Значение БЕРГСОН АНРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

БЕРГСОН АНРИ

(Bergson) Анри (18.10.1859, Париж, - 4.1.1941, там же), французский философ-идеалист, представитель интуитивизма и философии жизни . С 1900 профессор Коллеж де Франс; с 1914 член Французской академии. В 1927 Б. присуждена Нобелевская премия по литературе как блестящему стилисту.

Мировоззрение Б. формировалось непосредственно под влиянием французского спиритуализма , восходящего к Мен де Бирану , некоторое влияние на него оказал Ф. Шеллинг через его последователя Ф. Равессона; своими корнями интуитивная метафизика связана с неоплатонизмом . Выступая против механицизма и догматического рационализма, Б. утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь, интерпретируемую как некую целостность, радикально отличающуюся от материи и от духа, которые, взятые сами по себе, являются продуктами распада жизненного процесса. Сущность жизни может быть постигнута только с помощью интуиции , которая, будучи своеобразной симпатией, как бы непосредственно проникает в предмет, сливаясь с его индивидуальной природой. Интуиция не предполагает противопоставления познаваемого познающему как объекта субъекту; она есть узнавание жизнью самой себя. Поэтому Б. призывает обратиться к собственной жизни сознания, которая дана каждому непосредственно. Самонаблюдение, по Б., позволяет обнаружить, что тканью психической жизни является непрерывная изменчивость состояний, которые незаметно переходят одно в другое, длятся. Эта длительность (duree) и составляет самоё жизнь сознания, её структуру. Длительность есть взаимопроникновение состояний сознания; они непротяжённы и поэтому не могут быть расположены рядом друг с другом; они различаются не количественно, а качественно и потому не поддаются измерению и исчислению, как материальные объекты (см. 'Время и свобода воли', М., 1910, с. 103). Длительность, а стало быть жизнь, имеет, по Б., не пространственный, а временной характер. Это 'качественное', 'живое' время радикально отличается от того понятия механическо-физического времени, которое, по мнению Б., возникает в результате разложения интеллектом длительности. Интеллект Б. трактует в духе А. Шопенгауэра , противопоставляя его интуиции как орудие оперирования с 'мёртвыми вещами' - материальными, пространственными объектами. В соответствии со своей природой - способностью мыслить лишь в пространственных количественных категориях ('... наши понятия сформировались по образцу твердых тел...', - 'Творческая эволюция', М.- СП Б, 1914, с. Ill) - интеллект способен понимать живое, органическое, лишь превратив его в мёртвое, механическое, ибо он, согласно Б., имеет чисто практическое назначение - формировать и фабриковать неорганизованную материю.

Учение об интеллекте и интуиции получает у Б. обоснование в его метафизике - в концепции эволюции органического мира. Жизнь, которая изнутри предстаёт как психическая реальность - длительность, есть, согласно Б., некий метафизическо-космический процесс, 'жизненный порыв' (elan vital), своего рода могучий поток творческого формирования: по мере ослабления напряжения жизнь распадается, превращаясь в материю, которая характеризуется Б. как неодушевлённая масса, вещество и т.п. Т. о., материя, лишённая самостоятельного онтологического статуса, оказывается недостатком, ослабленностью жизни. В процессе развития вследствие сопротивления материи, встречающейся на пути первоначально единого жизненного потока, последний разделяется как бы на несколько струй, в каждой из которых жизнь по-своему прокладывает себе путь через инертную материю (см. там же, с. 121).

В центре философии Б. - проблема творчества , которое он рассматривает как космический объективный процесс; человек - существо творческое, поскольку через него проходит путь 'жизненного порыва'. Способность к творчеству, по Б., идущему вслед за Шопенгауэром, связана с иррациональной интуицией, которая, как божественный дар, дана лишь избранным. Т. о., Б. приходит к элитарной концепции творчества и культуры вообще, являясь одним из провозвестников теории массовой культуры. Причём творчество всех видов ценностей, в том числе и социальных, равным образом, по Б., подчинено закону элитарности. Б. признаёт два типа общества и, соответственно, два типа морали: 'закрытый' и 'открытый'. Первый удовлетворяет требованиям социального инстинкта и имеет целью сохранение рода: личность приносится в жертву коллективу, истина - в жертву пользе. С точки зрения 'открытой' морали личность и творчество эстетических, религиозных и нравственных ценностей выше интересов сохранения рода.

Философская концепция Б. внутренне непоследовательна. Коль скоро понятийный способ мышления объявлен ложным, искажающим действительность, то обращение к понятиям (а ими пользуется Б. при изложении своей системы) оказывается противоречием. Правда, Б. время от времени нарушает своё вето на дискурсивное мышление и противопоставляет дурным, 'косным' понятиям 'текучие', способные следовать за реальностью. Но эти оговорки не решают дела. Резкое противопоставление Б. рассудка и интуиции делает невозможным философское познание, ибо созерцаемое в 'чистой' интуиции без всякого понятийного различения должно остаться невыразимым. В своей абсолютизации изменчивости Б. приходит к полному субъективизму (см. 'Восприятие изменчивости', СПБ, 1913). Учение Б. оказало значительное влияние на философию ( прагматизм Джемса, персонализм , экзистенциализм , философия истории Тойнби ) , литературу (М. Пруст), искусство (импрессионизм в живописи и др.). В марксистской литературе философия Б. подвергается резкой критике (см. Плеханов В. Г., А. Бергсон. Творческая эволюция, в кн.: Избранные философские произведения, т. 3, М., 1957; Политцер Ж., Об одной философской мистификации, в кн.: Французские коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию, М., 1953; Сэв Л., Современная французская философия, М., 1968, с. 270-74 и др.).

Соч.: Собр. соч., т. 1-5, СПБ. 1913-14; Философская интуиция, 'Новые идеи в философии', 1912, сб. 1: Длительность и одновременность, П., 1923.

Лит.: Кронер P., Философия 'творческой эволюции', в сборнике: Логос, кн. 1, М., 1910; Бабынин Б. Н., философия Бергсона, 'Вопросы философии и психологии', 1911, | 108-109; Вышеславцев Б., Этика Фихте, М., 1914, гл. 6; Лосский Н. О., Интуитивная философия Бергсона, П., 1922; Герман Л. И., Интуитивная эстетика А. Бергсона, 'Литературный критик', 1935, |5; Чанышев А. Н., Философия А. Бергсона, М., 1960; Воронов А. И., Интуитивная философия Бергсона, М., 1962: Jurevics P., Н. Bergson. Eine Einfuhrung in seine Philosophic, Freiburg, 1949; Barlow М., Н. Bergson, P., 1966; Robinet A., Bergson et les metamorphoses de la duree, [2 ed., P., 1966]; Lindsay A. D., The philosophy of Bergson, Wash.- [N. Y., 1968 j.

П. П. Гайденко.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.