Значение слова МЕЙЕРХОЛЬД в Большом российском энциклопедическом словаре

МЕЙЕРХОЛЬД

МЕЙЕРХ́ОЛЬД Вс. Эмильевич (1874-1940), режиссёр, актёр, педагог, нар. арт. Республики (1923). Один из реформаторов театра. В 1898-1902 в МХТ, затем в провинции. В 1906-07 гл. реж. Т-ра В.Ф. Комиссаржевской (С.-Петербург), развивал символистскую концепцию "условного театра" ("Сестра Беатриса" М. Метерлинка, "Балаганчик" А.А. Блока, оба 1906, и др.). В 1908-17 в с.-петерб. имп. т-рах утверждал принципы "театрального традиционализма", стремился вернуть театру яркость и праздничность ("Дон Жуан" Мольера, 1910, "Маскарад" М.Ю. Лермонтова, 1917, в Александринском т-ре, и др.). После 1917 возглавил движение "Театрального Октября", выдвинув программу полной переоценки эстетич. ценностей, полит. активизации театра. В 1920-38 руководил т-ром в Москве (с 1923 Т-р имени М.) и существовавшей при нём школой. Разработал особую методологию актёрского тренажа - биомеханику, в к-рой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма. Пост. пьесы: "Мистерия-буфф" (1918, 1921) и "Клоп" (1929) В.В. Маяковского, "Великодушный рогоносец" Ф. Кроммелинка (1922), "Лес" А.Н. Островского (1924), "Ревизор" Н.В. Гоголя (1926), "Дама с камелиями" А. Дюма-сына (1934). Среди учеников: С.М. Эйзенштейн, Л.В. Варпаховский, Б.И. Равенских и др. Необоснованно репрессирован.

Большой российский энциклопедический словарь.