по преданию, написана евангелистом Лукою и послана им вместе с Евангелием и книгою Деяний Апостольских в Антиохию, к державному Феофилу, принявшему тогда веру Христову. По смерти его она перенесена была в Иерусалим, а оттуда в V веке по Р. Хр. Евдокией, супругою греческого императора Феодосия Младшего, — в Константинополь, где для нее воздвигнут был храм, известный под именем Влахернского. Во время иконоборства икона была скрыта в обители Пантократора, по прекращении гонений возвращена во Влахернский храм. За 70 лет до падения Константинополя, в великое княжение Дмитрия Иоанновича Донского, в 1383 г., Влахернская икона явилась над водами Ладожского озера и затем остановилась при р. Тихвинке. На этом месте построен был храм во имя Успения Богоматери, а в 1560 г. устроен мужской монастырь. В 1613 г., когда шведы под предводительством Делагарди овладели Новгородом и подступили к Т. монастырю, чудотворный образ с молитвою и песнопениями был обнесен вокруг монастыря; шведы пришли в смятение и отступили. После этого они еще два раза делали нападения на монастырь, но каждый раз терпели поражение; защитники монастыря хотели с иконою удалиться к Москве, но икона оставалась на своем месте и никакие усилия не могли ее сдвинуть; в то же время шведам представилось многочисленное войско, шедшее против них, и они в ужасе удалились. Спустя около года после чудесной победы прибыли в Тихвинский монастырь царские послы для заключения мира со шведами. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились за 55 верст от монастыря, в деревню Столбово, куда прибыли и шведские послы, и там в 1617 г. заключили Столбовский мир (см.). Этот список с Т. иконы находится в московском Успенском соборе. В память чудесного явления Т. иконы установлен церковью в 26 день июня по всей России праздник. Ныне 24 раза в год совершается крестный ход с чудотворной иконой по всем окрестностям. На поклонение иконе издревле приходили со всех сторон богомольцы и приносили вклады. Для поклонения Т. иконе монастырь посетили в 1747 г. императрица Елисавета Петровна и в 1798 г. — император Павел Петрович, который сам перенес икону на настоящее ее место из Рождественского собора. См. Ив. Сперанский, "Сказания о чудотворных иконах Божией Матери" (3 изд., Смоленск, 1898).
Значение ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012