Значение ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 v начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия 'жизнь' как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Ф. ж. явилась выражением кризиса классического буржуазного рационализма. Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в идеалистической философии 2-й половины 19 v начала 20 вв. (неокантианство, позитивизм). Социально-политические воззрения представителей Ф. ж. весьма различны: от буржуазного либерализма до консервативных позиций; в своём крайнем биологически-натуралистическом варианте она оказала влияние на формирование идеологии национал-социализма в Германии.

Понятие 'жизнь' многозначно и по-разному толкуется в различных вариантах Ф. ж. Биологически-натуралистическое толкование характерно для течения, восходящего к Ф. Ницше и представленного Л. Клагесом , Т. Лессингом и др.: 'живое' подчёркивается как нечто естественное в противоположность механически сконструированному, 'искусственному'. Для этого варианта Ф. ж. характерна оппозиция не только материализму, но и идеалистическому рационализму v 'духу' и 'разуму', склонность к примитиву и культу силы, попытки свести любую идею к 'интересам', 'инстинктам', 'воле' индивида или общественной группы, прагматическая трактовка нравственности и познания (добро и истина v то, что усиливает первичное жизненное начало, зло и ложь v то, что его ослабляет), подмена личностного начала индивидуальным, а индивида v родом (тотальностью), органицизм в социологии.

'Исторический' вариант Ф. ж. (В. Дильтей , Г. Зиммель , Х. Ортега-и-Гасет ) исходит в интерпретации 'жизни' из непосредственного внутреннего переживания, как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры. Если в др. вариантах жизненное начало рассматривается как вечный неизменный принцип бытия, то здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, её неповторимым, уникальным культурно-историческим образам. При этом Ф. ж. оказывается не в состоянии преодолеть релятивизм, связанный с растворением всех нравственных и культурных ценностей в потоке 'жизни', истории. Характерное для Ф. ж. отталкивание от механистического естествознания принимает форму протеста против естественнонаучного рассмотрения духовных явлений вообще, что приводит к попыткам разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея и концепция понимающей психологии , морфология истории у О. Шпенглера и т.п.). Антитеза органического и механического предстаёт в этом варианте Ф. ж. в виде противопоставления культуры и цивилизации.

Др. вариант Ф. ж. связан с истолкованием 'жизни' как некоей космической силы, 'жизненного порыва' (А. Бергсон ) , сущность которого v в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм; субстанция жизни v чистая 'длительность', изменчивость, постигаемая интуитивно.

Теория познания Ф. ж. v разновидность иррационалистического Интуитивизма ,динамика 'жизни', индивидуальная природа предмета невыразима в общих понятиях, постигается в акте непосредственного усмотрения, интуиции, которая сближается с даром художественного проникновения, что приводит Ф. ж. к воскрешению панэстетических концепций нем. романтизма , возрождению культа творчества и гения. Ф. ж. подчёркивает принципиальное различие, несовместимость философского и научного подхода к миру: наука стремится овладеть миром и подчинить его, философии же свойственна созерцательная позиция, роднящая её с искусством. Наиболее адекватной формой познания органических и духовных целостностей является, согласно Ф. ж., художественный символ . В этом отношении Ф. ж. попыталась опереться на учение Гёте о прафеномене как первообразе, воспроизводящем себя во всех элементах живой структуры. Шпенглер стремился 'развёртывать' великие культуры древности и нового времени из 'символа прадуши' каждой культуры, произрастающей из этого прафеномена, подобно растению из семени; к аналогическому методу прибегает и Зиммель. Бергсон рассматривает всякую философскую концепцию как выражение основной глубинной интуиции её создателя, невыразимой по своему существу, неповторимой и индивидуальной, как личность её автора.

Творчество выступает по существу для Ф. ж. как синоним жизни; для Бергсона оно v рождение нового, выражение богатства и изобилия рождающей природы, для Зиммеля и Ф. Степуна имеет трагически-двойственный характер: продукт творчества как нечто косное и застывшее становится в конце концов во враждебное отношение к творцу и творческому началу. Отсюда надрывно-безысходная интонация Зиммеля, перекликающаяся с фаталистическим пафосом Шпенглера и восходящая к мировоззренческому корню Ф. ж. v её пафосу судьбы, 'любви к року' (Ницше), проповеди слияния с иррационалистической стихией жизни. Трагические мотивы, лежащие в основе Ф. ж., были восприняты искусством конца 19 v начала 20 вв. (особенно символизмом ) . Наибольшего влияния Ф. ж. достигла в 1-й четверти 20 в., к ней тяготели некоторые представители неогегельянства , прагматизма . В дальнейшем она растворяется в др. направлениях идеалистической философии 20 в., некоторые её принципы заимствуются сменяющими её экзистенциализмом , персонализмом и др.

Лит.: Риккерт Г., Философия жизни, П., 1922; Современная буржуазная философия, М., 1972, с. 112v175; Messer A., Lebensphilosophie, Lpz., 1931; Lersch Ph., Lebensphilosophie der Gegenwart, B., 1932; Bolinow О. F., Die Lebensphilosophie, B., 1958; Misch G., Lebensphilosophie und Phanomenologie, 3 Aufl., B., 1964.

П. П. Гайденко.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.