Значение ТРИФОН (ТУРКЕСТАНОВ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое ТРИФОН (ТУРКЕСТАНОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Трифон (Туркестанов) ( 1861 - 1934 ), митрополит б. Дмитровский , викарий Московской епархии .

В миру Борис Петрович Туркестанов, родился 29 ноября 1861 года в семье князя Петра Николаевича Туркестанова (1830-1891) и Варвары Александровны Туркестановой (урожденной Нарышкиной, 1834-1913). Борис был вторым ребенком в семье - после своей старшей сестры Екатерины. Всего же в семье было шесть детей.

По отцу он принадлежал к древнему грузинскому княжескому роду, восходящему к XV веку [1] . Его прапрадед, князь Борис (Баадур) Панкратьевич Туркестанов, переселился из Грузии в Россию при Императоре Петре I (1689-1725).

Раннее детство его протекало в Москве и в подмосковном имении матери - селе Говорове (недалеко от теперешнего Востряковского кладбища), где в большом старинном парке с двумя прудами располагался одноэтажный дом с террасой; здесь же, в парке, стоял каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. С детских лет Борис привык к церковным службам, постовым говениям и праздникам, к размеренному, устоявшемуся и освященному церковному быту.

В младенчестве Борис был очень слаб и часто болел. В одно время он так расхворался, что врачи не надеялись на его выздоровление, и тогда верующая мать прибегла к Врачу небесному. Она любила молиться в церкви мученика Трифона, находившейся на окраине Москвы, и теперь стала просить святого мученика за своего малютку-сына, обещая, если он выздоровеет, посвятить его на служение Богу. После этого мальчик стал быстро поправляться и скоро совсем выздоровел.

Однажды Варвара Александровна совершила поездку с сыном Борисом в Оптину пустынь . Когда они подходили к хибарке преподобного Амвросия , старец неожиданно сказал стоявшему перед ним народу: «Дайте дорогу, архиерей идет». Расступившиеся люди с удивлением увидели вместо архиерея приближавшуюся женщину с ребенком.

Борис Туркестанов учился в частной классической гимназии известного педагога Л. П. Поливанова, одной из лучших в Москве (она располагалась на Пречистенке). К концу 1870-х годов относится его знакомство со старцем иеромонахом Варнавой , которого гимназист Борис Туркестанов посетил во время говения в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры в дни Петрова поста. С этого времени началось его духовное знакомство с преподобным Варнавой, продолжавшееся до конца жизни старца (+1906 года).

В 1883 году по окончании Московской гимназии, Борис поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Однако светское высшее образование и последующая деятельность не привлекали его.

В одном из писем 1920-х годов преосвященный Трифон описывает свою беседу с артистом Малого театра М. А. Решимовым, происшедшую в начале 1880-х годов в Ялте, где он был в качестве спутника со своим больным астмой отцом. В ней юный князь определенно говорит об избрании им иноческого пути, несмотря на непонимание со стороны большинства людей его круга - за исключением матери. Вскоре после этой беседы Борис Туркестанов поступил в Введенскую Оптину пустынь (вероятно, в 1884 году). Его духовным наставником стал преподобный Амвросий Оптинский (+1891).

Монашество

В 1889 году молодой князь-послушник по благословению своих духовных руководителей, занимает место учителя и надзирателя в миссионерском Осетинском духовном училище во Владикавказе .

31 декабря 1889 года пострижен в монашество с именем Трифон. ин пострижения был совершен в церкви Тифлисской духовной семинарии за всенощным бдением ректором архимандритом Николаем (Зиоровым) .

На следующий день, 1 января 1890 года рукоположен во иеродиакона экзархом Грузии архиепископом Палладием (Раевым) .

6 января 1890 года рукоположен во иеромонаха .

В 1891 году, также за «послушание воле духовных руководителей», иеромонах Трифон поступил в Московскую духовную академию .

Будучи студентом Московской духовной академии, иеромонах Трифон нес послушание священника в пересыльной тюрьме Сергиева Посада. За это служение он был награжден золотым наперсным крестом.

В 1895 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен смотрителем Донского духовного училища .

С 1897 г. - ректор Вифанской духовной семинарии в сане архимандрита .

С 1899 г. - ректор Московской духовной семинарии .

Епископ Дмитровский

1 июля 1901 года хиротонисан во епископа Дмитровского , викария Московской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Московский Владимир (Богоявленский) , епископ Рязанский и Зарайский Полиевкт (Пясковский) , епископ Можайский Парфений (Левицкий) , епископ Волоколамский Арсений (Стадницкий) и члены Московской синодальной конторы епископы Нестор (Метанцев) , Григорий (Полетаев) и Нафанаил (Соборов) .

В 1901 году, во время отпуска митрополита Владимира , управлял Московской епархией .

Викарный епископ Дмитровский в то время имел местопребыванием древний Московский Богоявленский монастырь , являясь его настоятелем. Преосвященный Трифон был епископом Дмитровским и настоятелем этой обители в течение почти пятнадцати лет - до первой мировой войны.

Во время своего настоятельства он устроил в Богоявленском соборе придел во имя святителя Феодосия Черниговского (освящен 17 мая 1904 года), отремонтировал храмы, привел в порядок церковную утварь, провел электричество. Владыка заботился и о внутреннем благоустроении обители; он стремился к тому, чтобы «все общество иноков было соединено одним духом любви к Господу Богу, одушевлено твердою верою в истинность и непоколебимость святой Церкви, зиждилось на тех же твердых началах иноческой жизни, на каких основано было первоначальное монашество».

Преосвященный Трифон неоднократно, по назначению Синода, совершал дальние поездки в другие епархии - в Выксунский Иверский монастырь (в июле 1903 г.), в Яблочинский Онуфриевский монастырь Холмской епархии, на западной окраине Российской Империи (в 1907 г.), где настоятелем в то время был его постриженник (1904 г.) иеромонах Серафим (Остроумов) . В июле 1911 г. владыка побывал на севере, в монастырях Соловецком и Трифоно-Печенгском ...

Во время смуты 1905 года епископ Трифон призывал свою паству молиться, говеть, исповедоваться, причащаться. В день памяти святителя Николая, 9 мая 1905 года, он совершал молебен на Красной площади, собравший множество верующих москвичей, которые пошли за своим пастырем, «не устрашившись никаких угроз, готовые даже принять смерть»...

Летом 1912 года епископ Трифон побывал на Святой горе Афон . В апреле 1914 года он участвовал в cуде над афонскими иноками Московской Синодальной конторы под председательством митрополита Московского св. Макария , попытавшейся, как известно, покрыть любовью разногласия в этом «сокровенном деле».

В 1914 году епископ Трифон был управляющим Московской митрополией . В июле этого года началась Первая мировая война .

22 августа 1914 года епископ Трифон отправился на фронт. Около года провел епископ Трифон в армии, исполняя обязанности полкового священника 168-го пехотного Миргородского полка и благочинного 42-й пехотной дивизии. За отличие во время военных действий Государь Император пожаловал преосвященного Трифона панагией на Георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества.

Епископ Трифон был в действующей армии дважды - сначала на польском (август 1914 - 1915 ), а затем на румынском ( 1916 ) фронтах. Сохранился его фронтовой дневник первого периода [2] , дающий достаточно ясное представление о жизни святителя на фронте, о его подвиге военного священника.

На польском фронте владыка получил контузию и вынужден был возвратиться в Москву. В 1916 году он вновь уезжал на фронт, на этот раз - румынский [3] . Вернулся в Богоявленский монастырь на Пасху. Здоровье его было сильно расстроено, на фронте он потерял зрение одного глаза. Преосвященный Трифон подал прошение об увольнении на покой с пребыванием в родной ему Оптиной пустыни. 2 июня 1916 года Высочайшим повелением первый викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон был уволен на покой. Одновременно он был назначен управляющим Ново-Иерусалимским Воскресенским монастырем .

На покое

Владыка поселился в Новом Иерусалиме и занялся монастырскими делами. Прежде всего, наладил церковную службу, которая приобрела свойственное его богослужениям благолепие. В Новом Иерусалиме преосвященный Трифон, как и прежде в своей деятельности, уделял значительное внимание духовному просвещению народа и благотворительности, всюду сея семена веры и милосердия. Известно, что он на свои средства построил здесь женскую гимназию, где сам читал лекции. В годы войны в монастыре располагался лазарет для раненных, который теперь также стал предметом заботы преосвященного Трифона. К владыке приезжали его духовные дети, останавливались в монастырской гостинице, иногда жили здесь по несколько дней.

1 апреля 1918 года постановлением Патриарха Тихона и Священного Синода «епископ бывший Дмитровский Трифон был освобожден, согласно прошению, по болезни, от управления ставропигиальным Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем с назначением ему местопребывания в Донском ставропигиальном монастыре ».

В 1923 году возведен в сан архиепископа .

14 июля 1931 года возведен в сан митрополита с правом ношения белого клобука и креста на митре по случаю 30-летия архиерейского служения.

Скончался 14 июля 1934 года в Москве и погребен на Московском немецком кладбище "Введенские горы" .

Труды

Владыка Трифон составил благодарственный акафист Спасителю "Слава Богу за все".

Слово, сказанное воспитанницам церковно-учительской школы в с. Богословском Тульской губернии 3 июня 1912 года". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 24, с. 982.

"Слово, сказанное 5 августа 1914 года в Успенском соборе". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 33, с. 1453.

"Св. Иоанн Златоуст страдалец и друг страждущих". Москва, 1914.

"Пещное действо". "Душеп. Чт." 1912.

"Сборник проповедей".

Poucenie v den' prestol'nogo prazdnika (25.1.1884) Moskau 1884.

Nastojatel' Optinskoj pustyni svjascennoarchimandrit schimonach Isaakij. Slovo v 9-j den' po ego koncine, Samordino 1884, 21910.

Slovo v Iverskom Vyksunskom monastyre Nizegorodskoj guberni 8.7.1898 goda. Ms.

Slovo na osvjascenii chrama vo imja sv. Simeona Stolpinka v Danilovom monastyre, in: Cerk. Ved. 1903, Nr. 8.

Poucenija o svjatom chrame i o christianskom vospitanii detej. Moskau 1903.

Rec (18.5.1903) pri prosvjascenii namestnika monastyrja Iony v san igumena. Moskau 1903.

Pamjati ieromonacha Varnavy. Voskau 1906.

Slovo v prijute dlja slepych remeslennikov, in: Slepec 1907, Nr. 3, 49-52.

Propovedi po slucaju raznych cerkovnych prazdnikov. 1907-1908 gody. Hs.

V cem scast'e? Ljubite chram Bozij! Listki Kazanskoj Amvrosievskoj zenskoj pustyni. Kaluga 1909.

Poucenie o znacenii kolokol'nogo zvona. Kaluga 1910.

Velikopostnye propovedi i poucenija. Fevral' - mart 1911 god. Hs.

Propovedi po slucaju raznych cerkovnych prazdnikov. 1911 god. Hs.

Samordinskaja Kazanskaja Amvrosievskaja pustyn' i ee osnovatel' starec ieroschimonach Amvrosij. 1912, Nr. 5 (Sonderdr. Sergiev Posad 1912).

Slovo na otpevanii starca Optinskoj pustynii schimonacha Varsonovija 6.4.1912 gods, in: Moskovskie vedomosti 9.4.1912, Nr. 82.

Pescnoe dejstvo, Sergiev Posad 1913.

Svjatitel' Ioann Zlatoust, stradalec i drug strazduscich. Sergiev Posad 1913.

Christos voskrese! Slovo (26.3.1914 goda) Moskau 1914.

Frontovoj dnevnik. 14.9.1914 - 16.2.1915. Hs.

Slova, proiznesennye za bogosluzenjami Strastnoj nedeli i Svetloj sedmici 1918 god. Hs.

Slovo pered odpevanem V.N. Sturma 14.7.1920 goda v Spaso-Peskovskom chrame. Hs.

Velikopostnye propovedi i poucenia. Mart - aprel 1921 g. Hs.

Cvetok ot bednogo serdca sv. muceniku Trifonu: Stichotvorenie 12.1.1925 g. Hs.

Iz zapisnoj knizki. Moskau 1928. Hs.

Pis'ma k duchovnym detjam. Moskau 1930-1931 gg. Hs.

Slovo na otpevanii D.P. Ponsova v Voznesenskom chrame 26.2.1934 gods. Hs.

Slava Bogu za vse! Akafist blagodarstvennyj (ohne Datum) Hs.

Predsmertnaja molitva o duchovnych cadach, prodiktovannaja 5.6.1934 goda. Hs.

Ljubite chram Bozij, in: ZMP 1974, 12, 29.

Nadgrobnaja rec (fur Starec Varsonovij, gest. 1.4.1913), in: Nadezda. Christianskoe ctenie 6(1980) 231-232.

O tainstve Pokajanija, in: ZMP 1984, 9, 41f.

Posle pricascenija, in: ZMP 1984, 12, 47f.

"Любовь не умирает...": Из духовного наследия. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. 656 с.

Литература

"Церк. Ведом." 1901, № 25, с. 234, 1904, № 24, с. 267, 1905, № 1, с. 1, 1906, № 26, с. 335, 1910, № 24, с. 262, 1913, № 23, с. 327, 1913, № 42, с. 494, 1914, № 32, с. 376, 1915, № 10, с. 76, 1916, № 25, с. 257, 1918, № 13-14, с. 84.

"Приб. к "ЦВ" 1901, № 27, с. 953-956, 1912, № 48-49, с. 1964.

"ЖМП" 1932, № 7-8, с. 8, 1954, № 10, с. 24-25.

"Русск. Паломн." 1914, № 35, с. 566, 1915, № 22, с. 352.

"Мисс. Календ." 1907/1908, с. 139.

"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 372-373.

"Красный Архив", т. 26, с. 121.

Дмитриев Д.С. "Преосв. Трифон Дмитровский, вик. Московский". (Наречение его во епископа, хиротония, краткая биография и речи). Москва, 1902.

Булгаков, с. 1405.

БЭС т. II, стб. 2178.

ФПС I, № 6, с. 1, ФПС III, с. 6.

ФАМ I, № 259, с. 20.

Заметки и дополнения Е.М.

D. S. Dmitriev, Istoriceskij ocerk Moskovskogo Bogojavlenskogo monastyrja. Moskau 1902.

Vospominanija o prazdnicnych torzestvach v Iverskoj Vyksunskoj zenskoj obiteli Nizegorodskoj gubernii: Vpecatlenija stranika-bogomol'ca. Moskau 1903.

D.S. Dmitriev, Palomicestvo v obitel' prepodobnogo Serafima. Moskau 1905.

Torzestvo ikony Prep. Sergija i prebyvanie episkopa Trifona v Jablocinskom monastyre. Moskau 1907.

D.S. Dmitriev, Preosv. Trifon, episkop Dmitrovskij, vikarij Moskovskij: Narecenie ego vo episkopa, chirotonija, kratkaja biografija i reci. Moskau 1912.

Pamjati V.A. Turkestanovoj. Samordino 1913.

Episkop na fronte, in: "Iskry" 1916, Nr. 37.

Materialy dlja biografii mitropolita Trifona, sobrannye ego duchovnym det'mi. C. II: 1914-1934. Moskau 1974-1977. Hr.

ZMP 1974, 12, 29.

B.P. Sifrin, Iz vospominanij o mitropolite Trifone. Moskau 1984, Hs.

V. Nikitin, Pamjati mitropolita Trifona (Turkestanova), in: ZMP 1984, 9, 16-22 (mit weiteren Literaturangaben).

M Evlogij, Put' moej zizni 46.

Befreiendes Bekennen, in: Std0 1985, 3, 23-24.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4766

http://www.msdm.ru/index.php?option=com_content&task=view&id...id=1

[1] Среди предков митрополита Трифона были лица духовного звания. В «Истории Царства Грузинского» Царевича Вахушти Багратиони (Перевод Н. Т. Накашидзе. Тбилиси, 1975, с. 76); упоминается монах Давид Туркистаншвили - как один из двух старцев, направленных в Россию в 1690-е гг., чтобы возвратить имеретинского царя Арчила. В современном издании «Дворянские роды Российской Империи» (с. 210-213), указывается, что монах Давид Туркистаншвили сопровождал царя Арчила при его переезде в Россию; упоминается также архимандрит Лаврентий, принадлежавший к тому же роду, бывший настоятелем Донского монастыря в Москве (с 1705 г., вероятно, до своей кончины в 1720 г.). Князь Борис (Баадур) Панкратьевич Туркистанов, прапрадед митрополита Трифона, согласно указанному изданию, приходился архимандриту Лаврентию племянником.

[2] Этот дневник, написанный весьма неразборчивым почерком, частично расшифровал и поместил во 2-й части «Материалов для биографии...» А. М. Залесский. «Материалы...» были с небольшими пропусками опубликованы в кн.: Митрополит Трифон (Туркестанов). Проповеди и молитвы. Материалы к жизнеописанию / Сост. иеромонах Афиноген (Полесский). М.: Сретенский монастырь, Новая книга, Ковчег, 1999, с. 9-224. Дневник охватывает период с сентября 1914 по начало 1915 г.

[3] Об этом пребывании владыки Трифона на фронте мы не имеем сведений, известно лишь, что в 1916 г. он был награжден орденом св. князя Александра Невского. Епископ Трифон был единственным архиереем, удостоенным такой награды.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.