Значение СОФИЙСКИЙ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР в Православной энциклопедии Древо

Что такое СОФИЙСКИЙ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского в Софии, Болгария , храм-памятник, патриарший кафедральный собор Болгарской Православной Церкви .

Престолы: во имя святого благоверного князя Александра Невского ; приделы во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и святого благоверного царя Бориса .

Описание

Александро-Невский собор занимает центр большой площади, носящей его имя. Собор, в форме крестово-купольной базилики , (площадь 3170 кв. м., объем 86 тыс. м., высота главного купола 45 м., колокольни 50 м., накупольных крестов ок. 5 м., главный барабан 16 м. в поперечнике) вмещает более 5 тысяч человек. Таким образом на 2008 год собор является вторым по величине на Балканах , после храма святого Саввы в Белграде . С северной, восточтой и южной сторон собор опоясывают крытые галереи, в восточной их части размещаются ризница и библиотека. Цоколь собора облицован серым гранитом. Ведущие в храм дубовые двери украшены резьбой, исполненной в древнеболгарском стиле.

Колокола собора отлиты в литейной П. Н. Финляндского ( Москва ). 2 наибольших по величине колокола украшены барельефными медальонами-изображениями святых, рельефные орнаменты и надписи имеют 5 больших колоколов, у 7 остальных надписи выгравированы. Самый большой колокол весит 11758 кг., самый маленький - около 16 кг., звон колоколов слышен за 30 км.

В украшении собора принимали участие выдающиеся русские и болгарские художники: профессор П. Е. Мясоедов («Господь Саваоф» в главном куполе), профессор М. Судковский («Таинство Святой Евхаристии» над горним местом главного алтаря, серафимы на стенах боковых галерей), профессор И. Мрквичка («Отрок Иисус среди книжников в храме» в северной нише), В. Болотнов («Брак в Кане Галилейской» в юж. нише), академик А. А. Киселёв («Страшный Суд» над хорами, напоминающий фреску В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве ), А. М. Корин («Воскрешение Лазаря» и «Нагорная проповедь»), Н. Маринов («Укрощение бури»), А. Белковский («Мария Магдалина»), академик Г. Желязков («Св. Иоанн Рыльский, отвергающий царские дары»), академик А. Н. Новоскольцев , профессор А. Митов , профессор Б. Михайлов , Н. Д. Кузнецов , Д. Киплик , Х. Тачев , Х. Берберов , В. Димов , Н. Петров , Вахрамеев, Ланской, Шелковой, Родзянко и другие.

Декоративно-орнаментное украшение собора полностью выполнено болгарскими мастерами - П. Клисуровым , А. Белковским, X. Берберовым, А. Митовым, С. Ивановым , Н. Петровым - под руководством профессора В. Т. Перминова . Мозаичные панно собора изготовлены в Германии и Италии . В окнах использованы витражи . В отделке собора применялись дорогие породы мрамора и оникса разных цветов, алжирский малахит и уральские самоцветы.

В создании иконостасов и икон для собора приняли участие известные русские и болгарские художники: В. М. Васнецов (иконы Богородицы и Христа Спасителя центрального алтаря), В. Е. Савинский (иконы св. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца в главном алтаре), Н. А. Бруни (иконы св. Иоанна Предтечи и св. первомч. архидиак. Стефана центрального алтаря, помещенная в мраморный киот икона св. равноап. кн. Владимира), И. Мрквичка (иконы сев. иконостаса), А. Митов (образы св. Александра Невского на колокольне, иконы юж. иконостаса, также помещенные в мраморные киоты иконы св. царя Бориса и св. равноапостольных Кирилла и Мефодия), С. Иванов (образы мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святых Седмочисленцев), А. М. Корин , П. Е. Мясоедов , А. А. Киселёв , Н. Петров , Ц. Тодоров и другие. Основная часть стенописей принадлежит кисти болгарского художника X. Тачева .

На престоле главного алтаря хранится Иверская икона Божией Матери в богатой жемчужной ризе - дар патриарха Московского и всея Руси Алексия I . Кроме этой иконы патриарх подарил храму одеяние на престол главного алтаря, сребро-позлащенное, с богатой чеканкой и художественной эмалью, Евангелие , напрестольный крест , золоченые священные сосуды .

История

Александро-Невский собор был воздвигнут по волеизъявлению и на средства болгарского народа в знак признательности народу русскому за освобождение от османского ига в Русско-Турецкой Войне 1877-1878 года . 13 апреля 1879 года на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в городе Велико-Тырново , выработавшего и принявшего Тырновскую Конституцию, видный болгарский общественный и государственный деятель П. С. Каравелов предложил воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его святому Александру Невскому , небесному покровителю российского императора Александра II , что было единодушно принято и для осуществления чего был избран Комитет во главе с председателем епископом Климентом (Друмевым) . 26 февраля 1881 года была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней, который 1 июня 1882 года обратился с «Воззванием» к болгарскому народу, освобожденному от пятивекового турецкого рабства русскими братьями-славянами, потерявшими в этой войне 200 тысяч солдат. 19 февраля 1882 года на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма.

В 1883 году для составления проекта и для руководства строительными работами был приглашен русский академик архитектуры И. С. Богомолов . При этом про-германское правительство немецких принцев Александра I Баттенберга (1879-1886) и Фердинанда I Кобургского (1887-1894), управлявшее Болгарией, всячески тормозило проект. Лишь в 1895 году дружески настроенное к России правительство К. Стоилова вновь подняло вопрос о постройке храма. К тому времени Богомолов скончался, и вместо него был приглашен русский архитектор, проффессор Академии художеств А. Н. Померанцев (1848-1918), которому было предложено переработать проект Богомолова и воздвигнуть более обширный и величественный храм, который внешним видом отвечал бы своему высокому назначению, а в архитектурном отношении отражал характерные черты древнеболгарского зодчества. Из-за несогласия сторон по некоторым административным и техническим вопросам переговоры затянулись, подписание проекта состоялось лишь 31 марта 1904 года. 5 августа 1904 года были начаты земляные работы, общее строительство собора было закончено в 1912 году, во время Первой Балканской войны . Работами руководили помощники Померанцева - русские архитекторы А. А. Яковлев и А. Н. Смирнов , тогда как с болгарской стороны в строительстве приняли участие архитекторы П. Момчилов , Ю. Миранов , Я. Шамарджиев , Т. Петров , инженер Г. Лазарев и другие.

В 1915 году болгарский царь Фердинанд , недоброжелательно настроенный по отношению к России, воспротивился тому, чтобы храм носил имя русского святого, и Александро-Невский собор был переименован во имя святых Кирилла и Мефодия в 1916 году; заменены были памятные доски, изменено расположение икон. В то время Болгария принимала участие в Первой мировой войне на стороне Центральных держав против России. Только в 1919 году, когда Фердинанд вынужден был отречься от престола и покинуть Болгарию, Святейший Синод Болгарской Православной Церкви обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора. Вопрос был внесен в Народное Собрание, которое возвратило собору первоначальное наименование в 1920 году. 12 сентября 1924 года, в день празднования памяти святого благоверного князя Александра Невского, митрополитом Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь святого князя, северный придел во имя святых Кирилла и Мефодия был освящен 13 сентября, а южный - во имя святого царя Бориса - 14 сентября. В том же 1924 году собор был объявлен памятником культуры.

Сильно пострадавший в 1944 году от бомбежек, Александро-Невский собор после Второй мировой войны был капитально отремонтирован. Согласно принятому в 1951 году Уставу Болгарской Православной Церкви храм-памятник святого Александра Невского является патриаршим кафедральным собором. В его крипте размещен филиал Национальной художественной галереи, экспозиция которого устроена на базе предоставленных Церковно-археологическим музеем Болгарской Церкви сохранившихся произведений древней иконописи.

Источники

"Воззвание Комитета при Центральной комиссии, руководящей делами по воздвижению кафедрального собора святого Александра Невского в городе Софии", Държавен вестник , София, 1882, № 62, 481.

Литература

Мавродинов, Н., Връзките между българското и руското изкуство, със 112 илюстрации в текста , София, 1955, 115-129.

Рачев, Р. Г., Архитектурни паметници в София, Пловдив, Търново и Копривщица , София, 1956.

Игнатьев, А., "Патриарший собор св. Александра Невского в Софии", ЖМП , 1964, № 1, 34-40.

Труфешев, Н. К., Монументалните изкуства и архитектура в България , София, 1968, 87-92.

Дометиан, архим., "Живой памятник вечной признательности и неизменной любви к братьям-освободителям", ЖМП , 1974, № 9, 48-50.

Стоянов, Борис, свящ., "Храм-памятник «Святой Александр Невский» и его благовест: К 100-летию освящения", ЖМП , 1974, № 9, 50-53.

Николай, еп. Макариопольский, "Храм-паметник «Александър Невски»", Църквата и съпротивата на българския народ срещу османското иго , София, 1981, 186-194.

Использованные материалы

Калиганов, И. И., Крашенинникова, Н. Н., "Александра Невского собор в Софии", Православная Энциклопедия , т. 1:

http://www.pravenc.ru/text/64446.html

«Патриаршеска катедрала "Св. Александър Невски", София Крипта на катедралата "Св. Александър Невски"», страница портала Православие - болгарского православного интернет-каталога:

http://www.pravoslavieto.com/hramove/sofia/sv_al_nevski/index.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.