1.[/b] [trn][m2]Анри, де [Henri de R?gnier, 1864—] — французский поэт и романист. Р. в семье мелкого чиновника. Окончив юридический факультет, собирался стать дипломатом, но, увлекшись поэзией, целиком посвятил себя лит-ой деятельности. С 1911 — член Французской академии. Р. дебютировал как поэт, примкнув к группе символистов. Особенно сильное влияние испытал он вначале со стороны Малларме ( см .). Однако вскоре он занял в этой группировке довольно умеренную позицию, чуждаясь туманной вычурности, «магических формул» и других крайностей символизма. Почти с самого начала стихи Р. обнаружили его стремление к ясности и естественной пластичности образов. В предисловии к первому сборнику своих стихов «Les lendemains» (На завтра, 1885) Р. определяет свою задачу как «воскрешение прошлого, увековечение его мимолетных минут». Р. широко усвоил восходящую к Бодлеру идею «соответствий», существующих между вещами или рядами явлений жизни и природы. Но соответствия эти не имеют для него «таинственного» смысла и не уводят в какой-то «запредельный» мир, а имеют чувственно-материальный характер. С 1900 Р. все более переходит к прозе. За самыми ранними рассказами его, выдержанными еще в символической манере и вошедшими в сборник «La canne de jaspe» (Яшмовая трость, 1897), последовал ряд романов. Вся поэзия Ренье, как и позднейшая его проза, проникнута ретроспективным эстетизмом и гедонизмом, окрашенным «сладкой меланхолией». В своих произведениях Р. выступает как импрессионист с крайне незначительными [m2]631 элементами реализма. Основная тема его — любовь, для к-рой окружающая обстановка служит лишь декоративным и создающим настроение фоном. Герои Р. — обычно весьма состоятельные, праздные люди, часто без всякой профессии, все заботы и стремления к-рых относятся к области сердечных переживаний, подробнейшим образом анализируемых Ренье при полном отрыве их от окружающей жизненной обстановки. Холодный наблюдатель игры страстей в человеческом сердце, он считает, что назначение человека в том, чтобы наслаждаться мимолетными чувственными радостями жизни — грезить, любить, страдать и гибнуть, не задаваясь вопросом о причинах и смысле происходящего с ним. Его герои целиком отдаются пассивному созерцанию и самоанализу. Этот последовательный аморализм (связанный с эпикурейской безрелигиозностью) и фатализм выражаются в полном обходе Ренье всяких социальных и нравственных проблем. Цель искусства для Р. — занимательность и развлечение. Он достигает этого не сложной фабулой или живым действием, а психологическими тонкостями, «причудливым» и «своеобразным». Поэтому он чрезвычайно любит изображать всякого рода чудаков и маниаков. Все изображаемое им крайне опоэтизировано: бытовые подробности обходятся, уродливое подается в плане пикантного гротеска, эротика (иногда очень острая) «изящно завуалирована». Ренье — выдающийся стилист, мастер характеристик и описаний. Но это искусство его, по указанным причинам, необыкновенно ограничено. Несмотря на показную аполитичность Р. и его равнодушие к общественным вопросам, классовые позиции его очевидны. Низшие классы общества у него совершенно не фигурируют. Он исполнен также «великолепного» презрения к буржуазному строю жизни и к «мещанской» психологии. Положительные образы его почти сплошь принадлежат к аристократии, ведущей паразитарное существование. Однако заключить из этого о чисто феодальной идеологии Ренье было бы неправильно. В группе своих исторических романов, посвященных французским XVII и XVIII вв. (эпоха, отлично изученная Р.), он ярко вскрывает все гнетущее беззаконие и бесчеловечность старого режима — «Le bon plaisir» (По прихоти короля, 1902), «Les rencontres de M. de Br?ot» (Встречи г-на де Брео, 1904), «La p?cheresse» (Грешница, 1920). A в романах из современной жизни у него часто изображены в комическом или прямо отталкивающем виде старые аристократические замашки, смешные в наше время — «Les vacances d’un jeune homme sage» (Каникулы скромного молодого человека, 1903), «Le mariage de minuit» (Полуночная свадьба, 1903), «Le divertissement provincial» (Провинциальное развлечение, 1925). Р. — идеолог тех слоев буржуазии, к-рые, оторвавшись от жизни и чувствуя свою обреченность, ищут утешения в бесперспективном и индиферентном ко всему гедонизме. За последние 10 лет творчество Р. совершенно иссякло. Им было выпущено лишь несколько [m2]632 книжек импрессионистических и довольно бесцветных характеристик и воспоминаний («Nos rencontres», 1931, «De mon temps», 1933, и т. д.). Библиография: I. «?uvres» Ренье выходят в 1913 в изд-ве «Mercure de France», в 1931 вышел 7-й т. «?uvre romanesque», 1-re s?rie, 6 vv., вышло в 1929 в изд-ве «Trianon». Кроме указанного в тексте: Po?mes anciens et romanesques, 1890; Les jeux rustiques et divins, 1897; Les m?dailles d’argile, 1900; Les amants singuliers, 1901; La double ma?tresse, 1900; La Cit? des eaux, 1902; Le pass? vivant, 1905; La sandale ail?e, 1906; La peur de l’amour, 1907; Couleur du temps, 1909; Le miroir des heures, 1910; L’Amphisb?ne, 1912; Le plateau de laque, 1913; La Flamb?e, 1909 (русск. перев.: Первая страсть, 1913); Romaine Mirmault, 1914; L’illusion h?ro?que de Tito Bassi, 1916; Histoires incertaines, 1920; Proses dat?es, 1925; Baudelaire et «Les Fleurs du mal», 1925; L’escapade, 1926; Vues, 1926; L’Altona ou la vie venitienne, 1919—1924, 2 vv., 1928; Casanova chez Voltaire, 1929; Suppl?ment aux lettres du pr?sident de Brosses, 1929; Le vrai bonheur ou les amantes de Str?sa, 1929; Escales en M?diterran?e, 1931; Lettres diverses et curieuses ?crites par plusieurs ? l’un d’entre eux, 1933, и др.; Собр. сочин. под ред. М. Кузмина, А. Смирнова и Ф. Сологуба, 19 тт., изд. «Academia», Л., 1924—1927 (только беллетристические произведения). II. Gourmont J., de, H. de R?gnier et son u0153uvre, P., 1908; Berton H., H. de R?gnier, le po?te et le romancier, P., 1910; Honnert R., H. de R?gnier, P., 1923; Венгерова З., Литературные характеристики, кн. II, СПБ, 1905; Гурмон Р., Книга масок, СПБ, 1913; Грифцов Б., Последний поэт, «София», 1914, V; Волошин М., Анри де Ренье, в сб. «Лики творчества», кн. I, СПБ, 1914; Смирнов А. А., Анри де Ренье, романист и рассказчик, Л., 1926. А. Смирнов 2.[/b] [trn][m2]Матюрен [Mathurin R?gnier, 1573—1613] — французский поэт-сатирик. Сын зажиточного буржуа из Шартра; служил в свите французского посольства в Риме; вернувшись во Францию, получил доступ ко двору. В 1608 вышло первое издание его сатир. Творчество Р. своеобразно соединяет различные социальные и лит-ые влияния. В его жанровых картинах из быта различных слоев французского общества, от королевского дворца («La vie de la cour» — «Придворная жизнь») до низкопробного притона разврата («Le mauvais g?te» — «Дурное место»), в идеализации образа беспечного нищенствующего поэта («Les po?tes» — «Поэты»), в нападках на ханжей («Macette...» — «Масетта...»), ученых педантов («Le souper ridicule» — «Смешной обед»), в резких выпадах против придворной челяди и прорвавшейся к власти плутократии («финансистов», «банкиров») виден идеолог мелкой буржуазии, последователь отчасти Вийона, отчасти Рабле. В то же время, взяв за образец Горация и Ювенала, Р. вместе с другими поэтами своей эпохи положил начало классицизму XVII в. — стилю придворного дворянства, сомкнувшегося с крупной буржуазией. Своеобразен язык Р.: книжно-литературная речь, изобилующая отвлеченными понятиями, мифологическими образами, переходит в живую, красочную разговорную речь с простонародными оборотами, иногда грубыми до крайнего цинизма. Из сатирических образов Р. особенно выделяется Масетта («Macette ou l’hypocrisie d?concert?e» — «Масетта или разоблаченное лицемерие»), в уста которой вложена циничная мораль эпохи, сводящаяся к тому, что «скрытый грех уже наполовину прощенный» и «умная сумеет себя продать там, где глупая только отдается». Характерно, что Р. высоко ценили и классики и романтики. Буало, канонизировав Р. [m2]633 как создателя жанра классической сатиры, объявил его лучшим знатоком нравов до Мольера, а Сент-Бёв, восторгаясь его порывистой страстностью, называет его одним из немногих поэтов прошлого, у кого «новой школе» есть чему поучиться. Библиография: I. Les premi?res u0153uvres ou satyres de R?gnier, 1608; Les satyres du sieur R?gnier, 1609, 1612, 1613; Les satyres et autres u0153uvres folastres du sieur R?gnier, 1616; Les satyres... Leyde, 1642 (неоднократно переиздавалось). Лучшие издания: ?uvres de R?gnier (Brossette), 1729; (M. Viollet le-Duc) 1822; (Его же) 1853; (P. Poitevin) 1860; (E. Barth?lemis) 1862; (E. Courbet) 1875; (J. Plattard) 1930. II. Cherrier H., Bibliographie et iconographie des u0153uvres de M. R?gnier, P., 1885; Vianey J., M. R?gnier, 1896; Perceau L., M. R?gnier et les satyriques, 1930 (подчеркнут эротический элемент в творчестве Ренье). Л. Галицкий
Значение слова РЕНЬЕ в Литературной энциклопедии
Что такое РЕНЬЕ
Литературная энциклопедия. 2012