Устное народное творчество возникло в X—XI вв. Начало письменности относится к XV в. К этому времени М. л. становится идеологическим орудием господствующей социальной группы. Она испытала на себе большое влияние латинской культуры, проводниками которой были доминиканцы и францисканцы, и южно-славянской — Сербии и Болгарии. Первая половина XVII в., — когда начинается капитализация крупных помещичьих хозяйств, рост внутреннего и внешнего рынков, усиливаются княжества Молдавия и Валахия, — ознаменовывается пробуждением национального сознания среди молдаван. Для обслуживания интересов молдавского боярства кн. Вас. Лукул открывает высшее учебное заведение, несколько типографий [с 1642], издает первое молдавское «Уложение» — закон о закрепощении крестьян, предоставляющий ряд привилегий крупному помещичьему классу. Летописи Молдавии освещают эпоху с XIV по XVIII вв. В них описывается деятельность отдельных князей и монастырей, этих монополистов христианской княжеско-боярской
411 культуры того времени. Лишь в конце XVIII — начале XIX вв. возникает светская лит-ра. В 1780 вышла грамматика Самуэла Мику «Элементы дако-романского языка» (на латинском языке). О социальном движении начала XIX в. повествует хроника Белдимана Алеку «Жалнике тражедия», в к-рой описывается крестьянское восстание 1821 против помещиков-бояр. Устное творчество первой половины XIX в. отражает классовую борьбу крестьянской бедноты с боярами в Молдавии и Валахии. Выделяются «Гайдуцкие песни». Помещичья буржуазная лит-ра рисует гайдуков злодеями, убийцами, но в народных песнях они воспеваются как герои-борцы за крестьянские права. Обычно распространенная молдавская народная песня («дойна»), особенно позднейшего времени, выражает печаль молдавского обездоленного крестьянина и его негодование против эксплоатации. В начале XIX века выступают писатели: Асаки Георги (основатель первой молдавской газеты «Румынская пчела» в 1829), Донич Александру, Руссо Александру, Стамати Костаке, Хасдеу Богдан, Петричейку (или Хиждеу), Когельничану Мих. В этот период французский капитализм, вытесняя влияние России, пытается объединить и взять под свое покровительство разрозненные молдавские области. Эта социальная ситуация отразилась в творчестве названных писателей. Основная тенденция их творчества — национализм, патриотизм, служение интересам помещиков и нарождающейся национальной буржуазии. Путь развития от феодального к буржуазному национальному государству и получил свое отображение в произведениях этих писателей. После присоединения Бессарабии к России [1812] писатели Негруцци, А. Донич, Б. Хасдеу усердно пропагандировали среди бессарабских молдаван идею сепаратизма в интересах румынских бояр. К. Негруцци ( см. ) — основатель молдавской прозы. Он принимал активное участие в крестьянском восстании 1821, бежал в Бессарабию, где познакомился с Пушкиным и находился под его большим влиянием. В первой половине XIX в. поднимается борьба за отмену крепостного права. Во второй половине XIX века, когда завершилась капитализация боярских хозяйств на Молдавии, М. л. подпадает под влияние буржуазной культуры, преимущественно французской. Латинское течение, возникшее в Трансильвании, имеет немало последователей в Молдавии и Валахии. Определенное влияние на молдавскую лит-ру оказывала также и германская литература. Талантливым идеологом нарождавшейся национальной буржуазии был Вас. Александри, поэт и драматург [1821—1890]. Александри — активный участник национального движения за объединение Молдавии и Валахии, участник революции 1848, руководитель и участник журн. «Прогресс», «Литературная Дакия», основатель журн. «Литературная Румыния». В 1888 Елена Севастос издает сб. «Кынтече молдовенеште» (Молдавские песни). Национализм, эстетизм, идеализация народного
412 творчества характеризуют фольклорные сборники того времени. Представителем старых бояр-консерваторов является критик Титу Майореску, организатор партии консерваторов. Популярен Б. Хасдеу — идеолог зоологического шовинизма, редактор газеты «Троян» и сатирического журнала «Чериенок». Типичный представитель буржуазного индивидуализма в М. л. — Эминеску [1849—1889]. Либерально-буржуазные писатели — Кошбук [1856—1918], Мих. Садовьянов. Кулацкие идеологи — Ника Гани, Крянга [1837—1889]. Представители реакционной мелкой буржуазии и поповщины — Гала Галактин и Матвеевич [1888—1917]. На протяжении истории все усилия румынских бояр и капиталистов направлены к уничтожению молдавской специфики. Правящие классы стремятся вытравить даже самое название молдаван, стараясь утвердить офранцуженную «румынскую» культуру. В настоящее время сигуранци усердно старается искоренить малейшие ростки пролетарской культуры, носительницей которой является компартия Румынии. С 1812 до наших дней ряд буржуазных и мелкобуржуазных румынских писателей ставит своей основной задачей создание националистической литературы. Лозунг их борьбы: «Румыния для. румын»; они отрицают факт существования молдаван, утверждая только «наличие» румын. Современная буржуазная румынская лит-ра является орудием в руках фашистской боярско-капиталистической клики Румынии. Большую работу по ознакомлению трудящихся с произведениями ряда русских и украинских писателей проделал Константин Доброджану Гереа. За время с 1906—1918 в Бессарабии выходил на молдавском языке ряд газет и журналов, обслуживавших кулачество, духовенство и мелкобуржуазную интеллигенцию [«Бесарабия» (Бессарабия, 1906—1907), «Виаца Бесарабии» (Бессарабская жизнь, 1907), «Молдованул» (Молдованин, 1907—1908)], «Луминаторул» (Светоч, 1908—1918), «Кувынтул Молдованеза» (Молдавское слово, 1913—1918)]. В 1924, после образования АМССР, начала выходить первая молдавская советская газ. «Плугарул Рош» (Красный пахарь) — орган компартии — Молдкома КП(б)У, ЦИК АМССР. В конце 1930 газета переименовывается в «Молдава Соцыалиста» (Социалистическая Молдавия). Социалистическая реконструкция промышленности и сельского хозяйства Молдавии как части единой советской системы, достижения культурной революции под руководством ленинской коммунистической партии, рост молдавского пролетариата, коллективизация с. х-ва — все это создает широкую базу для развития молдавской художественной литературы. С 1926 «Плугарул Рош» уделяет сперва уголок М. лит-ре, а затем начинает выходить «Пажина литерарэ» (Литературная страница), преобразовавшаяся к 1 мая 1927 в журн. «Молдова литерарэ» (Литературная Молдавия). В апреле 1927 организуется союз молдавских советских писателей «Рэсэритул» (Восход). В конце 1931 при союзе молдавских
413 писателей создаются секции «Тинеримя» (Молодняк) и «Уларф» (Локаф). В ноябре 1931 журнал «Молдова литерарэ» реорганизуется в политико-литературный и публицистический ежемесячный журн. «Октябрю» — орган Союза писателей, молодняка и социолого-литературной секции Молдавского научного комитета. С 1930 начинает выходить пионерский журн. «Скинтэю Ленинист» (Ленинская искра). Первым советским молдавским писателем АМССР можно считать Д. Милева. В своих рассказах Милев изображает в ярких красках зверства, террор румынского фашизма в бессарабской деревне, протест и сопротивление крестьян. Но Милев показывает крестьянство Бессарабии как недиференцированную массу, выдвигающую отдельных героев. Революционное движение изображено у него стихийным и бесперспективным. Некоторые произведения подернуты налетом пессимизма. Следует однако заметить, что величайшие успехи в социалистической реконструкции Молдавии и партийная критика помогают автору, как и всем молдавским писателям, переоценивать и преодолевать мелкобуржуазную идеологию. Последние произведения писателя свидетельствуют об его перестройке [«Доулумий» (Два мира) и др.]. Михай Андриеску происходит из крестьянской семьи в Бессарабии, коммунист. Присущий ему сочный образный язык лишний раз опровергает измышления великодержавных шовинистов о бедности, убогости и бесперспективности молдавского яз. и культуры. Андриеску — поэт-энтузиаст. Большинство его стихотворений проникнуто глубокой верой в победу социализма. Все же они не лишены идеологических срывов и формальных недостатков. В некоторых из них звучат нотки упадочнической романтики, пессимизма, национализма и т. д. На определенный сдвиг в смысле преодоления ошибок указывают последние произведения писателя «Навалире» (Наступление), «Григорий Малини», «Черный флажок». Феодор Малай (Пхунел) — р. в с. Недушита в Бессарабии, служил батраком. Активный участник гражданской войны, организатор с.-х. коммун, старый член партии. В 1929 вышел сборник его стихотворений «Оцелу жиу». Тематика творчества Малая исключительно разностороння. Она охватывает основные вопросы Октябрьской революции, диктатуры пролетариата, классовой борьбы, положение оккупированной Бессарабии, румынско-фашистский террор. Особое внимание писателя привлекали проблемы соцстроительства, обороны СССР, партийной и комсомольской жизни. Отличительной особенностью Малая является сосредоточение внимания на актуальных вопросах, разрешаемых партией, служение революции и социалистическому строительству. Творчество Малая, проникнутое революционным пафосом, не всегда достигает идейной высоты большевистского сознания. Схематические абстракции зачастую делают его произведения недостаточно действенными. В позднейших своих произведениях Малай обнаруживает предпосылки
414 к перелому; на это указывает новое произведение писателя, посвященное рабочим-ударникам. Энтузиастом в создании и развитии советской М. л. является Лехтцир — один из организаторов Союза молдавских советских писателей и молдавского литературного журнала «Молдова литерарэ». Ранние стихи Лехтцира проникнуты идеологией мелкой буржуазии, упадочничеством: в них он нередко подражал народному творчеству («дойнам»). Были у Лехтцира уже в первый период творчества попытки показать революционное движение в Бессарабии. Такова книжка стихов «Поезый». В период 1928—1929 Лехтцир выступает с критическими очерками. Сборник стихов «Ын флакари» (В пламени, 1931) обнаруживает заметный идейно-художественный рост Лехтцира. Помещенная в сборнике поэма «Никита» показывает классовую борьбу в колхозе. Произведение «Кэдереа епигонилор» (Падение эпигонов) свидетельствует о вступлении Лехтцира на путь социалистического реализма. Лехтциру принадлежат также и первые опыты в области молдавской драматургии. Его пьеса «Кодряну» изображает классовую борьбу в крепостной Молдавии — моменты революционно-бунтарского движения крепостного крестьянства под руководством «гаудука». Пьеса «Бируинца» (Победа) показывает ударничество, новые социалистические методы труда. В настоящее время Лехтцир — один из наиболее активных работников в области молдавской социалистической культуры. Поэт Корнфельд (комсомолец) пишет на темы социалистического строительства. Позднейшие произведения поэта — «Тираспол» (поэма, 1932), «Сымбатику» (Субботник), «Нипру» (Днепр), «Катурь» — определенно указывают на идейно-художественный рост его творчества. Поэма «Тираспол» дает яркую картину молодой столицы Советской Молдавии — Тирасполя, показывает грандиозное строительство и перспективы этого нового социалистического города. В книжке «Катурь» Корнфельд изображает колоссальные достижения на фронте социалистической стройки. Корнфельд сыграл большую роль в создании детской М. л. («Пионерий ын цэх» и др.). Ранние произведения поэта-комсомольца, Кафтанаки недостаточно художественны и недостаточно выдержаны идейно. В его рассказе «Чабаница» заметно кулацкое влияние. Однако в позднейших его поэмах [«Донбасул алб» (Белый Донбасс), «Грейлер Элеватор», «Фулжераря» (Метель)] намечается сдвиг, стремление автора преодолеть мелкособственническую идеологию и приблизиться к революционному искусству пролетариата. Эти произведения являются ценным вкладом в молдавскую лит-ру. Среди советских писателей Молдавии видное место занимает прозаик Марков, батрак по происхождению. Главные произведения: «Че а фост, ну а май фи» (Так было, но так не будет), «Лупта» (Борьба), «За власть советов» (сборник рассказов, 1930), «Кувынтул виу» (сборник стихотворений, 1930) и др. Недостатки творчества Маркова — преувеличение
415 роли интеллигенции в социалистическом строительстве, противопоставление своих героев партии и сов. власти, недостаточное понимание актуальных вопросов социалистического строительства. В одном из последних своих произведений — «Черная долина» — Марков все же приближается к правильной трактовке проблемы борьбы за колхоз. Прозаик И. Канна — по происхождению бедняк. Был пастухом и батраком. Принимал активное участие в гражданской войне. Тематика Канны: гражданская война («Ын плен ла Деникин», «Ын лазарет», «Цылула» и др.), социалистическое строительство на селе, коллективизация сельского хозяйства («Кынд ноурий сынгроашы», «Фрасына трактористка» и др.). Однако произведения Канны имеют существенные недостатки, которые выражаются в примиренчестве к правым уклонистам, в неумении разглядеть колхозную массу, диференцировать ее социальные элементы, Дальнейшая творческая работа писателя являет предпосылки для исправления ошибок. Среди молдавского лит-ого молодняка видное место занимают Кириченко Гроза Бабич, Кабак [«Кадре пентру кадре» (За кадры)], Кишеневский [«Екскурсия» (Экскурсия)], Батриноя [«Май сус факлия арле» (Пусть выше факелы горят)], Шьобану [«Хыртиуцыле» (Листки)], Дойбань. Для творчества молодняка характерен уверенный бодрый тон. В области критики с 1928 до 1931 доминировало захваливание творчества молодой М. л., отсутствие объективной оценки (напр. книжка Лехтцира и Вайнберга «Быгрэберь литерары»). Период с 1931 до второй половины 1932 знаменует резкую противоположность первым годам в отношении критического подхода. За это время критика ставила себе задачей разоблачение враждебных классовых течений и групп. Она боролась за партийность в литературе, разоблачила нац-демовские тенденции. Однако был допущен ряд грубых перегибов и искривлений в духе ошибок РАПП, осложненных спецификой АМССР: критика недостатков без оценки достоинств произведения, отсутствие индивидуального, вдумчивого подхода к автору и учета особенностей Молдавии, невнимательное отношение к попутчикам. Историческое постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 решительно содействовало новому творческому повороту молдавской художественной лит-ры и критики. Оно привело к консолидации творческих сил, к углублению и расширению тематики и открыло новые творческие перспективы. В настоящее время критика преодолевает ошибки прошлых лет, борется за социалистический реализм, за перевоспитание ряда талантливых писателей, еще не изживших до конца классово-враждебных влияний. С 1930 молдавские писатели активно включаются в социалистическое строительство. М. л. выполняет боевое задание по перевоспитанию крестьянских масс АМССР, изображению процессов социалистической реконструкции города и деревни. Февраль и
416 Октябрь на территории АМССР и Бессарабии, гражданская война, нэп, вредительство кулаков, классовая борьба на предприятиях и в колхозах, ударничество, соцсоревнование, освоение и усовершенствование передовой техники — все эти темы развиваются в процессе упорной работы писателя над собой, в процессе решительного преодоления классово-чуждых влияний. Советская М. л. имеет ряд значительных достижений. Молодняк — вчерашние батраки, красноармейцы, ныне ударники социалистических предприятий и колхозов — органически развивается в единственно благоприятных условиях советской общественности. Совершенствуется молдавский художественный язык. Огромную роль в развитии молдавского языка сыграла латинизация алфавита, способствовавшая сближению трудящихся АМССР, Бессарабии и Румынии. Библиография: Покровский М., Восточный вопрос (БСЭ), журнал «Молдова литерарэ» (Литературная Молдавия) за 1928—1931; журн. «Октябрь», 1931—1932, №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; журнал «Красная Бессарабия», 1932; Очинский И. В., проф., Два мира, ГИМ, Тирасполь, 1932; Газ. «Социалистич. Молдавия» за 1931, 2/X, 27/X, 28/X—1/XII; за 1932, 1/IV; Державин К. Н., Литературное строительство в социалистической Молдавии; Очинский И. В., Иностранные влияния в Молдавской литературе; Его же, Александри — идеолог румынского капитализирующегося дворянства; Лехтцир и Вайнберг, Интреберь литературы сборник «Вопросы литературы»)