Значение ТОЛСТОЙ АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ТОЛСТОЙ АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

Алексей Константинович [24.8(5.9).1817, Петербург, - 28.9(10.10).1875, Красный Рог, ныне Почепский район Брянской области], граф, русский писатель. В 1836 сдал экзамен за курс словесного отделения в Московском университете. С 1834 служил в Московском архиве Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической и военной службе; с 1843 занимал различные придворные посты. В 40-х гг. формируется талант Т. - лирика и автора баллад. Многие его лирические стихи (напечатанные в 50-60-е гг.) приобрели широкую популярность ('Колокольчики мои', 'Ты знаешь край, где всё обильем дышит', 'Где гнутся над омутом лозы' и др.). Первая публикация - фантастическая повесть 'Упырь' (1841, под псевдонимом Краснорогский) - была сочувственно встречена В. Г. Белинским. С 1854 печатал в 'Современнике' стихи и литературные пародии от имени вымышленного Козьмы Пруткова (в соавторстве с А. М. и В. М. Жемчужниковыми). В конце 50-х гг. сотрудничал в славянофильской 'Русской беседе', затем в 'Русском вестнике' и 'Вестнике Европы'. В 1861 Т. отдалился от двора и сосредоточился на литературных занятиях. Опубликовал драматическую поэму 'Дон Жуан' (1862), исторический роман 'Князь Серебряный' (1863), историческую трилогию - трагедии 'Смерть Иоанна Грозного' (1866), 'Царь Федор Иоаннович' (1868), 'Царь Борис' (1870). В 1867 вышло первое собрание стихотворений Т. В последнее десятилетие жизни писал баллады ('Роман Галицкий', 'Боривой', 'Илья Муромец', 'Садко' и др.), поэмы, лирические стихи.

В произведениях Т. отразилось своеобразие его политической и эстетической позиции. Он ненавидел политический гнёт, возмущался засильем бюрократии, едко высмеивал правительственную политику и попытки замаскировать её реакционность либеральной фразой (стихотворные сатиры 'История государства Российского от Гостомысла до Тимашева', 1868, опубл. 1883; 'Сон Попова', 1873, опубл. 1882), но не сочувствовал и революционным идеям, оспаривал революционно-демократическую эстетику (баллады 'Поток-богатырь', 'Порой весёлой мая').

Основные достоинства романа 'Князь Серебряный' - живое изображение инициативных, сопротивляющихся гнёту героев и занимательность повествования. В драматической трилогии Т., рисуя трагедию трёх царствований конца 16 - начала 17 вв., показывает губительное воздействие неограниченной самодержавной тирании на психологию государственных деятелей и нравы их подданных. Значительность изображенных в трагедиях исторических конфликтов, разнообразие типичных характеров и замечательный, тонко очерченный психологический образ царя Федора привлекают режиссёров и актёров. Постановкой 'Царя Федора-' был открыт в 1898 МХТ. Две первые трагедии прочно вошли в репертуар советских театров.

Лирические стихотворения Т. просты и задушевны. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах ('Средь шумного бала, случайно-', 'То было раннею весной'). Т. вводил в свою лирику элементы народно-поэтического стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений положено на музыку русскими композиторами - Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. Г. Рубинштейном, С. И. Танеевым и др. Успешно работал в области перевода (И. В. Гёте и др.).

Соч.: Собр. соч. [Вступ. ст. и прим. И. Ямпольского], т. 1-4, М., 1969.

Лит.: Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; Стафеев Г. И., Сердце полно вдохновенья. Жизнь и творчество А. К. Толстого, Тула, 1973; его же, А. К. Толстой. Библиографический указатель, Брянск, 1969; Ямпольский И., Середина века. Л., 1974; Lirondelle A., Le poеte Alexis Tolsto©, P., 1912.

Л. М. Лотман.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.