Значение ТОКВИЛЬ АЛЕКСИС в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ТОКВИЛЬ АЛЕКСИС

(Tocqueville) Алексис (29.7.1805, Вернёй, ныне Вернёй-сюр-Сен, департамент Ивелин, - 16.4.1859, Канн), французский социолог, историк и политический деятель. Родился в аристократической семье. В 1831-1832 в США изучал пенитенциарную (тюремно-исправительную) систему. Неоднократно посещая Великобританию, установил личные связи с английскими либералами. В 1835 опубликовал книгу 'О демократии в Америке' (рус. пер. 1897), принёсшую Т. широкую известность. С 1838 член Академии моральных и политических наук, с 1841 Французской академии. В 1839 член Палаты депутатов. В 1848 избран в Учредительное, в 1849 - в Законодательное (вице-председатель) собрания. Министр иностранных дел (1849). Один из лидеров консервативной Партии порядка. В 1851 за подпись под петицией о предании суду Луи Бонапарта заключён в Венсеннский замок. После освобождения отошёл от политической деятельности.

В книге 'О демократии в Америке' Т., осознавая неизбежность буржуазно-демократических преобразований, рассматривает соотношение в буржуазного обществе свободы и равенства, взаимодействие политической власти и общества в целом. Подчёркивая негативные элементы буржуазного эгалитаризма , Т. считал его источником деспотизма. По Т., политическая централизация как оружие равенства в борьбе с привилегиями феодальной аристократии, соединяясь с административной централизацией и бюрократизацией, резко усиливает власть государства. С другой стороны, равенство рождает индивидуализм, который замыкает людей в рамках частной жизни и создаёт тем самым благоприятную почву для деспотизма. 'Извращённая склонность' к равенству низводит всех до уровня массы и приводит к 'равенству в рабстве'. Вопрос об осуществлении тенденций деспотизма, по Т., во многом зависит от прочности общинных учреждений и организаций, находящихся между государством и индивидом.

Противостоять этим тенденциям, по Т., могут некоторые институты, например существующие в США: федеративная форма государства, региональное разнообразие, свобода политических и гражданских ассоциаций и т.д.

В книге 'Старый порядок и революция' (1856, рус. пер. 1918) пытался выявить преемственность между прошлым и 'новым порядком' и утверждал, что и без революции была возможна ликвидация феодального режима. Для понимания истоков Великой французской революции Т. исследовал архивные материалы предреволюционного периода.

Либерально-консервативные идеи Т. оказали большое влияние на буржуазно общественную мысль (И. Тэн , Ж. Сорель , Ф. Теннис , М. Вебер , К. Манхейм ) .

Соч.: Euvres completes, t. 1-12, P., 1951-64; в рус. пер. - Воспоминания, М., 1893.

Лит.: Mayer I., Alexis de Tocqueville, N. Y.; 1940; Nisbet R., The sociological tradition, N. Y., 1967.

Н. Н. Стрельцов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.