Значение ВАСИЛИЙ (БОГДАШЕВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

ВАСИЛИЙ (БОГДАШЕВСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Василий (Богдашевский) ( 1861 - 1933 ), архиепископ Каневский , викарий Киевской епархии .

В миру Богдашевский Дмитрий Иванович, родился 19 октября 1861 года в с. Завидов Волынской губернии, в семье священника.

Окончил Мелецкое духовное училище ( 1876 ), Волынскую духовную семинарию ( 1882 ), богословское отделение Киевской духовной академии (1886) со степенью кандидата богословия; оставлен в академии для приготовления к профессорскому званию.

В 1885 - 1887 гг. в « Волынских Епархиальных Ведомостях » опубликовал первые работы: «Учение о пастырстве в поучениях и посланиях русских митрополитов и епископов XII-XIV вв.» и «Разбор древних и новейших мнений, противных учению о Промысле Божием».

В 1887 г. назначен исполняющим должность доцента по кафедре истории древней и новой философии Киевской духовной академии .

17 ноября 1890 удостоен степени магистра богословия за представленную 17 августа 1889 г. диссертацию «Лжеучения, обличаемые в первом послании св. ап. Иоанна » (К., 1890). Вскоре назначен доцентом Киевской духовной академии.

В 1897 г. по собственному прошению переведен с кафедры истории философии на кафедру Свящ. Писания Нового Завета, с 1902 г. являлся экстраординарным профессором. В 1904 г. удостоен степени доктора богословия за соч. « Послание ап. Павла к Ефесянам . Исагогико-экзегетическое исследование» (К., 1904). С 1905 г. занимал должность сверхштатного ординарного профессора КДА, с 1907 г.- должность штатного ординарного профессора по кафедре Свящ. Писания Нового Завета, с 1909 г. инспектор КДА.

В 1909 г. овдовел.

С 1910 г. являлся гл. редактором « Трудов Киевской Духовной Академии ».

В 1910 г. рукоположен во диакона , затем во пресвитера , вскоре возведен в сан протоиерея .

В 1912 г. в связи с 25-летием научной деятельности удостоен звания заслуженного ординарного профессора КДА.

24 сентября 1913 г. в Антониевой пещере Киево-Печерской лавры митр. Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) пострижен в монашество с именем Василий. В том же году возведен в сан архимандрита .

29 июля 1914 г. назначен ректором Киевской духовной академии и настоятелем Киевского Братского в честь Богоявления Господня монастыря . Состоял членом Комиссии по научному изданию славянской Библии .

6 августа 1914 г. в Софийском соборе Киева был хиротонисан во епископа Каневского, викария Киевской епархии .

В том же году избран почетным членом Московской духовной академии , в 1915 г.- почетным членом Петроградской и Казанской академий.

С 1914 г. являлся товарищем председателя Киевского религиозно-просветительского общества .

После Февральской революции 1917 г. епископ Василий от лица профессоров и преподавателей Киевской духовной академии направил на имя главы Временного правительства кн. Г. Е. Львова поздравительную телеграмму, от себя лично - приветствие новому обер-прокурору Синода В.Н. Львову . Несмотря на изменения в духе революционного времени, происходившие в КДА в то время (разрешение преподавания ряда предметов и написания диссертаций на укр. языке, обсуждение проекта открытия богословских курсов для женщин), возглавляемая еп. Василием академия ориентировалась в своей деятельности на политику Временного правительства России и демонстрировала неприятие украинизаторских проектов Центральной рады и ее сепаратистского курса. Из-за тяжелого материального положения было прекращено издание «Трудов КДА», в сентябре 1917 г. вышел последний выпуск, где были опубликованы статья еп. Василия «Неповрежденность четвертого Евангелия » и его перевод с латыни творения блж. Августина «Две книги Евангельских вопросов».

После Октябрьской революции 1917 г. КДА была вынуждена искать компромисс с Центральной радой, еп. Василий обратился в Генеральный секретариат Украины с просьбой о государственном финансировании академии. В это время был принят ряд мер по украинизации КДА. Еп. Василий просил Синод РПЦ дать благословение на открытие 3 новых кафедр: истории Украины , украинского языка и укр. литературы, планировалось также открыть кафедру западнорусского права. В проекте нового устава академии, который был представлен Совету 14 января 1918 г., содержался пункт, предусматривавший разработку и последующее использование в учебном процессе украинской богословской терминологии. Ряд профессоров, несогласных с курсом на украинизацию духовных школ, вышли из преподавательской корпорации КДА. Во время ожесточенных военных действий в районе Киева в январе 1918 г. занятия в академии не проводились, они возобновились после установления на Украине режима гетмана П.П. Скоропадского . В 1918 г. из-за переживаемых лишений епископ Василий болел, но продолжал руководить академией.

Он отказался от предложения националистически настроенной т. н. Всеукраинской православной церковной рады возглавить Киевскую митрополию вместо законного митрополита Киевского и Галицкого сщмч. Владимира (Богоявленского) . Епископ Василий не участвовал в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , но принял участие во Всеукраинском церковном Соборе , открывшемся в январе 1918 г. в Киеве , возглавил сформированную Собором Учебную комиссию. Ввиду наступления большевиков на Киев Собор вскоре после открытия был вынужден прекратить заседания.

29 января 1918 г. еп. Василий участвовал в отпевании в Софийском соборе Киева убиенного митр. Владимира .

22 февраля того же года Патриарх Московский и всея России св. Тихон (Белавин) принял решение о назначении еп. Василия управляющим делами Киевской митрополии, но тот отказался принять назначение. В мае вместе с другими архиереями еп. Василий не поддержал предложение министра исповеданий гетманского правительства В.В. Зеньковского отложить выборы Киевского митрополита до Всеукраинского церковного Собора. 19 мая 1918 г. на Киевскую кафедру был избран Харьковский митр. Антоний (Храповицкий) .

2-3 июня того же года еп. Василий принял участие в совещании епископов, проведенном по инициативе Зеньковского , на котором высказался против созыва новой сессии Всеукраинского Собора , однако по настоянию гетмана Скоропадского летом 1918 г. Собор продолжил свою деятельность, еп. Василий принял участие в его работе.

Проблема финансирования деятельности КДА и др. духовных школ заставляла еп. Василия ориентироваться на Министерство исповеданий, что послужило причиной осложнения отношений еп. Василия с митр. Антонием .

16 августа 1918 г., несмотря на протесты митр. Антония, гетман Скоропадский подписал новый т. н. Временный устав КДА, который предусматривал ее автономию (свободные выборы ректора, профессоров и преподавателей), а также адм. зависимость от Министерства исповеданий. По новому уставу в КДА были введены обязательные курсы укр. языка, укр. литературы, права, истории Украины и Украинской Церкви, предполагалось открытие новых кафедр, однако из-за отсутствия средств эти нововведения не были осуществлены полностью. Также Министерство исповеданий предложило КДА разработать программу теологических факультетов, которая была утверждена на Совете КДА 13 июля 1918 г., однако на 3-й сессии Всеукраинского Собора митр. Антоний в резкой форме выступил против нового устава КДА и др. инициатив Министерства исповеданий, в частности против открытия богословских факультетов при университетах Украины.

В 1918 г. по решению Всеукраинского Собора еп. Василий был назначен председателем переводческого комитета при Киевской митрополии, организованного для работы над переводом Свящ. Писания и богослужебных текстов на укр. язык. Работа владыки в этой области не удовлетворила националистов, о чем свидетельствуют многочисленные упреки участников «самосвятского» лжесобора 1921 г. , адресованные архиерею и возглавляемому им комитету.

На 3-й сессии Всеукраинского Собора Учебная комиссия во главе с еп. Василием выступила с предложениями реформировать образование в семинариях. Первые 4 класса ДС должны быть преобразованы в отдельные муж. школы с преподаванием общеобразовательных дисциплин, после их окончания выпускники получали право продолжить обучение в светских учебных заведениях. 5-е и 6-е классы ДС должны были стать пастырско-богословскими школами с более сложной, чем в семинарии, программой, включающей в себя специальные богословские дисциплины. Однако большинство разработанных Учебной комиссией материалов делегаты Собора не успели рассмотреть, заседания были прерваны гос. переворотом и приходом к власти Директории, которую вскоре возглавил С. В. Петлюра .

После ареста и высылки в Галицию митр. Антония и архиеп. Евлогия (Георгиевского) 20-21 декабря 1918 г. в Киеве по инициативе Херсонского и Одесского митр. Платона (Рождественского) был собран Собор украинских православных архиереев, на котором постановили образовать Контору Свящ. Собора епископов Украины для решения церковных дел между сессиями Собора. Контору возглавил Дионисий (Валединский) , еп. Кременецкий, вик. Волынской епархии, ее членами были избраны Киевские викарии - еп. Василий (Богдашевский) и Уманский еп. Димитрий (Вербицкий) . Однако реальным органом высшей церковной власти Контора так и не смогла стать, поскольку 1 января 1919 г. Директория своим декретом объявила об автокефалии Украинской Церкви, в связи с чем из приверженцев автокефалии во главе с Екатеринославским архиеп. Агапитом (Вишневским) была сформирована т. н. Украинская высшая освященная церковная рада .

В период развития на Украине раскольнических движений, закончившийся образованием в 1921 г. самосвятской Украинской автокефальной православной церкви , еп. Василий твердо придерживался принципа канонической верности укр. епархий Патриарху св. Тихону . 14 июля 1921 г. вместе с др. правосл. архиереями еп. Василий подписал Обращение Собора епископов Украины с призывом не признавать решений автокефалистского Украинского церковного собора Киевщины. 18 августа 1921 г. вместе со всем епископатом Украинской Церкви во главе с управляющим Киевской епархией Гродненским и Брестским архиеп. Михаилом (Ермаковым) еп. Василий подписал Обращение Собора епископов Украины, направленное против самосвятского лжесобора и автокефалистского раскола, возглавляемого В. Липковским . Еп. Василий был готов к диалогу с раскольниками, его целью было убедить их прекратить антицерковную деятельность. Так, 26 феврале 1920 г. он присутствовал на литургии в трапезном храме Софийского собора (Малой Софии), совершаемой на укр. языке приверженцами Липковского, затем отслужил панихиду по Т. Г. Шевченко. На лжесоборе 1921 г. также сообщалось, что в том году на Пасху приверженцы Липковского приходили к еп. Василию, и он принял их, христосовался с ними со слезами на глазах, однако негативного отношения к автокефалистскому движению не изменил.

В ночь со среды на четверг на Страстной седмице 1923 г. как архиерей, не признавший ни самосвятской Украинской церкви, ни обновленческого ВЦУ , еп. Василий был арестован вместе с архиеп. Михаилом и еп. Димитрием . Содержался в Бутырской тюрьме в Москве. 12 апреля 1924 г. Патриарх Тихон безрезультатно ходатайствовал о его освобождении.

Еп. Василий был приговорен к ссылке, с мая 1923 по август 1924 г. находился в с. Ижма Коми (Зырян) автономной обл. По окончании ссылки вернулся в Киев , был назначен епископом Прилукским . В 1925 г. возведен в сан архиепископа и награжден правом ношения креста на клобуке.

В конце 1925 - начале 1926 г. вновь назначен на Каневскую кафедру .

12 марта 1926 г. вместе с др. укр. архиереями выступил против григорианского раскола , подписав обращение к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) с осуждением организаторов раскола.

Скончался 10 марта 1933 года в Киеве , по некоторым сведениям - от голода, был погребен в главном храме Киево-Братского монастыря , после разрушения которого его останки перенесли на Лукьяновское кладбище в Киеве.

Труды

Архиепископ Василий является одним из значительных представителей дореволюционной рус. богословской науки. Основную часть его наследия составляют труды по изучению Свящ. Писания Нового Завета - это магист. и докт. диссертации, исследование Евангелия от Матфея [1] , посвященное экзегетическому разбору текста с 8 гл., также неск. десятков журнальных статей (в основном в ТКДА) и брошюр по различным проблемам изучения Нового Завета и толкованию отдельных новозаветных книг. Во введении к докт. диссертации вл. Василий так определил свой метод исследования: «Экзегесис должен утверждаться на филологии, носить... критический характер… При внимательном изучении обширной западной литературы о рассматриваемом послании нашими всегдашними руководителями в решении труднейших исагогических и экзегетических вопросов были отцы и учители Церкви» (Послание к Ефесянам. С. 1-2).

Вл. Василий тщательно следил за развитием библейской науки на Западе, о чем свидетельствуют регулярно публиковавшиеся им «Экзегетические заметки» [2] . Но его современники [3] отмечали, что он уделял излишнее внимание разбору гиперкритических гипотез западных библеистов, в т. ч. и не имевших серьезного научного значения, зачастую в ущерб изложению собственных взглядов или церковного учения. Анализ в его работах всегда преобладал над синтезом. По мнению К. Попова, в полемике с зап. наукой вл. Василий во многом оказывался зависимым от господствовавшей в ней проблематики.

В ходе полемики с зап. библеистами проявился апологетический характер трудов владыки. Так, напр., несмотря на указание 1 Кор 5, 9 , В. отрицает возможность того, что некоторые послания ап. Павла могли не сохраниться, на том основании, что это означало бы признать, что «некоторые писания Апостолов оказались бы бесполезными для жизни Церкви, или что последняя отнеслась к ним небрежно». Придерживаясь ранней датировки книги Деяния святых апостолов и доказывая историческую и литературную достоверность речей апостолов ( Деян 2 и сл.), он отвергает возможность использования ее автором, евангелистом Лукой , письменных источников. Он защищал тезис об аутентичности Послания к Евреям , при этом он в решении вопроса об авторстве не основывал своих выводов на анализе языковых особенностей этого послания, его отличий от др. посланий ап. Павла и специфических черт богословия этого текста. Исследуя Евангелие от Матфея , он настаивал на том, что все притчи 13-й гл. произнесены в один день и евангелист не мог их редактировать, объединяя относящийся к разному времени материал в тематические блоки (напр., Мф 5-7; 8-9; 13).

К наиболее сильным сторонам его экзегетических трудов относят филологический анализ текстов. Его толкования основываются на максимально точном выяснении значения отдельных слов и выражений и определении их синтаксических связей. Такое внимание к мельчайшим нюансам текста приводило в ряде случаев к несогласию исследователя не только с совр. ему зап. комментаторами, но и с правосл. толкователями, как древними, так и новыми. Он всегда учитывал варианты текста, известные из рукописей и святоотеческих произведений, пользовался критическими изданиями своего времени и обращал особое внимание на разночтения в слав. памятниках. Тон его сочинений, несмотря на полемическую остроту отдельных мест, всегда спокоен и уравновешен, лит. стиль отличается ясностью и точностью выражения мысли.

Ряд его сочинений посвящен проблемам философии (греческой, философии И. Канта ) и патрологии, актуальным религ. (теософия, учение Л. Н. Толстого ) и социальным (благотворительность, воспитание) проблемам. Он перевел и опубликовал неск. сочинений Тертуллиана и блж. Августина .

Сочинения

Объяснительные замечания к наиболее трудным местам Соборного послания ап. Иакова. К., 1894;

Из истории греч. философии. К., 1898;

Закон и Евангелие. К., 1898; Философия Канта // ТКДА. 1898. Февр. С. 181-203; Май. С. 54-74; Июнь. С. 201-228; Июль. С. 389-431; Сент. С. 24-68;

О евангельских чудесах (против Л. Толстого) // Там же. 1900. Авг. С. 473-493;

К изучению книги Деяний Апостольских. К., 1902;

Действительность воскресения мертвых, по учению св. ап. Павла // ТКДА. 1902. Янв. С. 61-98;

О христ. единстве // Там же. 1902. Апр. С. 576;

О 2-м послании св. ап. Павла к Коринфянам // Там же. 1902. Июль. С. 349-375;

О Церкви // ТКДА. 1904. Февр. С. 167-196;

О духовной брани // Там же. 1904. Март. С. 359;

Неповрежденность Послания св. ап. Павла к Римлянам // Там же. 1904. Июнь. С. 178-189;

Послание св. ап. Павла к Евреям // Там же. 1905. Март. С. 325-359;

О личности св. ап. Павла // Там же. 1906. Янв. С. 1-16;

Тайная Вечеря Господа нашего Иисуса Христа // Там же. 1906. Окт. С. 1-28;

О Евангелиях и евангельской истории. К., 1907;

Евангелие как основа жизни. К., 1907;

Первое послание св. ап. Павла // ТКДА. 1907. Март. С. 303-335;

Послание св. ап. Иакова // Там же.1907. Окт. С. 181-210. Нояб. С. 439-462;

Критические этюды по НЗ // Там же. 1908. Апр. С. 477-511;

Второе соборное Послание св. ап. Петра // Там же. 1908. Июль. С. 355-393;

Послание св. ап. Иуды // Там же. 1908. Нояб. С. 361-389;

Блаженства Господни // Там же. 1909. Февр. С. 203-236;

Ист. характер книги Деяний Апостольских // ТКДА. 1909. Нояб. С. 381-425;

К изъяснению четвертого Евангелия. К., 1910;

Об источниках книги Деяний Апостольских // Там же. 1910. Окт. С. 169-202;

Опыты по изучению Свящ. Писания НЗ.

Вып. 1: Из посланий св. Ап. Павла. К., 1909;

Вып. 2: Книга Деяний Апостольских. К., 1911;

О духовной христ. борьбе // ТКДА. 1911. Март. С. I-IX;

К изъяснению 1-го Послания св. ап. Павла к Коринфянам // Там же. 1911. Апр. С. 459-482; Май. С. 1-15;

Христос Спаситель как Чудотворец // Там же. 1911. Окт. С. 243-274; Нояб. С. 377-404;

Хронология книги Деяний Апостольских // Там же. 1911. Янв. С. 1-29;

О значении Церкви // Там же. 1913. Дек. С. 457-466;

Происхождение Евангелия от Матфея // Там же. 1915. Окт.-нояб. С. 205-218;

К изъяснению Ин. 3, ст. 1-16 // Там же. 1917. Март-авг. С. 153-182;

Неповрежденность 4-го Евангелия // Там же. С. 273-294.

Переводы

Догматические творения Тертуллиана, еп. Карфагенского: (Пер. с предисл. и примеч.) // ТКДА. 1908. Янв. С. 1-16; Февр. С. 17-31; 1909. Май. С. 67-80; Март. С. 33-48; Апр. С. 49-59; 1910. Апр. С. 81-84;

Блаженного Августина, еп. Иппонского, «Две книги евангельских вопросов» // Там же. 1917. Сент.-дек. С. 1-16.

Награды

орден св. Владимира 4-й степени (1910)

орден св. Владимира 3-й степени (1913),

св. Анны 3 степеней (1897, 1906, 1916),

св. Станислава 3-й (1894) и 2-й (1902) степени.

Литература

Протоколы заседаний Совета КДА за 1882-1883 учеб. год. К., 1883. С. 87-88 (отд. изд.);

Попов К. Отзыв о соч. проф. КДА Дм. Ив. Богдашевского «Послание св. Ап. Павла к Эфессянам». К., 1904;

Киево-Могилянский сб.: (По случаю 25-летия ученой деятельности проф. прот. Д. Ив. Богдашевского). К., 1913;

Липкiвський В. Вiдродження Церкви в Украïнi. Торонто, 1959;

Сосуд избранный. Вып. 1. С. 156-157, 208-209, 242-243, 263-264, 278-280, 283-284, 286-288, 289-291, 292-294;

Акты свт. Тихона. С. 445, 965;

Перший Всеукраïнський Православний Церковний Собор УАПЦ 14-30 жовтня 1921 року: Док-ти i мат-ли. К.; Львiв, 1999;

ЖМП в 1931-1935 годы. М., 2001. С. 174.

Жураковский А., свящ. Мат-лы к житию. П., 1987. С. 224;

Мануил (Лемешевский). Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 2. С. 77-84;

Ульяновський В. Церква в Украïнськiй Державi, 1917-1920 рр. (доба Украïнськоï Центр. Ради). К., 1997;

он же. Церква в Украïнськiй Державi, 1917-1920 рр. (доба Гетьманату Павла Скоропадського). К., 1997;

Андрусишин Б. Церква в Украïнськiй Державi, 1917-1920 рр. (доба Директорiï УНР). К., 1997;

Фотиев К., прот. Попытки Украинской церк. автокефалии в ХХ в. // Правосл. Церковь на Украине и в Польше в ХХ ст., 1917-1950 гг. М., 1997;

Власовський I. Нарис iсторiï Украïнськоï Православноï Церкви. К., 1998. Т. 4. Ч. 1.

Использованные материалы

Православная Энциклопедия, Т. 7, С. 75-78

http://www.pravenc.ru/text/150699.html

[1] Евангелие от Матфея: (Крит.-экзегетич. исслед.). К., 1915

[2] К., 1904-1905

[3] Попов. Отзыв. С. 167

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.