Значение АРЧИЛ II ИВЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

АРЧИЛ II ИВЕРСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Арчил II (+ 744 ), царь Карталинский , Иверский , мученик .

Память 20 марта в день кончины, 21 июня вместе с царём Луарсабом II

Святой мученик царь Арчил II принадлежал к династии Хосроидов и был прямым потомком святого равноапостольного царя Мириана .

Когда арабский полководец Мурван-Ибн-Масальма , прозванный за свирепость и беспощадность грузинами «кру» («глухой»), вторгся в Грузию , в Картли (Восточная Грузия) царствовал старший брат царя Арчила – Мир . Кровавый захватчик сжигал и разрушал всё на своем пути. Венценосные братья переехали в Западную Грузию и, усердно молясь Господу Богу и Пресвятой Богородице, готовились к сражению. Господь внял мольбам праведных: однажды ночью святому Арчилу явилась Пресвятая Дева и сказала: «Восстань и борись с неверными, ибо Ангелы Божии будут вашими путеводителями и Бог будет с вами!»

Уповая на Господа Бога и милость Пресвятой Богородицы, Мир и Арчил с немногочисленным войском напали на вражеский лагерь и чудусным образом одержали победу над значительно превосходившими силами Мурвана при сражении при реках Абаша и Цхенисцхали. Бежавшим неверным Господь Бог послал ещё одну кару: от сильнейшей бури река, по которой переправлялось их войско, вышла из берегов и потопила всех. Оставшиеся в живых отступили к морю, направляясь в Константинополь , но Всевышняя карающая Десница утопила их в морских водах.

Раненный в бою царь Мир вскоре занемог и перед смертью завещал царство своему брату – Арчилу. Двенадцать лет восседал Арчил в Кутаиси и всячески пытался восстановить грузинское царство. Он восстановил город Нухпатис , возобновил разрушенные храмы в Мцхете и способствовал принятию христианства многими горскими племенами. Освободив Картли, он принялся за присоединение Кахети , Мтианети , Эгриси , Абхазии и Самцхе-Джавахети . Фактически господство арабов не распространялось дальше окрестностей Тбилиси и Мцхета .

Однако вскоре Грузия подверглась новому арабскому нашествию – неожиданному вторжению Джиджум-Асима (Хузаим-Бин-Хазима), тогдашниего калифского наместника Армении . Исправно выплачивая дань арабам, благоверный царь не ожидал этого нападения. Чтобы избавить страну от нового разгрома и от навязываемого ей ислама , он счел за благо самому явиться к Джиджум-Асиму, признать вассальную зависимость Грузии и испросить мира. Возлагая всю надежду на милосердие Божие и приготовившись положить душу свою за святую веру и за свой народ, святой Арчил явился в стан арабов.

Джиджум-Асим с почестями принял царя Арчила, обещал покровительство, но требовал принять ислам. Как повествует "Летопись Грузии" помазанник Божий ответил: « Если послушаюсь тебя, то после смерти должен мучиться навеки. Бог наш и Спаситель принёс себя в жертву для нашего спасения, потому и я не боюсь смерти. Если ты и убьешь меня, то я воскресну, как Господь наш, и вновь буду славить Его! » Разгневанный Джиджум приказал бросить царя Арчила в темницу и пытать, дабы сломить его непоколебимую веру.

В это время перед Джиджум предстал некий армянин -мусульманин и сообщил ему, что царь Арчил знает, где захоронили клад Карталинский царь и Византийский император Ираклий . Джиджум-Асим вызвал из темницы царя, потребовал клад и ещё раз предложил отречься от Христа. В ответ святой Арчил сказал: « Знай, насильник, не изменю Богу своему, не откажусь от имени Христа и вечную жизнь не поменяю на суетную, и вечное пребывание с Христом – на временное мое царствие. А о кладе я ничего не знаю, ибо был слишком мал, когда император Ираклий путешествовал по нашей стране. Отец мой и брат мой еще при вторжении Мурвана перезахоронили наш клад в греческой крепости ». Разъярённый Асим спросил: « Ты был там, когда арабы были истреблены в Абхазии ?» Святой Арчил бесстрашно ответил: « Бог животворящий, творец Неба и Земли сошел с Небес на землю для спасения человечества и смертью своею убил убийц наших, а нам даровал бессмертие. Он, Сильный и Всемогущий, уже поверг и сокрушил их ». Эти слова так разгневали Джиджум-Асима, что тот приказал: « Так как ты не хочешь жизни и благоденствия и предпочитаешь упование на мертвого, то погибни в мучениях !»

Слуги вывели царя, самоотверженно предавшегося Воле Божьей, на казнь. Святой попросил немного времени для молитвы. Встав на колени, воздев руки к небу и благодаря Творца, молил Спасителя защищать Церковь и укрепить христианство в Грузии, помолился за семью и спокойно склонил голову перед палачом 20 марта 744 года. Ночью преданные грузины-христиане тайно вывезли тело святого царя-мученика в Эрцо и погребли в Кахетии, в Ноткорской церкви , построенной самим благоверным царем.

Почитание

Память святого Арчила творится не только в день его кончины, но и 21 июня , вместе с царём-мучеником Луарсабом II Карталинским . Хотя царей разделяет друг от друга почти 1000 лет, Грузинская Церковь поминает их в один день. Католикос-Патриарх Леонид , отмечая почти одинаковую участь этих двух царей, пишет « У нашей измученной и многострадальной страны почти всегда одно и то же горе, одно и то же страдание ». Он же сетовал что а могила царя Арчила забыта почти всеми, что знают о ней лишь немногие.

Использованные материалы

Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints , St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 81-84. См. также житие по книге прот. Захарии в русском переводе:

http://georgia.orthodoxy.ru/calendar06.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1369.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.