устав которого он вводил в монастырях. Вместе с жизнеописанием Григория Великого подробные сведения о его лит. деятельности содержатся в «Новой библиотеке церковных писателей» [49] , а также у У. Кейва [50] , К. Удина [51] . В XIX в. основное исследование о жизни Григория Великого содержится в работе нем. церковного историка И. А. В. Неандера [52] .
Труды
Сочинения Григорий Великий был одним из немногих Римских пап, оставивших обширное лит. наследие. « Экзегет , проповедник и моралист» , он «в своих творениях явил то единство «теории» и «практики», которое вообще представляет отличительную особенность лучших произведений святоотеческой письменности» [53] .
Экзегетические труды
Составляют самую большую группу его сочинений.
Соч. «Expositio in librum Iob sive Moralia» (Толкование на Книгу Иова , или Нравственные толкования, в 35 кн.) – первое по времени написания и самое большое по объему из толкований Григория Великого на Ветхий Завет . Первоначально представляло собой записи бесед Григория Великого, впосл., в период понтификата, было им отредактировано и выпущено в свет. Каждое место Книги Иова Григорий Великий начинает с рассмотрения букв. смысла, затем переходит к мистическому и прообразовательному и заканчивает нравственным смыслом; библейский текст служит лишь отправной точкой для богословских размышлений автора.
«Homiliae in Ezechielem Prophetam» (22 Беседы на Книгу прор. Иезекииля , в 2 кн.), произнесены перед народом в 593 г., во время осады Рима лангобардами, впосл. переработаны. Занятый архипастырскими и политическими делами Григорий Великимй не смог довести до конца этот труд: 1-я кн. (беседы 1–12) охватывает первые 4 главы библейской книги, 2-я (беседы 13–22) – 40-ю гл. В этих толкованиях Григорий Великий опирался гл. обр. на труды Оригена и блж. Иеронима Стридонского. Помимо экзегетического материала «Беседы...» содержат много исторических сведений о ситуации в Италии в период нашествия лангобардов.
«Homiliae in Canticum Canticorum» (Беседы на Книгу Песни Песней Соломона ), написаны в 594 – 598 гг., не были закончены и охватывают только первые 8 стихов Песни Песней; аллегорическое по характеру толкование опирается на труды Оригена и зап. экзегета Аппония ( V в.). В ходе многовековой рукописной традиции «Беседы...» Григория Великого смешались с толкованиями этой же библейской книги экзегета XI в. Роберта Томбеленского (Тумбаленского), и лишь в новейшее время исследователям удалось восстановить сочинение папы в подлинном виде [54] .
«Homiliae in Evangelia» (40 Бесед на Евангелия , в 2 кн.), произнесены во время воскресных и праздничных богослужений в 590 – 591 гг. на евангельские чтения и впосл. ( 592 – 593 ) отредактированы и изданы автором. Многое в этих «Беседах...» взято Григория Великого из его «Moralia».
Нравственно-аскетические
Соч. «Regula pastoralis» (Пастырское правило), один из лучших святоотеческих трактатов по пастырскому богословию, было написано в кон. 590 – нач. 591 г. и посвящено Иоанну , еп. Равеннскому. Трактат состоит из 4 частей: в 1-й речь идет о том, какими качествами должен обладать призывающийся к пастырскому служению; во 2-й – о том, какую жизнь должен вести истинный пастырь; в 3-й – о правилах гомилетики и назидания паствы различных сословий и состояний; в 4-й – о ежедневном смирении и сознании пастырем своего недостоинства. Это сочинение по желанию имп. Маврикия еще при жизни Григория Великого было переведено на греч. язык сщмч. Анастасием II Синаитом , патриархом Антиохийским, однако перевод не сохранился. На Западе «Пастырское правило» предписывалось священнослужителям в качестве настольной книги: Майнцским Собором (813) оно было признано первой книгой после Свящ. Писания и церковных правил, на Реймсском Соборе (813) было прочитано как руководство для пастырей, по свидетельству Гинкмара , архиеп. Реймсского (2-я пол. IX в.), при архиерейской хиротонии поставляемый епископ, держа в руках «Пастырское правило» и книгу церковных правил, клялся хранить эти правила в мыслях, в жизни и в учительстве [55] .
Самое известное сочинение Григория Великого – «Dialogi de vita et miraculis patrum Italicorum et de aeternitate animarum» (Собеседования (Диалоги) о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души, в 4 кн.), написано в 593 – 594 гг. в простой, доступной форме, рассчитано на широкую аудиторию. По жанру оно относится к житийной литературе. В первых 3 книгах автор, основываясь на личных воспоминаниях и на авторитетных свидетельствах, рассказывает другу юности диак. Петру о чудесах итал. святых VI в. 2-я кн., полностью посвященная прп. Венедикту Нурсийскому , является единственным ранним источником сведений об этом святом. В 4-й кн. на примере описаний множества видений (ставших жанром древней и средневек. религ. лит-ры) обсуждается вопрос бессмертия души и ее загробной участи, содержится учение о чистилище [56] . Переведенные в сер. VIII в. на греч. язык Римским папой св. Захарией , греком по национальности, «Диалоги» [57] были очень популярны в средние века как на Западе, так и на Востоке. Этот греч. перевод послужил основой для новых переводов, в т. ч. на слав., араб., груз. языки [58] .
Богослужебные
Начиная с эпохи Каролингов Григорию Великому приписывалось составление « Григория Сакраментария » (впервые в письме папы Адриана I к Карлу Великому , кон. VIII в.) [59] . Имя Григория Великого фигурирует в заглавии мн. рукописей, содержащих этот важнейший зап. литургический памятник [60] . Однако совр. исследователи единодушно отвергают такую атрибуцию, доказывая, что ядро этого Сакраментария сформировалось лишь четверть века спустя после кончины святителя (вероятно, в понтификат Гонория I (625–638)). При этом отмечается, что ок. 80 молитв, входящих в него, имеют лексические параллели в сочинениях Григория Великого и, следов., могли быть составлены им самим. Вероятно, его перу принадлежат префация на праздник Рождества Христова, коллекта на Богоявление, префации на праздники Пасхи и Вознесения Господня, интроит на освящение храма во имя мц. Агафии и др. Точно известно, что именно Григорий Великий сделал вставку в разд. «Hanc igitur...» (Итак, сие...) канона (см. ст. Анафора ) рим. мессы, которая начинается словами: «Diesque nostros in tua pace disponas» (И да устроишь дни наши в мире Твоем) [61] , а также добавил в число поминаемых в каноне мессы святых имена мучениц Агафии и Лукии [62] . Он также установил чтение « Отче наш » в конце канона [63] и ввел формулу, которую произносит священник во время Причащения мирян [64] .
Хотя происхождение григорианского пения с именем Григория Великого связывается ошибочно, тем не менее святитель потрудился и в области церковного пения, реорганизовав корпорацию рим. церковных певчих (schola cantorum) [65] . Св. Беда Достопочтенный упоминает учеников Григория Великого, от которых еп. англ. г. Рочестера Путта обучился литургическому пению на рим. манер [66] . Григорий Великий запретил в Римской Церкви петь « Аллилуия » в период Великого поста . Вероятно, папа сам писал гимны, что послужило основанием для легенды о том, что он составил Антифонарий [67] и отправил в Англию книгу гимнов для служб суточного круга. Известно, что в организованных Григорием Великим покаянных процессиях во время эпидемии чумы в Риме 590 г. 2 хора (народ и священство) попеременно пели « Kyrie eleison » («Господи, помилуй») [68] . Поскольку каждое прошение повторялось по 7 раз, впосл. такая литания получила название Litania septiformis, или Septena. Еще в XVIII в. она печаталась во франц. Миссалах. (Какова роль Григория Великого в установлении 9-кратного пения «Kyrie eleison» в начале мессы после интроита, точно неизвестно).
«Беседы» Григория Великого на Евангелия свидетельствуют о существовании в то время в Риме уже сложившейся стройной системы евангельских чтений, хотя сведений о деятельности святителя в этой области нет.
В православной традиции начиная с XVI в. Григорию Великому устойчиво приписывается составление литургии Преждеосвященных Даров . Однако эту атрибуцию следует признать ошибочной. Подробнее см. статью " литургия Преждеосвященных Даров ".
Использованные материалы
Из статьи XII т. «Православной энциклопедии»
http://sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=41249&p_comment=belief
[1] В современной Римо-католической Церкви память - 3 сентября в день интронизации.
[2] regionarius – Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. IV 83
[3] Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 5
[4] Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 6
[5] Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 9
[6] Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; Beda. Hist. Angl. II 1
[7] Kelly J. N. D. The Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 1986. P. 64–65
[8] Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 25, 26
[9] Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; ср.: Markus. P. 11–12
[10] Greg. Magn. Moral. XIV 56; ср.: Beda. Hist. Angl. II 1; Paul. Diac. Vita S. Greg. Magn. 9; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 28–30; Duval Y. M. La discussion entre l’apocrisiaire Grégoire et le patriarche Eutychios au sujet de la résurrection de la chair // Grégoire le Grand: Colloque intern. Chantilly, Sept. 1982: Actes / Ed. J. Fontaine, R. Gillet, S. Pellistrandi. P., 1986. P. 129–158
[11] Greg. Magn. Reg. epist. VII 32; X 39; XI 74; ср.: Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. IV 81
[12] Paul. Diac. Hist. Langobard. III 10
[13] Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; ср.: Paul. Diac. Hist. Langobard. III 24; Idem. Vita S. Greg. Magn. 11; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 41, 42
[14] Мейендорф И., протопресв. С. 219
[15] Мейендорф И., протопресв. С. 219
[16] Greg. Magn. Reg. epist. I 49; V 41
[17] Greg. Magn. Reg. epist. I 2, 48, 61; X 51
[18] Greg. Magn. Reg. epist. I 49; V 40
[19] Мейендорф И., протопресв. С. 222
[20] см., напр.: Кудрявцев П. Н. Судьбы Италии от падения Западной Римской империи до восстановления ее Карлом Великим: Обозрение остготско-лангобардского периода итальянской истории. М., 1850. С. 166
[21] Greg. Magn. Reg. epist. I 13, 39, 46, 55, 62–64; IV 33; VI 4; VII 38
[22] Greg. Magn. Reg. epist. III 65; ср.: Batiffol. P. 195–197
[23] Greg. Magn. Dial. I [Praef.]
[24] Greg. Magn. Reg. epist. I 5; ср.: Лк 10. 39–41
[25] Greg. Magn. Reg. epist. X 9
[26] Regula Benedicti. 58
[27] Greg. Magn. Reg. epist. II 48; IV 35; VI 37; ср.: Предтеченский С. А. Развитие влияния папского престола на дела западных Церквей до конца IX в. Каз., 1891. С. 93–99
[28] Reg. epist. IX 52; XI 13
[29] Beda. Hist. Angl. II 1
[30] Greg. Magn. Reg. epist. I 23, 24, 27–32
[31] Beda. Hist. Angl. II 1
[32] Greg. Magn. Reg. epist. VII 27
[33] Мейендорф И., протопресв. С. 224, прим.
[34] Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. IV 68
[35] Beda. Hist. Angl. II 1
[36] Greg. Magn. Dial. I [Praef.]; III 36; IV 16, 21
[37] Greg. Turon. Hist. Franc. X 1
[38] Isid. Hisp. De vir. illustr. XL 53–56
[39] Liber pontificalis. Vol. 1. P. 312–314
[40] Beda. Hist. Angl. I 23, 24, 27–32; II 1
[41] Paul. Diac. Hist. Langobard. III 13, 20, 24, 25; IV 5, 8, 9, 18, 19, 29
[42] Colgrave B. The Earliest Life of Gregory the Great. Camb., 1985
[43] BHL, N 3639
[44] BHL, N 3640; PL. 75. Col. 41–59
[45] PL. 75. Col. 59–242
[46] BHG, N 720–721f
[47] Baronius C. Annales ecclesiastici. Coloniae Agrippinae, 1624. T. 7. Col. 700–703, 802 etc.; T. 8. Col. 2–214), Л. Мембур (Maimbourg [L.]. Histoire du Pontificat de S. Gregorie le Grand. P., 1686. T. 1, 2
[48] Sainte Marthe D., de. Histoire de S. Gregoire le Grand. Rouen, 1697
[49] Du Pin L. E. Nouvelle Bibliothèque des Auteurs ecclésiastiques. P., 1691. T. 5. P. 105–146
[50] Cave G. Scriptorum ecclesiasticorum Historia litteraria. Oxf., 1740. Vol. 1. P. 543–546
[51] Oudin C. Commentarius de scriptoribus Ecclesiae antiquis illorumque scriptis. Fr./M., 1722. T. 1. Col. 1493–1571
[52] Neander J. A. W. Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche. Gotha, 18563. Bd. 2. Abt. 1. S. 60–76 sqq.
[53] Сидоров. С. XL
[54] см., напр.: Capelle B. Les homélies de S. Grégoire sur le Cantique // RBen. 1929. T. 41. P. 204–214; Verbaken P. La tradition manuscrite du commentaire de S. Grégoire sur le Cantique des cantiques // RBen. 1963. T. 73. P. 277–288
[55] Hincmar. Opusc. Praef.
[56] напр., Dial. IV 25, 39, 40, 55
[57] BHG, N 1445y–1448b
[58] Dufner G. Die Dialoge Gregors des Grossen im Wandel der Zeiten und Sprachen. Padova, 1968. S. 38–210
[59] ср.: Walafrid. Strabo. Liber de exordiis. 22; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. 2. 17
[60] изд. «Liber sacramentorum» – PL. 78. Col. 25–264
[61] LP. Vol. 1. P. 312; Beda. Hist. Angl. II 1; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. 2. 17
[62] Aldhelm. De laud. virg. 42
[63] Greg. Magn. Reg. epist. IX 12
[64] Corpus Domini...– Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. 2. 41
[65] Ibid. 2. 6
[66] Beda. Hist. Angl. IV 2
[67] в издании Ж. П. Миня ему приписываются 2 сборника песнопений «Liber antiphonarius» – PL. 78. Col. 641–724 и «Liber responsalis» – PL. 78. Col. 725–850
[68] Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; Greg. Magn. Reg. epist. IX 12
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент