Значение МЕЙЕРХОЛЬДА ИМЕНИ ТЕАТР в Большой советской энциклопедии, БСЭ

МЕЙЕРХОЛЬДА ИМЕНИ ТЕАТР

имени театр, советский драматический театр (Москва). С 1920 работал под названием Театр РСФСР 1-й, в 1922 в качестве Вольной мастерской Мейерхольда при Государственных высших театральных мастерских вошёл в Театр актёра, преобразованный в конце того же года в Театр ГИТИСа; с 1923 называется Театр им. Мейерхольда (с 1926 - Государственный театр им. Мейерхольда). Направление деятельности театра определялось его руководителем - В. Э. Мейерхольдом и отражало сложный путь развития его режиссёрского творчества. Все спектакли театра ставились Мейерхольдом (изредка совместно с др. режиссёрами). Театр открылся 'Зорями' Верхарна (1920, режиссеры Мейерхольд и В. М. Бебутов) - торжественным, ораториально-митинговым зрелищем. Начатая 'Зорями' установка на сближение театра с революционной современностью, на превращение его в средство политической агитации получила развитие в спектаклях 'Мистерия-Буфф' Маяковского (2-я редакция, 1921, режиссеры Мейерхольд и Бебутов), 'Земля дыбом' Мартине и Третьякова (1923), 'Д. Е.' Подгаецкого по Эренбургу (1924). Сатирическому обличению мещанства была подчинена постановка 'Мандата' Эрдмана (1925). В театре впервые нашли своё воплощение пьесы Маяковского 'Клоп' (1929) и 'Баня' (1930). Важное значение для развития советского театра имели публицистические спектакли: 'Рычи, Китай' Третьякова (1926), 'Последний решительный' Вишневского (1931), 'Вступление' Германа (1933). В то же время в некоторых постановках на первый план выступало решение формальных задач, спектакли строились на принципах 'биомеханики', близкой конструктивизму ('Великодушный рогоносец' Кроммелинка, 1922). Противоречивыми были обращения театра к классической драматургии: 'Смерть Тарелкина' Сухово-Кобылина (1922), 'Лес' Островского (1924), 'Ревизор' Гоголя (1926), 'Горе уму' по 'Горю от ума' Грибоедова (1928), '33 обморока' ('Предложение', 'Медведь' и 'Юбилей' Чехова, 1935). В осуществлении этих пьес драматургия нередко оказывалась не только полностью подчинённой, но отчасти и деформированной субъективным видением режиссёра. Трудности, обозначившиеся в жизни театра в середине 30-х гг., связанные с пересмотром его руководителем своего творческого опыта, со стремлением сблизиться с системой психологического театра (примером чего явилась постановка 'Дамы с камелиями' Дюма-сына, 1934), с некоторым ослаблением контактов с советской драматургией, дали повод для обвинений театра в отрыве от советской действительности. В 1938 театр был закрыт. В труппе театра в различные годы были актёры: М. И. Бабанова, Н. И. Боголюбов, Э. П. Гарин, М. И. Жаров, И. В. Ильинский, С. А. Мартинсон, Д. Н. Орлов, З. Н. Райх, Л. Н. Свердлин, М. И. Царёв, М. М. Штраух; режиссёры: Л. В. Варпаховский, Б. И. Равенских, П. В. Цетнерович, И. Ю. Шлепянов, Н. В. Экк и др.

Лит. см. при ст. Мейерхольд В. Э.

Б. И. Ростоцкий.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.