Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Василий (Родзянко) ( 1915 - 1999 ), епископ б. Сан-Францисский и Западно-Американский ( Православная Церковь в Америке ).
В миру Родзянко Владимир Михайлович, родился 22 мая 1915 года в родовом имении Отрада Екатеринославской губернии седьмым ребёнком в семье помещика Михаил Михайловича, выпускника Московского университета, который прилежно занимался хозяйством.
Его деду, председателю последней дореволюционной Государственной Думы Михаилу Родзянко , удалось узнать, что по решению революционного правительства "вся семья бывшего Председателя Государственной Думы до последнего внука" была приговорена к смертной казни. "Последним внуком" был Владимир. Вся семья вынуждена была покинуть родину в 1919 году. Владимир на всю жизнь запомнил те страшные годы, единственное светлое впечатление о тех днях связано с посещением храма. Маленького Владимира мама привела впервые в церковь в городе Анапа . Мальчику очень хотелось увидеть иконы, но кругом стояли взрослые люди и горячо молились. Ребёнок с горечью думал о том, что такие большие люди не могут понять, что ему, маленькому, ничего не видно. Владыка Василий вспоминал: " Но, вдруг они всё поняли, и все встали на колени. Я увидел красивый иконостас , украшенный золотом, чудные иконы . Вдруг, что-то случилось, и все как один заплакали. Потом я понял, что это было прощание с Родиной. Многие из этих людей, так и не вернулись в Россию ".
В 1920 году семья оказалась в Сербии , которая дала русским беженцам "Рай на земле", после ужасов, перенесенных во время революции, после чудовищных условий в трюме английского военного корабля, когда " на каждый метр приходилось по две-три семьи беженцев ."
Детство шестилетнего Володи кончилось с появлением в доме гувернёра. Бывший белогвардейский офицер, тайно ненавидевший деда, вымещал всё зло на внуке, в дальнем сарае он ремнём избивал мальчика, ставил на колени на сухую кукурузу, ждал до тех пор, пока на его коленях не выступали капли крови.
Владыка Василий позже вспоминал: " Жизнь померкла для меня... У меня не было интереса к жизни ."
В 1925 году поступил в 1-ю классическую Русско-сербскую гимназию в Белграде . Прислуживал в алтаре русской Троицкой церкви в Белграде . Здесь он познакомился с молодым иеромонахом Иоанном (Максимовичем) , будущим святителем Сан-Францисским. Отец Иоанн, очень любивший детей, стал осторожно врачевать душевные раны Володи. Владыка вспоминал: " Он сумел показать мне иной мир, светлый, замечательный, тот рай, в котором мы были, и из которого были изгнаны. Для меня началась новая жизнь... ."
Перед отъездом в Битольскую семинарию отец Иоанн представил Володю митрополиту Антонию (Храповицкому) . Любовь отца Иоанна и митрополита Антония спасла измученного мальчика, благодаря им он выбрал свою жизненную стезю. В дальнейшем владыка в числе своих духовных учителей, помимо двух названных выдающихся иерархов, упоминал также преподобного Иустина (Поповича) и митрополита Антония Сурожского .
Владыка вспоминал: " Моя мать незадолго до кончины сказала: - Прости меня, что я по недосмотру дала мучить тебя, когда ты был ребёнком. - Мама, это было по промыслу Божиему. Не будь того, что случилось со мной в детские году, не стал бы я тем, кем являюсь сейчас... ."
Позже в одной из своих проповедей владыка Василий скажет: " Любите друг друга. Кто знает, какая-то капля любви к ближнему, приведёт его не на левую, а на правую сторону... Любовь, какая бы она не была, может поставить нас на правую сторону, а не на левую на Страшном суде , когда будет окончательное разделение между добром и злом. Как бы не было трудно в этом мире..., если хотя бы маленькое зёрнышко любви чистой, жертвенной есть в сердце, значит ещё не всё потеряно, есть возможность спастись ."
Однажды, после службы, Владимир провожал иеромонаха Иоанна. По дороге состоялся разговор, после которого мальчик принял решение посвятить всю свою жизнь служению Господу. Блаженный Иоанн тогда сказал Володе: " Ты уже взрослый и многое понимаешь. Когда ты вырастешь совсем, ты должен стать священником , чтобы молиться о своём деде. Он был хороший, верующий человек, но обстоятельства сложились так, что он много вреда принёс России и Царскому семейству . Ты должен молиться всю жизнь, чтобы Господь его простил... "
Спустя много лет в 1998 году владыка Василий, будучи в Царском селе , в Федоровском соборе произнёс короткую проповедь: " Мой дед хотел только блага для России, но как немощный человек он часто ошибался. Он ошибся, когда послал своих парламентариев к Государю с просьбой об отречении. Он не думал, что Государь отречется и за своего сына , а когда узнал это, горько заплакал, сказав : "Теперь уже ничего нельзя сделать. Теперь Россия погибла". Он стал невольным виновником той екатеринбургской трагедии. Это был невольный грех, но всё-таки грех. И вот сейчас в этом святом месте, я прошу прощения за своего деда и за себя перед Россией, перед её народом и перед царской семьёй, и как епископ властью, данной мне от Бога, прощаю и разрешаю его от невольного греха ."
В 1933 году, окончив гимназию, поступил на богословский факультет Белградского университета , который окончил в 1937 году, а в 1938 году вступил в брак с Марией Кулюбаевой, дочерью священника.
В том же году приступил к работе над диссертацией в Оксфорде . В 1939 году в семье Родзянко родился первый ребёнок.
Священник с Сербии
В 1940 году главой Русской Зарубежной Церкви митрополитом Анастасием рукоположен во священники .
Примечательно то, что отцу Владимиру выпала роль миротворца: он как посыльный принимал участие в переписке митрополита Антония с митрополитом Евлогием , в результате которой было краткосрочно возобновлено литургическое общение двух ветвей Русской Церкви в изгнании.
В 1941 году отец Владимир должен был стать настоятелем домовой церкви в гимназии, где преподавал Закон Божий, но началась война. 6 апреля, в канун Благовещения , отец Владимир служил свою первую литургию под бомбами в городе Новый Сад . Во время войны отец Владимир был настоятелем сельского прихода и секретарем Красного Креста. Множество людей обязаны ему спасением от ужасов войны.
В Сербии после войны на стёклах домов стали чудесно появляться иконы святых Кирилла и Мифодия , святых апостолов Петра и Павла , иконы Богоматери и Спасителя , отец Владимир служил молебны перед чудотворными образами. Титовские власти начали изымать и разбивать стекла, с чудотворными образами, жестоко преследовать тех, кто рассказывал о чудесно явленных, для укрепления веры, иконах.
В 1949 году отец Владимир был осуждён на восемь лет " за превышение дозволенной религиозной пропаганды)". Владыка Василий рассказывал, что в лагерях заключенных, не выполнявших дневную норму, а за один день нужно было " сделать 700 черепиц_", помещали в карцер - ледяной каменный мешок. Чтобы не замерзнуть, мученик за веру непрерывно совершал земные поклоны с Иисусовой молитвой , молился и о спасении матушки Марии с детьми. Матушка Мария, сразу после ареста мужа была уволена из школы как жена врага народа. Отец Владимир знал, что семья осталась без средств к существованию, и это больше всего беспокоило его. Однажды, измождённому отцу Владимиру, заснувшему на ледяном полу, во сне явился преподобный Серафим Саровский и успокоил:
" Тебе не нужно беспокоиться и отчаиваться. Я позабочусь о твоей семье ".
Когда отец Владимир проснулся, сразу почувствовал, что тревога оставила его.
В тот же день его выпустили из карцера и перевели в другой лагерь, где ему пришлось прослушивать и переводить иностранные радиопередачи.
А через некоторое время он получил письмо из дома, в котором матушка писала, что удостоилась чудесного видения: во время молитвы ей так же явился преподобный Серафим (в тот же самый день, в который он явился и ему).
Жизнь матушки изменилась, к ней начали обращаться родители бывших учеников, просили преподавать уроки английского языка частным образом.
Наконец, благодаря вмешательству английских друзей и лично архиепископа Кентерберийского, отец Владимир был освобожден. В 1951 году он был выслан во Францию .
В Западной Европе
В 1953 году из Франции переехал в Великобританию . Будучи там священником Сербского Патриархата , отец Владимир в 1955 году начал вести на Би-би-си для слушателей в Советском Союзе и Восточной Европе религиозные радиопередачи, которые вскоре стали еженедельными. В радиопередачах транслировались и праздничные богослужения. Более двадцати лет он вел православные передачи для России по Би-би-си.
С 1968 года возглавлял Братство св. Симеона и редактировал журнал "Aion".
Отец Владимир принимал предсмертную исповедь А. Ф. Керенского .
После смерти матушки Марии в 1978 году [1] отец Владимир принял монашество с именем Василий.
Епископ в США
12 января 1980 года в в Николаевском соборе Вашингтона он был хиротонисан во епископа Вашингтонского , викария митрополита Феодосия , предстоятеля Православной Церкви в Америке .
10 ноября того же года Священный Синод на VI Всеамериканском церковном Cоборе определил ему быть епископом Сан-Францисским и Западно-Американским , каковым он оставался до 25 апреля 1984 года.
В 1981 году посетил СССР, где был тепло встречен теми, кто уже много лет почитал его как православного проповедника.
В 1984 году ушел на покой.
Деятельность на покое
Уйдя на покой, владыка Василий возобновил передачи для России на волнах радиостанций "Голос Америки" и "Радио Ватикана". С 1991 года он получил возможность продолжить эту деятельность непосредственно в России, где во время своих частых приездов принимал активное участие в работе радиостанции "София" (работавшей тогда на волнах Радио I), а также провел серию телебесед на религиозные темы. Он также записывал в Америке радиобеседы, которые затем звучали в российском эфире.
Однажды в эти годы группа молодых протестантов , изучавших древние конфессии, попросили владыку Василия прочитать курс лекций по Православию. Через два года круг изучающих православие расширился до трёх тысяч, а спустя некоторое время все ученики стали православными.
Владыка Василий все свои силы и весь незаурядный духовный опыт отдавал служению Православию. Он являлся почетным настоятелем Никольского собора в Вашингтоне, почетным настоятелем храма Малого Вознесения на Никитской улице в Москве , а в свои последние годы - деканом богословско-философского факультета частного университета Натальи Нестеровой.
Владыка Василий по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II почти полгода жил в Троице-Сергиевой Лавре , читая лекции и работая в библиотеке. В результате им была написана книга " Теория распада Вселенной и вера Отцов ", изданная в 1996 году, предлагающая читателю актуальное в наши дни рассмотрение соотношения Православия и научного знания.
Последние годы владыка Василий тяжело болел. Однако, за месяц до своей кончины он приехал в Россию, где в Фонде культуры зачитал свое духовное напутствие, в котором призвал россиян не отказываться от самого главного духовного богатства - Веры Отцов. Он напомнил, что православие - религия всемирная, которая шире любых национальных пределов Православие совместимо только с любовью, но никак не с враждой и ненавистью [2] .
В. Щербинин вспоминал: " Он был всегда бодр, живо интересовался всем, что происходит в России. За две недели (до его кончины) во время телефонного разговора он сказал : "Ноги совсем не ходят... Служил литургию на Преображение , сидя, а в те моменты, когда сидеть нельзя, дьякона поддерживали меня. Милость Божия, что причастился". Тогда я вспомнил его слова, сказанные в один из приездов в Москву : "Пока могу стоять перед престолом, служить литургию - буду жить, а иначе жить незачем".
Скончался в ночь на 17 сентября 1999 года в Вашингтоне . Отпевание совершил митрополит Американский Феодосий в сослужении трех архиереев в Свято-Николаевском кафедральном соборе в Вашингтоне . Была также отслужена панихида в Ново-Дивеевском монастыре Русской Зарубежной Церкви. Был похоронен в Лондоне рядом с супругой.
Воспоминания
Про владыку Василия говорили: " Он - священник от Бога ." Наместник одного из московских монастырей рассказывал, что в 1988 году он сопровождал епископа Василия на богословскую конференцию, на которой тот должен был выступить с докладом в присутствии патриарха, и других видных иерархов. Опаздывая к началу конференции, они торопливо спускались по лестнице жилого пятиэтажного дома. На одной из площадок они встретили пожилую женщину. Увидев человека в рясе, она попросила причастить умираюшую в больнице сестру. - Конечно, - немедленно ответил владыка Василий.
Когда его спутник возразил, напомнив, что они опаздывают, владыка ответил: - Что может быть важнее для священника, чем причастить умирающего?! Не смотря на то, что они опоздали на конференцию, и в тот день никто не услышал доклад владыки, он остался верен себе, его любовь к ближнему, стала примером не только для его спутника, но и для всех, узнавших об этом случае позже.
В конце 1980-х годов в одном из приходов Костромской епархии был организован летний советско-американский лагерь православной молодёжи. Американскую группу возглавил владыка Василий. По дороге в Горелец , в лесной глуши, на перекрёстке просёлочных дорог, машина в которой епископ ехал, остановилась. На обочине стоял грузовик, а посреди дороги, возле перевёрнутого мотоцикла, лежал погибший мужчина. Над ним стоял сын. Владыка подошёл, спросил, был ли отец верующим. Сын сказал, что отец в церковь не ходил, но всегда слушал религиозные программы из Лондона и говорил при этом, что Родзянко - единственный человек, которому он верил. Владыка перекрестился и сказал: - Этот священник, о котором говорил ваш отец, - это я. Сын был потрясен. А владыка прочитал отходную молитву, и сказал: - Промысел Божий привёл меня с другого конца света, именно в этот день и час, на этот перекрёсток, чтобы отдать дань тому, кто верил мне грешному. Давайте помолимся о его душе... И над погибшим пропели панихиду .
Прот. Иоанн Свиридов : " С епископом Василием я познакомился в 1988 году, когда он стал посещать Москву и живо интересовался переменами, происходящими в Церкви и в обществе. Его речь, осанка порой контрастировали с манерами, принятыми среди архиереев в советскую эпоху. Мятая и коротковатая ряса, клобук, покрытый не тонким шелком, а грубоватым сатином, слегка всклокоченная борода и ясные глаза. В нем можно было узнать не просто человека старой России и эмигранта, но русского интеллигента, посвятившего свою жизнь служению Церкви. Он много говорил, хотя писал мало. Его любили. И он сам любил людей. Он был человеком добрым и отзывчивым, чудаковатым и смиренным, достойным и святым ."
Труды
" Теория распада Вселенной и вера Отцов ", 1996.
" Епископ Василий (Родзянко): Моя судьба ", многосерийный автобиографический документальный фильм.
Литература
Альфа и Омега , 2000, № 1(23).
См. также
Сайты посвященные памяти владыки:
http://www.rodzianko.org/russian/ - _Жизнь, проповеди, воспоминания... Епископ Василий (Родзянко)_
http://www.episkopvasily.ru/ru/ - _Подвижник благочестия. Епископ Василий (Родзянко)_
Использованные материалы
http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5238
Страница сайта Жизнь, проповеди, воспоминания... Епископ Василий (Родзянко) :
http://www.rodzianko.org/russian/life/
Биография владыки составленная В. Щербининым:
http://www.episkopvasily.ru/ru/biography/
[1] По другим данным - в 1979 году, когда также скончался его внук Игорь. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5238
[2] Из воспоминаний Константина Кедрова. Cм. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5238
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент