Значение слова ТОЛСТОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре

ТОЛСТОЙ

ТОЛСТ́ОЙ Лев Ник. (1828-1910), граф, рус. писатель, ч.-к. (1873), поч. акад. (1900) Петерб. АН. Начиная с автобиогр. трил. "Детство" (1852), "Отрочество" (1852-54), "Юность" (1855-57), исследование "текучести" внутр. мира, моральных основ личности стало гл. темой произведений Т. Мучительные поиски смысла жизни, нравств. идеала, скрытых закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходит через всё его творчество. В пов. "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естеств. и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863-69) воссоздаёт жизнь разл. слоёв рус. общества в Отеч. войну 1812, патриотич. порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном I. Ист. события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия рус. нар. жизни с её "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-ист. бытия. В ром. "Анна Каренина" (1873-77) - о трагедии женщины во власти разрушит. "преступной" страсти - Т. обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. "Тайновидец плоти" (по выражению Д.С. Мережковского), Т. утверждает самоценность жизни как таковой в её бесконечности и неуправля- емой переменчивости. С кон. 1870-х гг. переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравств. усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), Т. приходит ко всё более непримиримой критике обществ. устройства - совр. бюрократич. институтов, гос-ва, церкви (в 1901 отлучён от правосл. церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": ром. "Воскресение" (1889-99), пов. "Крейцерова соната" (1887-89), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравств. возрождения (пов. "Смерть Ивана Ильича", 1884-86, "Отец Сергий", 1890-98, "Хаджи- Мурат", 1896-1904). В соч. морализаторского характера ("В чём моя вера?", 1884; "народные рассказы"), публицистике ("Не могу молчать", опубл. за границей в 1908), в "Исповеди" (1879-82) христ. учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Т. из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово.

Большой российский энциклопедический словарь.