Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Антоний (Мельников) ( 1924 - 1986 ), митрополит Ленинградский и Новгородский .
В миру Мельников Анатолий Сергеевич, родился 19 февраля 1924 года в Москве .
В 1945 году по окончании средней школы поступил в Московскую духовную семинарию .
В 1950 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
В июле этого же года вступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и был пострижен в монашество с именем Антоний.
18 июля того же года рукоположен во иеродиакона, а 22 июля - в сан иеромонаха святейшим Патриархом Алексием и определен сначала преподавателем, а затем инспектором Одесской духовной семинарии .
В 1952 году назначен инспектором Саратовской духовной семинарии и исполняющим обязанности секретаря Саратовского епархиального управления.
В 1956 году возведен в сан архимандрита и назначен ректором Минской духовной семинарии и наместником Жировицкого Успенского монастыря .
В 1963 году определен ректором Одесской духовной семинарии с назначением его наместником Успенского монастыря в Одессе .
31 мая 1964 года хиротонисан во епископа Белгород-Днестровского . Хиротонию совершали: Свят. Патриарх Алексий (Симанский) , митр. Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) , митр. Ленинградский и Ладожский Никодим , митр. Херсонский и Одесский Борис, митр. Кишиневский и Молдавский Нектарий, архиеп. Минский и Белорусский Сергий, архиеп. Даниил и епископ Онисифор.
5 февр. 1965 года поручено временное управление Одесской епархией .
25 мая того же года назначен епископом Минским и Белорусским .
В том же году 8 октября возведен в сан архиепископа и в октябре ему присвоено звание магистра богословия.
Начиная с 1965 года архиепископ Антоний от лица Русской Православной Церкви побывал во многих странах.
7 октября 1967 года назначен председателем редакционной Коллегии журнала " Богословские труды ".
8 сентября 1975 года возведен в сан митрополита .
29 сентября 1978 года назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским .
14 ноября того же года награжден правом ношения двух панагий .
21 мая 1979 года избран почетным членом Ленинградской духовной академии .
23 марта 1981 года назначен зам. председателя Комиссии по подготовке к празднованию 1000-летия Крещения Руси.
В том же году 7 сентября награжден орденом прп. Сергия Радонежского 1-й степени.
В декабре 1981 года Богословским факультетом в Праге присуждена ученая степень доктора богословия гонорис кауза.
19 февр. 1984 года в связи с 60-летием награжден орденом св. равноап. князя Владимира 1-й степени и орденом Дружбы народов.
29 мая 1986 года скончался в Ленинграде после продолжительной тяжелой болезни на 63-м году жизни. Погребен на братском кладбище Александро-Невской Лавры в Ленинграде.
Ниже мы помещаем духовное завещание митрополита Антония, которое он сделал в год своей кончины.
Завещание
Живя в надежде на милость Божию, полагаясь на волю Божию, я, когда Господь призовет меня к Себе, прошу исполнить мои пожелания.
1. Чин отпевания совершить монашеским обычаем.
2. На могиле памятника не ставить, а простой русский, правильный, деревянный крест с надписью: "Антоний, милостью Божией митрополит Ленинградский и Новгородский".
3. Все мое имущество: иконы, картины, церковные облачения введены в опись имущества ЛЕУ и должны так и оставаться - церковным имуществом. Это касается указанных предметов в Ленинградских покоях, на даче в Комарове и в Новгороде.
4. Никто из моих родственников не будет претендовать на это имущество, т. к. оно не личное, а церковное.
5. Двум моим братьям сообщить о кончине моей только после погребения (адреса известны священнику Г. Звереву).
6. Некоторые панагии, кресты розданы мной моим близким людям на память, а оставшиеся должны быть описаны и остаться в ризнице покоев.
7. Я не имею своего недвижимого имущества и вкладов в сберкассы. Какая-то сумма денег может остаться в моем сейфе, но эта сумма не превысит нескольких тысяч рублей, которые следует переслать на восстановление Данилова монастыря.
8. Мою библиотеку прошу переслать в библиотеку нашего церковного фонда - Данилов монастырь.
9. Старинные богослужебные Евангелия (одно - в Комарове, а другое - в покоях) - в ризницу Данилова монастыря.
10. Сердечно благодарю всех, с кем мне пришлось разделять труды. Желаю всем им всякого благополучия и многолетия.
11. Прошу у всех прощения за различные ошибки и прошу св. молитв.
8 января 1986 г. Митрополит Антоний. Ленинградский и Новгородский.
Воспоминания современников
Архиеп. Василий (Кривошеин) : "Сам он [ митр. Антоний ] мне в Упсале так определял свою линию и взгляды:"...я очень люблю и ценю Владыку Ермогена , но он утопист. Он пишет свои записки Подгорному, Косыгину, Куроедову, доказывает, что по отношению к Церкви нарушается конституция и советские законы о культах. Но он не хочет понять, что если не произойдет общего и резкого изменения режима в СССР (а на это рассчитывать трудно) никакого существенного улучшения положения Церкви быть не может. Наши правители сами прекрасно понимают, что они нарушают законы, но менять своего отношения к Церкви не намерены. Писания архиепископа Ермогена их только раздражают, а Церкви никакой пользы не приносят, только наоборот. Лично я действую иначе! Стараюсь ладить с местными уполномоченными, без крайней необходимости не жалуюсь на них в Москву, в Совет по делам религии. Ведь от этого больше вреда, чем польз, надо по мелочам и постепенно, на местах добиваться мелких уступок, которые бывают важнее" громких заявлений и жалоб"... Так я действую, и поверьте, что именно так мне удалось за последние годы открыть пять приходов".
Против такого рассуждения владыки Антония было трудно спорить, но в Москве мои знакомые отзывались о Владыке Антонии (Минском), как о человеке слабом, неустойчивом, дрожащим перед уполномоченными и в частности о. Всеволод Шпиллер добавлял: " При всех его больших душевных качествах, культуре и как бы "несоветскости", у него есть один недостаток - он отчаянный карьерист!" Отец Всеволод говорил это с большой горечью, так как сам был долгие годы в дружбе с владыкой Антонием и всячески его восхвалял, говорил о нем как об украшении Русской Церкви.
Позднее я сам стал замечать у владыки Антония, несмотря на всю открытость его к Западу и культурность, меньшее понимание и даже сочувствие к Западному Православию, как ни странно, даже меньшее чем у митр. Никодима и у еп. Ювеналия. Так для него наши парижские богословы, вроде Николая Лосского или Успенского, были только "фанатики-эрудиты"...". [1] .
Труды
"Пастырское душепопечение по Святителю Иоанну Златоусту" (кандидатская диссертация).
"Жировицкий монастырь в истории западных русских епархий" (магистерская диссертация).
Речь при наречении во епископа Белгород-Днестровского.
ЖМП. 1964, № 7, с. 17.
"Делегация Эфиопской Церкви в Советском Союзе".
ЖМП. 1967, № 2, с. 17-21.
"Поездка делегации Русской Православной Церкви на Кипр".
ЖМП. 1967, № 9, с. 12-23.
"Ламбетская конференция 1968 года".
ЖМП. 1968, № 11, с. 49-53.
"Съезд англикано-православного содружества прп. Сергия Радонежского и св. муч. Албания Британского" ЖМП. 1968, № 12, с. 56-59.
"У христиан Южной Индии".
ЖМП. 1969, № 5, с. 56-60.
"Две недели в Стране восходящего солнца".
ЖМП. 1972, № 4, с. 15-19.
"Всемирная Миссионерская Конференция в Бангкоке".
ЖМП. 1973, № 3, с. 52-54.
"Ответный визит делегации Русской Православной Церкви Союзу Евангелических Церквей ГДР".
ЖМП. 1973, № 10, с. 49-55.
"Из Евангельской истории".
"Богословские труды", 1971, сб. 6, с. 5.
"Предисловие о (о Вл. Лосском)".
"Богословские труды", 1972, сб. 8, с. 5.
"Преподобная Евфросиния Полоцкая"
"Богословские труды", 1972, сб. 9, с. 5-14.
"О христианстве в Помпеях и Геркулануме".
"Богословские труды", сб. 10, с. 59-66.
"Святой равноапостольный архиепископ Японский Николай".
"Богословские труды", 1975, сб. 14, с. 5.
"Блаженный Августин, как катехизатор".
"Богословские труды", 1976, сб. 15, с. 56.
"Библиография. Х. Сомань. Св. Киприан, еп. Карфагенский и "папа Африканский".
"Богословские труды", 1978, сб. 18.
Слово, сказанное в Троицком соборе в Ленинграде 4 сент. 1979 года на парастасе в годовщину кончины митрополита Никодима.
ЖМП. 1979, № 12, с. 28.
Заключительное слово митр. Антония на поминальной трапезе 5 сентября 1979 года в годовщину кончины митрополита Никодима (Ротова).
ЖМП. 1979, № 12, с. 32.
"Миссия Русской Православной Церкви в прошлом и настоящем".
ЖМП. 1982, № 5, с. 49-57.
Слово в Неделю сыропустную (Прощенное воскресенье), 20 марта 1983 года.
ЖМП. 1983, № 4, с. 32.
"В день памяти свт. Никиты, епископа Новгородского".
ЖМП. 1983, № 4, с. 33.
К 175-летию Ленинградской духовной академии (1809-1984 г.)
Богословские труды. Юбилейный сб. М., 1986.
"Из истории новгородской иконографии".
Богословские труды, вып. 27.
Конференция содружества Св. Сергия и Альбана.
"Голос Православия", № 2, 1969 (нем. яз.)
Ламбетская конференция англиканских епископов.
"Голос Православия", 1969, № 4.
Епископ Могилевский и Мстиславский Виталий Грегулевич.
ЖМП. 1975, № 9, с. 64-66.
Открытое письмо к священнику Александру Меню - http://www.glagol-online.ru/arc/online-pub/321/
Литература
ЖМП. 1964, № 7, с. 17; № 6, с. 4; № 11, с. 14.
-"-, 1965, № 3, с. 4; № 6, с. 2; № 11, с. 1.
-"-, 1966, № 1, с. 35; № 4, с. 4; № 8, с. 23; № 11, с. 28.
-"-, 1967, № 2, с. 7, 17-21; № 7, с. 2, 26; № 8, с. 38; № 9, с. 12-23; № 10, с. 9; № 11, с. 6.
-"-, 1968, № 1, с. 26; № 2, с. 15; № 8, с. 1; № 11, с. 49-53; № 12, с. 56-69.
-"-, 1969, № 4, с. 6; № 5, с. 56-60; № 8, с. 1, 18.
-"-, 1970, № 3, с. 5; № 6, с. 22; № 7, с. 11; № 8, с. 31; № 9, с. 26-27.
-"-, 1971, № 1, с. 5, 23; № 3, с. 2; № 4, с. 20; № 6, с. 2; № 8, с. 46; № 11, с. 5, 13, 15.
-"-, 1972, № 3, с. 2; № 4, с. 15-19; № 5, с. 17; № 9, с. 24; № 10, с. 54; № 12, с. 17.
-"-, 1973, № 1, с. 29; № 2, с. 52-54; № 4, с. 7; № 5, с. 3, 5; № 8, с. 2; № 9, с. 2; № 10, с. 28-29, 49-55; № 11, с. 29.
-"-, 1974, № 5, с. 5.
-"-, 1975, № 1, с. 16; № 5, с. 8; № 6, с. 15; № 8, с. 13; № 10, с. 2, 22; № 11, с. 6, 14.
-"-, 1976, № 1, с. 10; № 4, с. 5, 24; № 6, с. 17; № 8, с. 21; № 9, с. 5; № 10, с. 34.
-"-, 1977, № 3, с. 24; № 8, с. 8; № 11, с. 3.
-"-, 1978, № 1, с. 50; № 4, с. 4; № 5, с. 6; № 8, с. 19; № 9, с. 51; № 11, с. 21; № 12, с. 3.
-"-, 1979, № 1, с. 3, 12; № 2, с. 23; № 5, с. 12, 34; № 6, с. 14; № 7, с. 6; № 9, с. 13, 15; № 11, с. 11, 14; № 12, с. 23.
-"-, 1980, № 2, с. 3, 16, 17, 27; № 3, с. 18-19; № 5, с. 8; № 8, с. 54; № 9, с. 7, 9, 12, 62; № 10, с. 3; № 11, с. 6, 27; № 12, с. 8, 31, 33.
-"-, 1981, № 1, с. 11; № 3, с. 18; № 5, с. 4; № 8, с. 15; № 9, с. 3, 9; № 11, с. 5, 9, 17, 20, 26; № 12, с. 25, 31.
-"-, 1982, № 1, с. 39; № 2, с. 7, 21-22; № 5, с. 6, 18, 28, 48; № 6, с. 65; № 7, с. 10; № 8, с. 11, 54, 60; № 9, с. 3; № 10, с. 3, 26, 41; № 12, с. 7, 34, 36.
-"-, 1983, № 1, с. 26; № 2, с. 44, 47, 74; № 5, с. 8; № 6, с. 32; № 8, с. 3, 30; № 10, с. 2, 22, 63.
-"-, 1984, № 1, с. 9-11, 33; № 3, с. 14; № 4, с. 5, 60; № 5, с. 10, 67; № 8, с. 51, 53; № 12, с. 13, 40.
-"-, 1985, № 1, с. 27, 57; № 3, с. 19; № 5, с. 7; № 8, с. 5, 19.
-"-, 1986, № 10, с. 15-17, 20 (некролог).
"Богословские труды", сб. 6-10, 14-15, 18.
Использованные материалы
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_752
[1] Поместный собор Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой Лавре и Избрание Патриарха Пимена http://www.pagez.ru/olb/145.php
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент