Значение СТЕНДАЛЬ АНРИ МАРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

СТЕНДАЛЬ АНРИ МАРИ

(Stendhal) [псевдоним; настоящее имя и фамилия Анри Мари Бейль (Beyle)] (23.1.1783, Гренобль, - 23.3.1842, Париж), французский писатель. Сын адвоката; воспитывался в семье деда, гуманиста и республиканца. В 1799 поступил на службу в военное министерство. Участвовал в итальянском походе Наполеона I (1800). Выйдя в отставку, занялся самообразованием, посещал театры и литературные кружки. Затем вернулся в армию и в качестве интенданта наполеоновских войск (1806-14) исколесил почти всю Европу, был свидетелем Бородинского сражения и бегства французов из России. После падения Наполеона (1814) уехал в Италию, где поддерживал связи с вождями карбонариев, сблизился с итальянскими романтиками, подружился с Дж. Байроном. С 1821 жил в Париже, сотрудничал во французской и английской оппозиционной прессе. В 1830 стал французским консулом в Триесте, затем в Чивитавеккьи, где провёл последнее десятилетие своей жизни.

Первые произведения С. были посвящены музыке, которую он называл своей 'самой сильной' страстью. В работах 'Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио' (1817), 'Жизнь Россини' (1824) эстетические вкусы и симпатии С. выражены вполне определенно: он больше всего тяготел к итальянской опере (Д. Чимароза, Дж. Россини) с её мелодическим пением, искусством бельканто, к классическому симфонизму И. Гайдна и В. А. Моцарта.

В книге 'История живописи в Италии' (т. 1-2) и 'Рим, Неаполь и Флоренция' (обе 1817) идеалистическая эстетика критикуется с позиций культурно-исторического метода, развивается взгляд на искусство как на средство отображения и познания действительности. В дальнейшем С. не раз выступал в роли блестящего популяризатора искусства ('Прогулки по Риму', 1829, и др.). В 1822 С. опубликовал трактат 'О любви' - опыт конкретного психологического анализа, обогащенного личными переживаниями и наблюдениями.

Свидетельством активного участия С. в спорах о романтических и классических направлениях в литературе служат две версии памфлета 'Расин и Шекспир' (1823 и 1825), в которых он, противопоставляя глубокое и страстное искусство У. Шекспира обветшалым догмам эпигонов классицизма, требует отказа от пресловутых 'трёх единств', создания новой драматургии, современной по духу. Защищая романтизм, С. в то же время отвергает установки консервативных романтиков с их бегством от действительности и идеализацией средневековья, мишурной экзотикой и, по сути дела, закладывает основы реалистического направления в литературе. Историзм в подходе к событиям, правдивая обрисовка положений и характеров, глубокий анализ тончайших переживаний человека, сатирическое изображение мирка светской черни - все эти черты реалистического метода С. наметились уже в его первом, ещё не свободном от некоторого схематизма романе 'Арманс' (т. 1-3, 1827). В новелле 'Ванина Ванини' (1829) сочувственно обрисован итальянский патриот-карбонарий.

Роман 'Красное и чёрное' (1831) носит подзаголовок 'Хроника XIX века': в нём С. рисует широкую картину французского общества накануне Июльской революции 1830, обличая стяжательство буржуазии, мракобесие церковников, судорожные попытки аристократии сохранить свои сословные привилегии. Но главное в романе - это описание драматического единоборства юного Жюльена Сореля с самим собой: природная честность, врождённое великодушие и благородство, возвышающие этого сына простого плотника над толпой окружающих его толстосумов, ханжей и титулованных ничтожеств, вступают в противоречие с его честолюбивыми помыслами, с попытками пробиться наверх любой ценой. Этот разлад между жаждой власти и отвращением к низменной погоне за ней приводит героя к гибели.

Ещё большей социальной остроты и обличительного пафоса С. достигает в неоконченном романе 'Люсьен Левен' (1834-1836, опубликован 1929), где будни Июльской монархии , пришедшей на смену Реставрации, предстают в виде трагикомического фарса. Пользуясь приёмами гротеска, С. обнажает отвратительную сущность государственного аппарата Луи Филиппа, в котором царят подкуп, клевета, шантаж; показывает армию, выродившуюся в банду карателей, расправляющуюся с восставшими рабочими; обличает приспособленчество части французской интеллигенции.

В поисках цельных характеров, пламенных страстей и героических деяний, которым, по убеждению С., не было места в современной ему Франции, писатель обращается к старинным хроникам и эпизодам национально-освободительной борьбы итальянского народа против австрийских поработителей. Толчком для создания романа 'Пармская обитель' (1839) послужило как изучение хроник семейства Фарнезе, так и восстание, на самом деле происшедшее в герцогстве Моденском и спровоцированное самим герцогом. Перенеся место действия в Парму, С. превращает изображение нравов этого крохотного полицейского государства в символическую картину всей Европы периода реакции после Наполеоновских войн . В романе с огромной силой звучит тема свободолюбия, тема борьбы гордых и самоотверженных патриотов за освобождение и воссоединение Италии.

Из тех же источников С. черпал сюжеты для 'Итальянских хроник' (создавались на протяжении 30-х гг.; отдельно изданы 1855), изображая в них незаурядные характеры эпохи Возрождения, моменты смертельной вражды, взрывы стихийных чувств, столь далёкие от подёрнутых паутиной благонадёжности и лицемерия нравов французской аристократии и буржуазии середины 19 в. Сатирическому показу этих измельчавших, погрязших в обыденности людишек посвящены 'Записки туриста' (т. 1-2, 1838).

С. оставил немало произведений, опубликованных уже посмертно. К ним относятся автобиографические повести 'Жизнь Анри Брюлара' (1835, изд. 1890) и 'Воспоминания эготиста' (1832, изд. 1892), полные метких бытовых зарисовок и тонких психологических наблюдений, неоконченный роман 'Ламьель' (1839-42, изд. 1889, полностью 1928) и 'Чрезмерная благосклонность губительна' (1839, изд. 1912-13), композиционно примыкающие к циклу 'Итальянских хроник', а также дневники и обширная переписка.

Творчеству С. свойственно органическое сочетание трезвости взгляда и воодушевляющей романтики, элементов критики и психологической глубины. Вся его литературная деятельность была подчинена стремлению отразить драматизм жизни, создать пластически-объёмные, полнокровные образы, в которых запечатлены мысли и страсти породившей их эпохи.

Заслуживший при жизни признание немногих (П. Мериме, О. Бальзак, И. В. Гёте), С. был заново 'открыт' во 2-й половине 19 в. С тех пор не прекращается публикация его рукописей, посвященных ему монографий и периодических изданий; ни одно поколение французских писателей не проходит мимо его творческого наследия. В 1933 в Гренобле, в квартире, где родился Анри Бейль, был создан Музей Стендаля. Поставлено несколько фильмов-экранизаций произведений С., в том числе 'Ванина Ванини' (1922), 'Пармская обитель' (1948), 'Красное и чёрное' (1954).

В России сочинения С. стали известны уже в 30-е гг. 19 в.; ими восхищались А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой.

Соч.: [CEuvres completes], etabl. du texte et pref. par H. Martineau, [v. 1-79], P., 1927-37; в рус. пер.- Собр. соч., под ред. А. А. Смирнова и Б. Г. Ревазова, т. 1-15, Л. - М.,[1933]-1950; Собр. соч. в 15 тт. [Общая ред. и вступ. ст. Б. Г. Реизова], т. 1-15, М., 1959.

Лит.: Луначарский А, В., Стендаль, Собр. соч., т..), М., 1965; Реизов Б. Г., Стендаль. Годы ученья, Л., 1968; его же, Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика, Л., 1974; Горький М., [Преднел.], в кн.: Виноградов А. К., Избр. произв., т. 1, Три цвета времени, М., 1960; Виноградов А. К., Стендаль и его время, 2 изд., М., 1960; Эренбург И., Уроки Стендаля, в его кн.: Французские тетради, М., 1958; Фрид Я., Стендаль. Очерк жизни и творчества, 2 изд., М., 1967; Прево Ж., Стендаль, М.-Л., 1960; ThibaudetA., Stendhal, P., 1931; Martineau Н., Petit dictionnaire stend-halien, P., 1948; 'Europe', 1972, | 519-521 (номер посвящен Стендалю).

Ю. Н. Стефанов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.