Значение слова БЕРГСОН в Современном толковом словаре, БСЭ

Что такое БЕРГСОН

(Bergson) Анри (1859-1941) , французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, - жизнь как метафизически-космический процесс, «жизненный порыв», творческая эволюция; структура ее - длительность, постигаемая только посредством интуиции, противоположной интеллекту; различные аспекты длительности - материя, сознание, память, дух («Творческая эволюция», русский перевод 1914). Нобелевская премия по литературе как блестящему стилисту (1927).БЕРГСОН (Bergson) Анри Луи (18 октября 1859, Париж - 4 января 1941, там же), французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни, создатель оригинальной философской и этико-религиозной концепции, в основу которой легла идея динамики человеческого сознания и мира. Образование и начало преподования Отец Бергсона, Мишель Бергсон, композитор и музыкант, профессор Женевской консерватории, был евреем, выходцем из Польши; мать происходила из еврейской семьи, жившей в Англии. Бергсон получил классическое образование, традиционное для кругов французской интеллектуальной элиты. В 1878, окончив лицей Кондорсье в Париже, поступил в Высшую нормальную школу; затем преподавал в лицее г. Анжера (1881-83). В 1883 занял кафедру философии в лицее Блеза Паскаля в Клермон-Ферране. Первые труды Переосмыслив понятие времени, Бергсон разработал концепцию «чистой длительности», изложенную им в первом крупном труде «Опыт о непосредственных данных сознания» (1889). В полемике с теориями психологического детерминизма и психофизики он описывает человеческое сознание как непрерывно, изменяющуюся, творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией. С 1888 Бергсон в Париже, где начал преподавать- вначале в лицеях Людовика Великого и Генриха IV, затем - в Коллеж Роллен (1889-1900) и Высшей Нормальной школе. В работе «Материя и память» (1896), Бергсон показывает, что материя и сознание , тело и рассудок - это явления, реконструированные самим рассудком из фактов непосредственного опыта, той первичной интуиции, которая открывает нам нераздельную движущуюся непрерывность. Основу познания составляет чистое восприятие, но в реальном познавательном процессе всегда взаимодействует с памятью, и этот процесс образует различные уровни, «планы» сознания.«Творческая эволюция» С 1900 Бергсон - профессор Коллеж де Франс; его лекции, вызывавшие огромный интерес у образованной публики, легли в основу его главного труда«Творческая эволюция» (1907). Бергсон нарисовал здесь грандиозную картину эволюционного процесса, метафорически названного «жизненным порывом», развертывание которого приводит к возникновению и развитию жизни на Земле; главные линии эволюции - инстинкт и интеллект. Бергсон утверждает, что сознание и жизнь принципиально недоступны позитивной науке, которая ограничена сферой «неорганизованной материи» и может постигать лишь отношения между вещами. Философия же опирается на непосредственное видение вещей, на интуицию, и совокупность ее интуиций должна дать целостное представление о реальности. Поздний период творчества «Творческая эволюция» принесла Бергсону славу не только философа, но и писателя (в 1927 он был награжден Нобелевской премией по литературе). После этой работы Бергсон долгое время писал только статьи (вошли в сборники «Духовная энергия», 1919, «Мысль и движущееся», 1934; единственная его книга - «Длительность и одновременность» (1922), посвященная теории относительности А. Эйнштейна. Читал также курсы лекций в США, Англии, Испании. В 1914 был избран президентом Академии моральных и политических наук и членом Французской академии наук. В период Первой мировой войны проявил себя на дипломатическом поприще в Испании и США. В 1922 стал первым президентом Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству. В конце 1920-х гг. из-за болезни постепенно отошел от практической деятельности. Его этико-религиозная концепция изложена им в «Двух источниках морали и религии» (1932). Противопоставляя два типа обществ: закрытое, стремящееся к самосохранению и опирающееся на принципы авторитаризма и насилие, и открытое, воплощенное в великих личностях - моральных героях, христианских мистиках и т. п., Бергсон связывает с ними два типа морали и религии - статический и динамический. Возможность дальнейшего прогресса человеческого общества Бергсон видит лишь в открытом обществе, в динамической морали, выделяя в качестве главных принципов любовь к человечеству, «дух простоты», отказ от искусственных потребностей, вызванных преимущественным развитием «тела» человечества в ущерб его духовной культуре. Философия Бергсона оказала значительное влияние на интеллектуальную атмосферу во Франции и других странах; воздействие его идей испытали Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, А. Тойнби, Дж. Сантаяна, А. Уайтхед и многие другие. Сочинения: Собр. соч.: В 5 т. СПб., 1913-14.Собр. соч.: В 4 т. М., 1992. Т. 1.Смех. М., 1992. Ecrits et paroles. Paris, 1957-1959. V. 1-3.Oeuvres. Paris, 1959. Литература:Свасьян К. А. Эстетическая сущность интуитивной философии Бергсона. Ереван, 1978.Benrudi I. Souvenirs sur Henri Bergson. Neuchatel; Paris, 1942.Jankelevitch V. Henri Bergson. Paris, 1959.Skarga B. Czas i trwanie. Studia o Bergsonie. Warszava, 1982.Mosse-Bastide R.-M. Bergson educateur. Paris, 1995.И. И. Блауберг

БСЭ. Современный толковый словарь, БСЭ.