Хасинто [Jacinto Benavente, 1866–] — современный испанский драматург. В 1922 получил премию Нобеля по лит-ре. Свою лит-ую карьеру начал в 1893 несколькими сборниками стихотворений. В 1894 появилась первая его драма «El hido aje?o». С тех пор Б. написано около 100 драм и комедий, из к-рых многие, в особенности комедия «Los intereses creados» (Игра интересов, 1909), переведены на ряд иностранных языков, в том числе и на русский. Драматическое творчество Б. весьма разнообразно. Им написан ряд психологических и социальных драм, комедий характеров и салонных комедий. Несомненное влияние на творчество Б. оказали, с одной стороны, такие драматурги как Скриб (см.) и Ожье (см.) , с другой — Оскар Уайльд (см.) , отчасти Стриндберг (см.) и Чехов (см.). Основная масса драматических произведений Б. проникнута типичными мотивами и упадочными настроениями «конца века», с характерными для него болезненным индивидуализмом, скептицизмом, утонченностью чувств и переживаний и пессимистической иронией. Полнее всего эти черты творчества Б. сказались в цикле его драм и комедий из быта современной испанской аристократии, как напр. «Gente conocida» [1896], «La comida de las fieras» [1898], «Campo de armi?o» [1916], где преобладают мотивы, знакомые нам по чеховскому «Вишневому саду». Кроме того Б. в ряде своих комедий обращается к идеалам добропорядочной буржуазной жизни, противопоставляя их упадку нравов и паразитическому существованию общественных верхушек Испании («La gata de Angora», 1900, «Rosas de oto?o», 1905, «Se?ora ama», 1908, «La malguerida», 1913). В ряде комедий Б. разрабатывает тему о материальных интересах как движущих пружинах современной общественной жизни. В уже упомянутой «Игре интересов» автор с большим мастерством применил приемы и традиционные персонажи итальянской комедии масок к изображению характерных общественных типов современности. Значительно слабее во всех отношениях символические и социальные драмы
440 испанского драматурга. В первых — он пытается противопоставить низким и вульгарным интересам современного буржуазного общества высокие, отвлеченные и весьма туманные идеалы подлинной любви, добра и самоотвержения, во вторых — следуя этим же идеалам, проповедует мирное, «христианское» разрешение социальных конфликтов. Библиография: Адамов Е., Х. Б. и театр в Испании, «Современный мир», 1912, IX, 195–210; XII, 213–234; Bouilla A., I San Martin, «Ateneo», 1906; Eguia-Ruiz P. C. D., «Literaturas y literatos», la serie, Madrid, 1914; Marguina R., El teatro de J. B., «Nosostros», 1922, VI, Buenos Ayres; Starkie Walter, J. B., Oxford, 1924. К. Державин