Значение АНТОНИЙ (МЕДВЕДЕВ), САН-ФРАНЦИССКИЙ в Православной энциклопедии Древо

АНТОНИЙ (МЕДВЕДЕВ), САН-ФРАНЦИССКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Антоний (Медведев) ( 1908 - 2000 ), архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский ( Русская Православная Церковь Заграницей ).

В миру Медведев Артемий (Артем) Сергеевич, родился 5 июля 1908 года в городе Вильно в Литве . Детство провел в Полтаве . Учился в Петровском Полтавском кадетском корпусе. В 1920 году из Севастополя эвакуировался в Югославию , где в Белой Церкви окончил Крымский кадетский корпус.

В возрасте 22 лет поступил в Мильковский монастырь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Сербии . Он считал себя учеником настоятеля Мильковского монастыря, схиархимандрита Амвросия (Курганова) , о котором впоследствии написал труд "Немноголетний старец" [1] . В 1932 году принял монашеский постриг , в 1934 году был рукоположен в иеродиаконы , а в 1938 году в иеромонахи . В Мильково нес послушание уставщика .

Во время Второй мировой войны был военным священником в Русском Корпусе и Освободительном движении генерала Власова .

После войны находился в монастыре преподобного Иова Почаевского в Мюнхене , в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей и вместе с братией переехал в Джорданвилль , США . В Америке отец Антоний попал под духовное водительство архиепископа Виталия (Максименко) , который привлек его к миссионерской работе. Игумен , а затем архимандрит Антоний открыл ряд новых приходов в местах скопления русских беженцев, а также временно служил администратором приходов Западной Канады . Подготавливал и редактировал Типикон с богослужебными указаниями - приложение к "Троицкому календарю". В 1955 году упоминается как архимандрит, настоятель Успенского собора в города Детройт .

16 ноября 1956 года был хиротонисан епископом Мельбурнским , викарием Австралийско-Новозеландской епархии . В Австралии епископ Антоний был особенно близок к известному русскому литургисту, протоиерею Ростиславу Ган , а также к будущему первоиерарху Русской Зарубежной Церкви, митрополиту Филарету (Вознесенскому) .

С 1968 года был владыкой Западно-Американским и Сан-Францисским . В том же году он был возведен в сан архиепископа . Владыка Антоний принял епархию разобщенной противоречиями, в 1960-х годах она была одно разделена на две - Западно-Американскую и Южно-Калифорнийскую . За время его продолжительного служения ему удалось примирить и увеличить свою паству - если в 1968 году в его ведении было 16 приходов, то к 2000 году было 35 храмов.

Где бы он ни служил, Владыка Антоний особенное внимание обращал работе с молодежью и церковно-школьному делу.

С 1978 года владыка Антоний являлся членом Архиерейского Синода Зарубежной Церкви , участвовал в подготовке Архиерейских Соборов. В 1991 году упомянут как второй заместитель председателя Синода.

Владыка Антоний был прекрасным знатоком церковного Устава и богослужения и по поручению Архиерейского Синода составлял богослужебные тексты службам преподобному Герману Аляскинскому , праведному Иоанну Кронштадтскому (вместе со святителем Иоанном Шанхайским ) и молитвы Всем святым в Земле Российской просиявших и блаженной Ксении Петербургской . Он также полностью составил службу святым Новомученикам и Исповедникам Российским . Он явился главным вдохновителем прославления великого святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского - владыка Антоний возглавил открытие останков святителя в 1993 году и провел все подготовительные работы к прославлению, в том числе и составление большей части самой службы святителю Иоанну.

В конце 1999 года здоровье архиепископа Антония начало ухудшаться. Не щадя себя ради Церкви и паствы, Владыка не обращал внимание на свои недуги, пока он не начал передвигаться и читать с большим трудом. С 1 января 2000 года Архиерейским Синодом был дан ему отпуск для лечения, а временное управление Западно-Американской епархией было возложено на викарного епископа Сеаттлийского Кирилла . Во время своего лечения Владыка Антоний, тем не менее, старался посещать все главные богослужения, совершил все службы Страстной седмицы и Пасхи 2000 года. Несмотря на слабое зрение, он во время служб читал богослужебные тексты, нередко наизусть. Пocлe Пacxи Владыка Антоний попал в больницу на длительное лечение и с тех пор неоднократно то лежал в больнице, то лечился дома. Последнее свое богослужение он совершил в день Преображения Господня - врачи разрешили ему приехать в храм из больницы в этот день. Oн всю неделю готовился к этой службе, обдумывал как он будет совершать литургию в инвалидном кресле (к тому времени он уже не мог больше ходить) и в какие моменты он будет вставать. Соборный приход решил в этот день отметить только что прошедший день ангела владыки [2] тронув и обрадовав архиепископа.

В начале сентября 2000 года архиепископа Антония отпустили домой. 10 сентября он в последний раз был в кафедральном соборе, молился и приобщился Святых Христовых Таин на ранней литургии, а 11 сентября вновь был госпитализирован. В больнице с каждым днем здоровье владыки Антония становилось слабее и в пятницу 22 октября он в последний раз приобщился Святых Таин. Два священника прочитали Канон на исход души от тела при пении собравшихся к тому времени прихожан собора. Затем все простились со своим архипастырем, испросив прощения и благословения, поцеловав его руку. Священник Александр Красовекий провел ночь с владыкой, а утром его сменил протоиерей Марк Гомец , на чьих руках около полудня 23 сентября 2000 года архиепископ Антоний мирно скончался.

Отпевание и погребение, по желанию архиепископа Антония, проходили в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Владыка был похоронен в усыпальнице за монастырским храмом, рядом с приснопамятным митрополитом Филаретом .

Митрополит Анастасий (Грибановский) так говорил о главной черте архиепископа Антопия, о его любви: " Она умиротворяет враждующих и умягчает озлобленные и ожесточенные сердца, действует на них, как масло, вылитое в кипящие морские волны ". Русский писатель Владимир Солоухин , описывая свою первую встречу с архиепископом Антонием написал следующее: " Двери открылись, и я увидел седовласого, седобородого старца, открывающего мне свои объятия, как если бы отец блуцному сыну " [3] .

Литература

Косик, В. И., Русская Церковь в Югославии (20-40-е гг. XX века) , Москва: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2000, 226.

Православная Русь , 1956, № 22, 12-13.

Историко-биографический справочник Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей .

Orthodoxia: 1986-1987 , Regentsburg, 1988.

Церковное слово , (РПЦЗ, Австралия), 2000, № 8-9 октябрь-ноябрь.

"Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами. 1956 г.", Православная жизнь , 1956, Джорданвиль, 1955.

"Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами", Джорданвиль, 1991.

Перекрестов, Петр, прот., "Тако да просветится свет твой пред человеки...: (О кончине архиепископа Антония, Западно-Американского и Сан-Францисского)", Церковное слово , 2000, № 8/9 (окт./нояб.):

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5237 (с http://www.rocor.org.au )

Использованные материалы

Перекрестов, Петр, прот., "Тако да просветится свет твой пред человеки...: (О кончине архиепископа Антония, Западно-Американского и Сан-Францисского)", Церковное слово , 2000, № 8/9 (окт./нояб.):

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5237 (с http://www.rocor.org.au )

http://zarubezhje.narod.ru/av/a_043.htm

[1] См. Православный путь за 1952 .

[2] Память преподобноного Антония Римлянина 3 августа .

[3] Рассказ "Плохой собор..." в сборнике "Смех за левым плечом".

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.