Значение МЕЙЕРХОЛЬД ВСЕВОЛОД ЭМИЛЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

МЕЙЕРХОЛЬД ВСЕВОЛОД ЭМИЛЬЕВИЧ

Всеволод Эмильевич [28.1(9.2).1874, Пенза, - 2.2.1940, Москва], советский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). Член КПСС с 1918. Родился в семье предпринимателя, выходца из Германии. В 1895 поступил на юридический факультет Московского университета, в 1896 - на 2-й курс драматического класса Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества; по окончании в 1898 вошёл в труппу Московского Художественного театра. Наиболее значительные роли М. - Треплев, Тузенбах ('Чайка', 'Три сестры' Чехова), Иоганнес ('Одинокие' Гауптмана), Мальволио, принц Арагонский ('Двенадцатая ночь', 'Венецианский купец' Шекспира). В 1902 М. ушёл из МХТ; до 1905 возглавлял организованное им 'Товарищество новой драмы' (Херсон, Николаев, Тбилиси), где выступил и как режиссёр. Здесь начала формироваться художественная программа М., связанная с поэтикой символизма, с принципами условного театра, стилизации, подчинения актёрского действия живописно-декоративному началу. Эта программа получила обоснование в работе М. в Студии на Поварской (Москва, 1905), созданной по инициативе К. С. Станиславского. Оценивая подготовленные М. спектакли ('Смерть Тентажиля' Метерлинка и 'Шлюк и Яу' Гауптмана), Станиславский считал, что здесь актёры являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых М. осуществлял свои интересные идеи. Наиболее полно выражение стилистики условного театра нашло в театре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург), где в 1906-07 М. был главным режиссёром. Продолжив режиссёрскую деятельность в Александринском театре (с 1908), М. ставил уже иную задачу - возрождение принципов 'театра прошлых эпох'; стремился к сочетанию трагического гротеска с традициями народного площадного зрелища (в спектаклях 'Дон Жуан' Мольера, 'Маскарад' Лермонтова), что имело важное значение для его дальнейшей деятельности. В частности, стало основой экспериментальной работы М. в Студии на Бородинской (с 1914, Петербург), где М. поставил 'Незнакомку' и 'Балаганчик' Блока.

Протест против буржуазно-мещанского эпигонского натурализма привёл М. в первые же годы после Октябрьской революции 1917 к выдвижению идей 'Театрального Октября', направленных на создание ярко-зрелищного политически-агитационного театра. Пережитки символистских влияний, крайности полемики против академических театров нередко были ощутимы в деятельности М. в советское время. Однако наиболее значительные спектакли возглавлявшегося им в 1920-1938 театра (см. Мейерхольда имени театр ) были направлены на создание искусства, связанного с революционной современностью как своим содержанием, так и присущей им динамической формой. Они были близки поэтике В. В. Маяковского, его трактовке театра как соединения 'трибуны' и 'зрелища'. Это характерно для спектаклей 'Мистерия-Буфф', 'Клоп' и 'Баня' Маяковского, 'Зори' Верхарна, 'Мандат' Эрдмана, 'Последний решительный' Вишневского, 'Вступление' Германа. Работая над произведениями классической драматургии, М. стремился к заострённому социально-обличительному и ярко-зрелищному раскрытию пьесы, властно подчиняя сценическое воплощение своему режиссёрскому видению, порой не останавливаясь даже перед перемонтировкой текста ['Лес' Островского, 'Ревизор' Гоголя, 'Горе уму' ('Горе от ума') Грибоедова и др.].

М. осуществлял свои искания и в музыкальном театре. В предреволюционные годы он ставил оперы в петербургском Мариинском театре ('Орфей и Эвридика' Глюка, 1911), а в 1935 дал новое сценическое прочтение 'Пиковой дамы' Чайковского (Малый оперный театр, Ленинград).

В 1922-24 М. был художественным руководителем московского Театра Революции. После закрытия Театра им. Мейерхольда (1938) К. С. Станиславский привлек М. к работе в руководимом им оперном театре.

Творческие поиски М. оказали большое влияние на советский и зарубежный театр.

Соч.: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1-2, М., 1968.

Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958, с. 108-16, 373-407; Маяковский В. В., Полн. собр. соч., т. 12, М., 1959; Волков Н., Мейерхольд, т. 1-2, М. - Л., 1929: Гвоздев А. А., Театр им. Вс. Мейерхольда (1920-1926), Л., 1927; Алперс Б., Театр социальной маски, М. - Л., 1931; Ростоцкий Б., О режиссёрском творчестве В. Э. Мейерхольда, М., 1960: Встречи с Мейерхольдом. Сб. воспоминаний, М., 1967; Рудницкий К. Л., Режиссёр Мейерхольд, [М., 1969].

Б. И. Ростоцкий.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.