Значение ТОЛСТОЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ТОЛСТОЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Алексей Николаевич [29.12.1882 (10.1.1883), г. Николаевск, ныне г. Пугачев Саратовской области, - 23.2.1945, Москва], русский советский писатель, общественный деятель, академик АН СССР (1939). Отец Т. - граф Н. А. Толстой, мать - детская писательница А. Л. Востром, урождённая Тургенева. Детство на степном хуторе под Самарой, нравственный кодекс матери, её народолюбивые взгляды оказали воздействие на формирование личности Т. Учился в Петербургском технологическом институте (1901-07), участвовал в студенческих демонстрациях. В 1905 выступил со стихами; в 1907 опубликовал сборник стихов 'Лирика', отмеченный подражанием символистам. В сборнике прозы 'Сорочьи сказки' (1910) и книге стихов 'За синими реками' (1911) обратился к разработке мотивов народного творчества. Известность Т. принесли реалистические рассказы и повести из жизни разоряющегося поместного дворянства (цикл 'Заволжье', 1909-11), а также примыкающие к ним романы 'Чудаки' ('Две жизни', 1911) и 'Хромой барин' (1912), высоко оцененные М. Горьким. В 1914-1916 как военный корреспондент газеты 'Русские ведомости' Т. совершил ряд поездок на фронт, был в Англии и Франции, опубликовал серию очерков и рассказов о войне ('На горе', 1915; 'Прекрасная дама', 1916, и др.). В пьесе 'Касатка' (1916), комедиях 'Нечистая сила' (1916), 'Мракобесы' (1917) и др. (всего за творческую жизнь Т. написал 42 пьесы) подвергнуты критике разные стороны жизни буржуазно-дворянской России. Октябрьскую революцию 1917 Т. сначала воспринял враждебно, в 1919 эмигрировал (Франция, потом Германия), но затем порвал с эмигрантскими кругами и в 1923 вернулся в СССР. Любовь к Родине, к русскому языку выразилась в поэтических картинах повести 'Детство Никиты' (1919-20, отдельное издание 1922) - одном из наиболее гармоничных и цельных созданий Т. В творчестве 20-х и начале 30-х гг. получила развитие критика капитализма: рассказы 'Чёрная пятница' (1924), 'Союз пяти' (1925), сатирический роман 'Похождения Невзорова, или Ибикус' (1924), научно-фантастический роман 'Гиперболоид инженера Гарина' (1925-27). В романе 'Чёрное золото' (1931, позднее под названием 'Эмигранты') разоблачаются попытки империалистов задушить молодую Советскую республику. Осваивая тематику советской современности, Т. пишет научно-фантастический роман 'Аэлита' (1922-23), рассказы 'Голубые города' (1925), 'Гадюка' (1928) и др.

Осмысление единства судьбы личности и движения национальной истории составляет магистральную линию творчества Т., обретает новое содержание и размах в результате перехода писателя на позиции социалистического реализма. Потерянная и возвращенная Родина - внутренняя тема монументальной трилогии 'Хождение по мукам' [Государственная премия СССР, 1943; романы 'Сестры' (1922, новая редакция 1925), 'Восемнадцатый год' (1927-28), 'Хмурое утро' (1940-41)]. Писатель передаёт бурное движение эпохи, напряжённый драматизм социальной борьбы, раскрывая зависимость внутренней эволюции героев от грандиозных событий народной жизни. Герои трилогии - интеллигенты Даша, Катя, Телегин, Рощин - разными путями идут к приятию обновленной, социалистической Родины. К трилогии тематически примыкает повесть 'Хлеб' (1937). Особенно значительное создание Т. - исторического роман 'Петр Первый' (Государственная премия СССР. 1941; книга 1, 1929-30; книга 2, 1933-34; книга 3, неоконченная, 1944-45). Если в более ранних произведениях (рассказ 'День Петра', 1918; пьеса 'На дыбе', 1929) Т. показывал эпоху Петра 1 односторонне, то роман явился масштабной эпопеей о судьбах русской нации в один из переломных моментов её развития. Впечатляющие образы Петра 1 и др. героев, проникнутое патриотической гордостью изображение крепнущей мощи Русского государства, замечательное умение писателя живо воскрешать обстановку далёкой старины, язык, близкий к народной речи, тонко передающий колорит эпохи, - всё это определяет художественную ценность романа Т. как выдающегося произведения советской литературы. К роману примыкают два варианта пьесы 'Петр 1' (1934 и 1938) и одноименный киносценарий. В 1936 опубликовал книгу для детей 'Золотой ключик, или Приключения Буратино' (по мотивам итальянской повести). В 1937 Т. побывал в республиканской Испании, выступал на международных антифашистских конгрессах в Париже, Лондоне, Мадриде. Патриотическая тема проходит через всё творчество Т. периода Великой Отечественной войны 1941-45, прежде всего через его страстную военную публицистику. В 'Рассказах Ивана Сударева' (1942-44) показаны замечательные качества советских людей, проявившиеся в тяжёлых испытаниях. Драматическая дилогия 'Иван Грозный' ('Орёл и орлица', 1942, и 'Трудные годы', 1943; Государственная премия СССР, 1946), посвящена выявлению 'дивной силы сопротивления русского народа' его врагам, страдала некоторой идеализацией царя и опричнины. Произведения Т. переведены на многие языки народов СССР и иностранные языки. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-15, М., 1946-53; Собр. соч. [Вступ. ст. В. Щербины], т. 1-10, М., 1958-61.

Лит.: Щербина В. Р., А. Н. Толстой. Творческий путь, М., 1956; Алпатов А. В., Алексей Толстой - мастер исторического романа, М., 1958; Крестинский Ю. А., А. Н. Толстой. Жизнь и творчество, М., 1960; Рождественская И. С. и Ходюк А. Г., А. Н. Толстой. Семинарий, Л., 1962; Поляк Л., Алексей Толстой - художник, М., 1964; Баранов В. И., Революция и судьба художника. А. Толстой и его путь к социалистическому реализму, М., 1967; Смирнова Г. М., Трилогия А. Н. Толстого 'Хождение по мукам', Л., 1969: Оклянский Ю. М., Шумное захолустье. Из жизни двух писателей, 2 изд., Куйбышев, 1969; Русские советские писатели-прозаики. Библиографический указатель, т. 5, М., 1968.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.