Значение СКАБАЛЛАНОВИЧ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо

СКАБАЛЛАНОВИЧ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Скабалланович Михаил Николаевич ( 1871 - 1931 ), профессор Киевской духовной академии , доктор церковной истории.

Родился 11 ноября 1871 г. в селе Суббота Гродненской губернии в семье священника. Первоначальное образование он получил в Гродненском духовном училище , затем в 1892 г. с отличием закончил Виленскую духовную семинарию , а в 1896 г. в числе первых окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, присужденною за сочинение «Изъяснительное изложение книги пророка Иезекииля ».

В 1898 — 1907 гг. Михаил Николаевич был помощником инспектора Каменец-Подольской духовной семинарии , помощником смотрителя Мариупольского духовного училища . В 1905 г. за труд «Первая глава книги пророка Иезекииля: опыт изъяснения» Совет Киевской духовной академии присудил М.Н. Скабаллановичу степень магистра богословия. В 1907 г. Михаил Николаевич начал свою педагогическую деятельность в Киевской духовной академии сначала на кафедре Ветхого Завета, затем был определен профессором кафедры догматического богословия и латинского языка. Под умелым, серьезным и доброжелательным руководством Михаила Николаевича было написано значительное число диссертаций и ученых работ.

С 1918 г., после закрытия Академии, Михаил Николаевич состоял приват-доцентом Киевского университета на кафедре классической филологии, а также с 1910 по 1920 г. читал в Киеве курс истории Византии и латинского языка на историко-филологическом факультете Высших педагогических вечерних курсов Общества профессоров и преподавателей, в 1924 г. М.Н. Скабалланович состоял платным сотрудником Академии наук Украинской ССР и работал в библиотеке Михайловского монастыря, в 1928 — 1930 гг. — в Этнографической комиссии АН УССР. Михаил Николаевич был также членом Предсоборного Совета.

Литературное наследство М.Н. Скабаллановича чрезвычайно многообразно и велико. Много небольших статей он опубликовал в журналах « Подольские епархиальные ведомости », « Русский паломник », « Сельский пастырь », он также сотрудничал в журналах « Странник », « Христианская мысль », в которых его статьи и многочисленные проповеди не всегда были подписаны, был деятельным сотрудником журнала « Труды Киевской Духовной Академии » и журнала Киевской Духовной семинарии — « Руководство для сельских пастырей ». Литературный талант М.Н. Скабаллановича проявился и в издаваемых им журналах.

С 1912 года в Киеве под редакцией Михаила Николаевича издавался ежемесячный журнал « Проповеднический листок » с приложением « Пастырское чтение ». «Проповеднический листок» содержал поучения на все воскресные дни года, на великие и малые праздники, в систематическом порядке в нем излагались важнейшие предметы веры, поучения на разные случаи приходской жизни и практики. «Пастырское чтение» заключало в себе статьи по церковно-общественным вопросам, по изъяснению Священного Писания и богослужения, обозрение журналов, руководящие уставные указания на каждый месяц. С августа 1914 г. в конце журнала помещался раздел «Около войны и на войне», в котором публиковались патриотические статьи, в том числе о героических подвигах священнослужителей на фронте. С 1918 г. М.Н. Скабалланович стал редактировать новый журнал « Свободное слово христианина ».

В 1905 — 1918 годах он опубликовал обширный цикл статей и монографий по литургике . Центральное место среди них занимает «Толковый Типикон: объяснительное изложение Типикона с историческим введением», первый выпуск которого вышел в свет в 1910 году. Первоначально «Толковый Типикон» был задуман автором как практическое пособие для священнослужителей. Но Скабалланович, захваченный широтой темы и ее глубоким научным значением, создал книгу, ставшую событием в жизни Русской Церкви. За этот труд Совет Киевской духовной академии присудил ему в апреле 1912 года ученую степень доктора церковной истории, он также был удостоен премии митрополита Макария.

В первом выпуске «Толкового Типикона» Скабалланович излагает историю богослужебного Устава со времени ветхозаветного богослужения до появления первых списков Типикона в IX веке и затем от появления таких списков до XVI — XVII веков. Толкование Типикона начинается, собственно, во втором выпуске, где комментируются 1-я и 2-я главы Типикона, а в разделе «Практическая осуществимость всего устава всенощной» рассказывается о так называемой «идеальной» всенощной в храме Киевской духовной академии, проведенной 10—11 ноября 1912 года по инициативе В.Д. Прилуцкого. В третьем выпуске комментируются службы 1-го, 3-го, 6-го часов, изменяемые части воскресной литургии, чин о панагии; дается толкование 3-й главы Типикона, говорится о чине благословения колива. Четвертый выпуск в свет не вышел, его отдельные фрагменты были опубликованы под общим названием «Из подготовляемого к печати продолжения Толкового Типикона».

В историю русского богословия М.Н. Скабалланович вошел также как автор и редактор серии книг «Христианские праздники», намереваясь в тринадцати книгах рассказать о всех двунадесятых праздниках Православной Церкви и особо о празднике Воскресения Христова. Каждый праздник должен был комментироваться по следующей схеме: событие и история праздника, служба праздника, служба праздника в Римско-Католической Церкви в сравнении с православной службой. Этот план, к сожалению, ему не удалось завершить: вышло только шесть книг.

Михаил Николаевич Скабалланович скончался в августе 1931 года.

Научные труды, публикации

Основные печатные труды:

Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. — Киев: Тип. Ун-та св. Владимира, 1910. Вып. 1.—XIV, 494с. Вып. 2. — 1913. — XIV, 336 с. — Вып. 3. — 1915. — 78, II с.

Христианские праздники: Всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его богослужением. — Киев: Проповеднический листок, 1915–1916. — Кн. 1–6.

Использованные материалы

http://www.patriarchia.ru/db/text/37090.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.