Значение слова ОЖЬЕ в Литературной энциклопедии

ОЖЬЕ

Эмиль [Guillaume Victor ?mile Augier, 1820—1889] — французский драматург «школы здравого смысла» (?cole du bon sens), одной из разновидностей буржуазного реализма 40—50-х гг. О. — откровенный и последовательный выразитель идеологии господствовавшей крупной буржуазии — восхвалял в своих пьесах деловых людей, индустрию, собственность, богатство, семью, религию —

255 основы буржуазного строя. Его пьесы — буржуазная апология в стихах и прозе «добрых нравов» в противоположность романтической реабилитации куртизанки и «роковой страсти». В некоторых случаях комедия нравов О. дает сатирическую картину современного общества, изображает темных дельцов, продажность прессы, интриги легитимистов-клерикалов («Сын Жибуайе» — «Le fils de Giboyer», 1863; «Зараза» — «La contagion», 1866, и др.), но О. никогда не поднимался до глубокого изображения буржуазных отношений, данного великими французскими реалистами, особенно Бальзаком. В своей критике О. ограничивается буржуазным морализированием, лишь утверждающим устои буржуазной общественности. Наряду с этим О. всячески подчеркивает свою лойяльность (ср. напр. предисловие к «Сыну Жибуайе»). В своих комедиях нравов — «Нотариус Герен» (Ma?tre Gu?rin, 1865), «Львы и лисицы» (Lions et renards, 1870), «Зять г-на Пуарье» (Le gendre de M. Poirier, 1854) и др. — О. рисовал ненависть лишенной власти тщеславной аристократии к буржуазии, «скупщикам национального имущества». Он осмеивал современных буржуа, «мещан во дворянстве», толстосумов, привлеченных блеском аристократических титулов. Но в конечном счете буржуа в пьесах О. обретают свою утраченную буржуазную честь. Так, Марешаль в «Сыне Жибуайе» говорит: «Среди моих предков тоже был маршал (mar?chal); не маршал Франции, понимаете, а кузнец (mar?chal ferrant)..: и я этим горжусь». Социально-политическая идеология О. особенно характерно выражена в пьесе «Зять г-на Пуарье» (в сотрудничестве с Сандо). В ней изображен конфликт разорившегося аристократа и разбогатевшего буржуа. Пуарье приводит аргументы в защиту «хозяйственной» буржуазии: «Правительство уважает промышленность... Торговля — лучшая школа для государственных людей... Кому взять в руки бразды правления, как не тем, кто доказал свое уменье вести собственные

256 дела». И отказавшись от своей дворянской «чести и гордости», маркиз де Прель в заключение соглашается заняться «буржуазными делами», оказывается «достойным быть буржуа». Влияние возродившегося в 40-х гг. классицизма (Понсар, см. ) сказалось не только в античном сюжете одной из пьес О. — комедии в стихах «Цикута» (Cigu?, 1844), — но и в некоторых особенностях его драматургической техники. Так, в пьесах О. назойливо фигурируют резонеры — «les th?or?ticiens de la pi?ces» (Верделе, Бордоньон и др.), — слуги-наперсники; развязки многих ситуаций построены на неожиданных совпадениях, чудесных случайностях и т. п. Комедии О. пользовались в современном театре большим успехом благодаря сценичности их и соответствию идеалам господствовавшей буржуазии. В 1857, в пору, когда правительство Наполеона III возбудило ряд лит-ых процессов (против Флобера, Бодлера, Шанфлери и т. д.), О. за свою благонамеренность был избран во Французскую академию. Библиография: I. Дружба и любовь, дерев. В. Зотова, «Пантеон», 1851, № 2; Искательница приключений, там же, 1851, № 5; Нашла коса на камень, перев. В. Каратыгина, «Сын отечества», 1852, № 7; Габриэль, перев. И. П. Крешев, «Библиотека для чтения», 1853, № 6; отдельное изд., СПБ, 1852; Замужество Олимпы, СПБ, 1874; Мадам Каверле, СПБ, 1876; Старший брат, СПБ, 1878 (литограф.); Две семьи, перев. Ив. Щеглова, СПБ, 1888 (литограф.); То же, «Артист», 1892, № 9; Клерикалы, Москва, 1909; ?uvres diverses d’?mile Augier, Paris, 1878; Th??tre complet, 7 vv., Paris, 1889. II. Благосветлов Г., Последние комедии Э. Ожье, «Общезанимательный вестник», 1858, № 9; Тур Е., Литературные заметки, «Русский вестник», 1858, август; Е. О. [Е. И. Утин], Эмиль Ожье и реализм современной драмы, «Вестник Европы», 1868, № 4, «Русский вестник», 1858, т. XIV, апрель; Tour Е., La jeunesse, Com?die en cinq actes et en vers par ?mile Augier, Paris, 1858; France A., La vie litt?raire, v. I, P., 1888; Morillot P., ?mile Augier, Grenoble, 1901; Gaillard de Champris, ?mile Augier et la com?die sociale, P., 1910; Friedrich W., Die Entwicklung Emile Augier bis zu seinen Sittendramen, Diss., Lpz., 1931. III. Talvart H. et Place J., Bibliographie des auteurs modernes de langue fran?aise, volume I, Paris, 1928. М. Эйхенгольц

Литературная энциклопедия.