Франсуа [Fran?ois Ponsard, 1814—1867] — французский драматург. Сын провинциального адвоката. Основатель вместе с Ожье ( см .) так наз. «школы здравого смысла». Его трагедия в стихах «Lucr?ce» (Лукреция, 1843) соединяет античный сюжет, рационалистическую трактовку образов, идею долга — черты, характерные для французского классицизма XVII в., — с отдельными положениями романтической поэтики (отказ от педантического следования правилам трех единств, изгнание наперсников, снижение стиля). Она была художественным осуществлением принципа П. — «дополнить Расина Шекспиром и исправить Шекспира Расином», выдвинутого им против «крайностей» Гюго и его последователей. Пьеса, проникнутая духом умеренного либерализма, имела большой успех в широких кругах средней буржуазии, неудовлетворенной мелкобуржуазной романтической драмой. После нескольких мифологических и исторических пьес, в том числе «Charlotte Corday» (Шарлотта Корде, 1850), обвинительного акта либерального буржуа против революции, П. пишет злободневные моралистические комедии в стихах — «L’honneur et l’argent!» (Честь и деньги, 1853), «La bourse» (Биржа, 1856) и др.
135 Библиография: I. ?uvres compl?tes, 3 vv., Paris, 1866—1876. На русский язык переведена комедия «Честь и деньги», 1857. II. Blanc P., Ponsard, P., 1870; Janin J., F. Ponsard, 1814—1867, P., 1872; Janvier J., Fran?ois Ponsard, P., 1872; Stern D., Ponsard, esquisse de sa vie et de son u0153uvre, Ouvres compl?tes, t. I., Paris, 1875; Sainte-Beuve C., Causeries du Lundi, v. XV, P., 1862; Savign? E. J., Ponsard inconnu, Vienne, 1886; Latreille C., La fin du th??tre romantique et Fran?ois Ponsard, P., 1900; Schenner H., Ponsard als Dramatiker u. Lyriker, Erlanger Diss., 1913; Souriau M., Histoire du romantisme en France, t. II, Paris, 1928. Л. Галицкий