Значение КЕРЖЕНСКИЕ СКИТЫ в Православной энциклопедии Древо

Что такое КЕРЖЕНСКИЕ СКИТЫ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Керженские скиты , поселения старообрядцев в основном поповского ( беглопоповцы ) толка, а также беспоповцев спасовского и поморского толков в керженских и чернораменских лесах Семеновского уезда Нижегородской губернии.

Возникли в 1780-е гг. по берегам р. Керженец (левый приток Волги). После осады Соловецкого монастыря многие старообрядцы удалились в эти места. Старейшими из скитов были близ г. Семенова — Шарпанский, устроенный иноком Арсением, и Оленевский женский, обязанный основанием Анфисе Колычевой , родственнице св. Филиппа митрополита. Скиты быстро размножились в этой местности и в начале XVIII века сделались рассадниками раскола. Архиепископ Нижегородский Питирим к 1737 г. уничтожил почти все скиты керженские и чернораменские, так что уцелели только бедные остатки двух из них, Оленевского и Шарапанского.

Оживлению скитской жизни много способствовал указ от 16 октября 1762 , разрешивший многим раскольникам возвратиться с западных границ в Россию. К концу XVIII в. Керженских скитов числилось до 54, с 8000 жителями. Процветали, главным образом, первые, так как московские поповцы щедро поддерживали скиты своего толка.

В начале XIX века скитов в Семеновском уезде оставалось всего 35, из числа которых 22 принадлежали к поповщине, 8 — к спасовому согласию, 5 — к поморскому.

Во время нашествия Наполеона московские поповцы рогожского согласия удалились с своими семействами в Керженские скиты, при чем имели случай убедиться, что в них живут люди далеко не праведные. Приток пожертвований из Москвы после 1812 г. уменьшился, и к 1826 г. скитов было только 28, с 90 обителями, в которых жило 2813 чел., в том числе 2304 — в поповщинских.

После 1826 г. состоялся целый ряд правительственных мероприятий, имевших целью уничтожение раскольничьих скитов в Семеновском уезде: воспрещено было строить новые и поправлять старые моленные, устраивать их в домах и иметь колокола; в 1836 г. воспрещено было вновь приписывать раскольников к скитам.

В 1836 г. основан был Покровский единоверческий жен. монастырь близ г. Семенова (ныне в нем около 100 монахинь), в который перешли многие скитницы. Всего больше повлияло на уменьшение числа скитов усиление надзора со стороны местных духовных (деятельность архиеп. Иакова ) и гражданских властей, начавшееся с 1847 г., когда губернатор надзор за скитами возложил на своих чиновников особых поручений. Одним из таких чиновников был писатель П. И. Мельников-Печерский , известный знаток и бытописатель раскола. В 1848 г. он по поводу одного уголовного следствия запечатал Керженский Благовещенский скит , основанный в 1814 г. иноком Тарасием ( 1787 - 1876 ), на прав. берегу р. Керженца, и при этом убедил Тарасия перейти в единоверие. Таким образом открыт был в 1849 г. Керженский Благовещенский единоверческий мужской монастырь (общежительный 3 класса), первым игуменом которого был тот же Тарасий. При нем, как и при преемнике его Евгении († 1879 г.), монастырь обстроился и разбогател, но при следующих двух настоятелях обитель пришла в упадок, от которого с трудом оправляется, тем более, что тогда же от нее отошли заливные луга по Керженцу.

В 1849 г. Мельников склонил к единоверию и Осиновский женский скит (ныне Осиновский единоверческий женский монастырь 3 класса, в 55 в. от Семенова ). Около этого же времени из скитов взяты были иконы, оглашаемые раскольниками чудотворными, в том числе иконы Казанской Божьей Матери из Шарпана (ныне в Керженском Благовещенском монастыре [1] и икона Николая Чудотворца из Оленевского скита (ныне в Осиновском м-ре).

Наконец, высоч. указом 1 мая 1853 г. все Керженские скиты были закрыты. К тому времени в Семеновском уезде было 16 гласных скитов, с 49 обителями и 1002 жит., из которых мужчин было только 99; в скитах было 29 часовен или моленных, 2128 комнат, сверх того 200 светлиц, в которых жили только летом; холодных надворных строений было до 1500. В настоящее время (конец XIX - начало XX вв.) существуют 4 женских скита: в керженских лесах — Чернухинский (в 5 в. от Семенова 6-7 скитниц), Оленевский (несколько разрозненных келий), Комаровский (близ Семенова) а в чернораменских лесах — Улангерский.

Керженские скиты доставили Мельникову материал для его романов "В лесах" и "На горах". Общая характеристика скитов, заимствованная из бумаг Мельникова, помещена в ст. П. С. Усова в "Историч. вестнике" (1884 г., № 12). Стих о разорении К. скитов в 1853 г. и скитский трапезник напеч. А. Можаровским в "Русск. старине" (1878 г., № 6 и 7). Ср. П. С. Усов, "Среди скитниц" ("Историч. вестник", 1887, № 2).

Внешние ссылки

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/050/50767.htm

http://www.pravoslavie.by/sootc.asp?id=1078

[1] Раскольники Семеновского уезда, которые с нахождением этой иконы в их руках связывают незыблемость "древляго благочестия" в их местности, утверждают, что Мельников вывез из Шарпана не подлинную икону, которая будто бы тайно хранится у них, а копию с нее.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.