Шарль [Charles Poncy, 1821—1891] — французский поэт из провинциальной ремесленно-рабочей среды. Р. и ум. в Тулоне. До эпохи Февральской революции — каменщик и затем строительный мастер. При Второй империи занимал должность секретаря местной торговой палаты. Вступление П. в лит-ру совпало с появлением между Июльской и Февральской революциями целого ряда ремесленнических и ремесленно-рабочих поэтов. Творчество этих ремесленнических и ремесленно-рабочих поэтов, в том числе и П., стимулировалось в частности расцветом утопического социализма и поощрялось преимущественно радикально-демократическими и социал-утопическими писателями-народолюбцами из мелкобуржуазной интеллигенции (Ж. Санд, Беранже и др.). В 1842 вышел первый сборник стихотворений П. «Marines» (Марины). В этом юношеском сборнике среди морских пейзажей и личной лирики, иногда очень яркой и свежей, несмотря на общую громоздкость и вычурность лит-ой формы, выделяется ряд поэм социального содержания. В них местами прорываются мятежные нотки, но в общем в сборнике преобладает мирный социал-утопизм. В 1844 вышел второй сборник Понси «Le chantier» (что означает как «Верфь», так и «Постройку») с предисловием Ж. Санд. В этом сборнике, обнаружившем известные успехи П. со стороны формы, социальная поэзия заняла сравнительно большее место, чем в «Маринах». Однако эта поэзия еще больше, чем в первом сборнике, ослаблена мелкобуржуазно-интеллигентскими влияниями, проповедью мирно-пролетарского миссионерства и т. п. Рабочую солидарность П. видит в отсталых формах компаньонажа. В эпоху реакции после 1848 социальные интересы П. вообще слабеют. В 1850 по инициативе Ж. Санд он издал сб. «Chanson de chaque m?tier» (Песни каждого ремесла), в к-ром пытался дать внешнебытовое изображение отдельных отраслей и отрядов ремесленнического труда. При Второй империи Понси-чиновник все более уходит в личную лирику и в 1852 издает, а в 1855 переиздает, также с предисловием Ж. Санд, лирический сборник «Bouquet de marguerites» (Букет маргариток). В этом сборнике изредка прорывается дух социального протеста, выраженный однако в религиозной форме. В эту же эпоху через своего брата, провансальского поэта Александра Понси, он сблизился с фелибрижем ( см .), сделался сам активным фелибром и стал писать по-провансальски в качестве сотрудника печатного органа фелибров «Armane Prouven?au».
136 Библиография: I. Po?sies, 5 vv., t. I. Marines, 3 ?d.; t. II. Le chantier, 3 ?d.; t. III. Bouquet de marguerites; t. IV. Chanson de chaque m?tier; t. V. Regains, Paris, 1868; Contes et nouvelles, 4 vv., Paris, 1868—1873. II. Fahmy D., Charles Poncy, po?te-ma?on, P., 1935; Sand G., Questions d’art et de litt?rature, Paris, 1878, ch. VIII. Les po?tes populaires (nov. 1841), ch. IX. Po?sie des prol?taires (1842), ch. XI. Pr?face du «Chantier» par Poncy (1844), ch. XIX. «Bouquet de marguerites» par Ch. Poncy (1854); Ее же, Correspondance, vv. I—V, P., 1882, lettres №№ 211, 216, 221, 223, 241, 242, 250, 262, 263, 268, 302, 309, 315, 323, 328, 332, 337, 377, 379, 404, 412, 435, 443, 444, 464, 475, 479, 484, 498, 503, 534, 540, 571 (? Charles Poncy); P. L. [Pierre Leroux], «Marines», po?sies par Ch. Poncy, ouvrier-ma?on de Toulon, «Revue ind?pendante», 1842, t. III; Ripert Ch., La renaissance proven?ale 1800—1860. P.-Aix, [1918], гл.: Charles Poncy et Louis Pelabon; Каренин Вл., Жорж Занд, ее жизнь и произведения, т. II, Петроград, 1916, гл. III, стр. 237: Поэты-пролетарии. Ал. Дробинский