Значение КОМЕДИ ФРАНСЕЗ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

КОМЕДИ ФРАНСЕЗ

Франсез' (Comedie-Française) (официальное название - 'Театр Франсе', 'Theâtre-Français'), старейший национальный театр Франции. Основан в 1680 в Париже по указу Людовика XIV, объединившему театр Мольера (ранее слившийся с театром 'Маре') и театр 'Бургундский отель'. В труппу вошли М. Шанмеле, М. Барон, Ш. Лагранж, Л. Бежар и др. Обладая монополией на исполнение литературной драмы и получая дотацию, позволявшую приглашать лучших актёров, 'К. Ф.' завоевал славу крупнейшего театра Франции. Однако развитие 'К. Ф.' тормозилось консервативными позициями королевского двора. В течение 18 в. в театре происходил процесс размежевания между придворно-дворянской и демократическо-просветительской тенденциями классицизма . 'Вольтеровские' актёры А. Лекуврёр, М. Дюмениль, И. Клерон, А. Л. Лекен, сохраняя классицистские нормы, стремились к психологической оправданности декламации, сценического поведения. В годы Великой французской революции 'К. Ф.' называли 'Театром Нации'. Политическая борьба внутри театра во время революции привела к расколу труппы. Актёры Ф. Ж. Тальма, Ж. Б. Дюгазон, Ф. М. Р. Вестрис оставили 'К. Ф.' и организовали 'Театр Республики'. В 1799 обе части труппы вновь объединились, и театр получил прежнее название. В канун Июльской революции 1830 на сцене 'К. Ф.' ставились прогрессивные романтические драмы В. Гюго. Героическая тема с большой силой прозвучала перед революцией 1848 в творчестве актрисы Э. Рашель. С 20-х гг. 19 в. на сцене 'К. Ф.' утвердились пьесы, где романтической героике противопоставлялось прославление буржуазной морали (Э. Скриб, в 40-50-е гг. - Э. Ожье, А. Дюма-сын, В. Сарду). Крупнейшие актёры театра в 19-начале 20 вв. - Жорж, Марс, Сара Бернар, Ж. Муне-Сюлли.

Реалистические традиции развивались главным образом комедийными актёрами - Э. Ф. Ж. Го, Б. К. Кокленом и др. В конце 19-начале 20 вв. в 'К. Ф.' стали ставиться произведения драматургов критического реализма - А. Бека, А. Франса, Ж. Ренара, позднее Э. Фабра и др. В 1930-е гг. здесь работали режиссёры Ж. Коно, Л. Жуве, Ш. Дюллен, Г. Бати. В 'К. Ф.' сформировалось творчество крупнейших актёров и режиссёров современного французского театра - М. Бель, Ж. Йоннеля, Б. М. Ж. Бови, Б. Бретти, Ж. Л. Барро, М. Рено, П. Дюкса и др. Верность классическим традициям препятствовала проникновению в театр формалистических декадентских течений. В репертуаре 'К. Ф.' широко представлены произведения П. Корнеля, Ж. Расина, Мольера, П. Мариво, П. Бомарше, А. Мюссе и др. Среди ведущих актёров театра (1950-60-е гг.) - Ж. Мейер, М. Эсканд, Л. Сенье, Ж. Берто и др. Театр гастролирует за границей (в 1954, 1964, 1969, 1973 выступал в СССР).

Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, М.- Л., 1939; Бояджиев Г. Н., Театральный Париж сегодня, [М.], 1960; История западноевропейского театра, т. 3, 5, М., 1963-70: Valmy-Baysse J., Naissance et vie de la Comedie-Française, P., 1945; Bretty В., La Comedie-Française a l'envers, P., 1.1957].

Е. Л. Финкельштейн.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.