Значение слова ПЕРДИГЬЕ в Литературной энциклопедии

ПЕРДИГЬЕ

Агриколь [Agricol Perdiguier, 1805—1875] — французский писатель, публицист, песенник, драматург и историк, деятель рабочего движения преимущественно 30—50-х гг. XIX в., по основной профессии — столяр. Р. в Авиньоне. Участвовал в Июльской революции 1830, был связан с обществом «Друзей народа», принимал участие в республиканском восстании в день похорон генерала Ламарка [1832]. Скатившись в эпоху Второй империи в мелкобуржуазное оппортунистическое болото, П. резко отрицательно относился к Коммуне. С 1824 П. стал сочинять, а с 1834 — распространять в тетрадках свои песни, преследуя задачу идейного объединения ремесленного пролетариата, разбитого на отдельные враждующие компаньонажи. П. стремился воздействовать на «компаньоническую» песню

499 (песни подмастерьев), содержавшую наряду с элементами прославления труда, воспевания любви и природы и проблесками классового сознания элементы внутренней вражды, «уставные» и цеховые предрассудки и взаимные угрозы, к-рые приводили к кровопролитиям. К П. присоединился ряд шансонье-ремесленников. Из тетрадок П. составился в 1836 «Chansonnier du tour de France» (Песенник странствия по Франции), объединивший лучшие песни различных компаньонажей. Форма песен П. примитивна, риторична, кругозор классового сознания крайне узок. В 1837 П. опубликовал рассказ «Rencontre de deux fr?res» (Встреча двух братьев) — драматический эпизод компаньонической розни. В 1839 П. выпустил «Livre du compagnonnage» (Книга компаньонажа), в к-рую включил как свой песенник с очерком старой компаньонической песни, так и свой рассказ. В этой книге П. проявил себя романтиком-реформатором начавшего разлагаться компаньонажа. Книга подверглась ожесточенным нападкам сторонников цеховой старины, но возбудила и плодотворную критику со стороны представителей нарождавшегося во Франции профсоюзного движения. Беранже, Жорж Санд, Эжен Сю поддерживали проповедь Пердигье. Для них личность Пердигье послужила живым прообразом нового типа рабочего-мыслителя, осознавшего свою социальную миссию («Странствующий подмастерье» Жорж Санд, Агриколь Бодуен в «Вечном жиде» Э. Сю). Революция 1848 и политическая деятельность П. побудили его заняться историей. П. принадлежит популярно-исторический труд «Histoire d?mocratique des peuples anciens et modernes» (Демократическая история древних и современных народов) в 12 тт. — первая попытка рабочей историографии, противопоставляющая себя школьной «официозной истории» (из намеченных 12 тт. удалось выпустить с 1849 по 1851 лишь 7 тт.). Из других произведений П. следует назвать его «M?moires d’un compagnon» (Записки подмастерья, 1857) — живую документацию истории и нравов компаньонажа, комическую пьесу «Les Gavots et les d?vorants» [1862] и диалог о Мэтр Адаме ( см. ) [1863]. Сыграв положительную роль в деле пробуждения классового сознания мелкоремесленной рабочей среды, компаньоническая лит. пропаганда П. однако все более и более отставала от общего роста рабочего движения во Франции, оставаясь чуждой развитию социалистических идей. Так. обр. по отношению к рабочему движению в целом мелкоремесленный компаньонический романтизм П. играл реакционную роль. Библиография: II. Martin Anfos, Agricol Perdiguier, Cavaillon, 1904; Museux E., Agricol Perdiguier, «Revue socialiste», 1901; Hal?vy Daniel, Предисловие к указанному новому изданию «M?moires d un compagnon» (апологетическая реформистская работа). Ал. Дробинский

Литературная энциклопедия.