святой, сначала монах Печерского м-ря в Киеве, потом игумен Владимирского Рождественского м-ря, с 1215 г. епископ Владимирский, † 1226 г. Известен как автор 8 повестей о 8 печерских иноках, писанных к его другу, печерскому иноку Поликарпу. Эти повести помещены в больших выдержках в разных археологических изданиях, а в целом составе — в "Патерике" киевском (см. соотв. статью; см. в "Обзоре" Филарета черн. № 44), без того "послания" к Поликарпу, которое было им предпослано. "Послание" и "повести" замечательны, между прочим, по историческим деталям о жизни преподобных, изображаемых С. Он написал "Повесть об основании Печерской обители", где содержится рассказ о некоем Шимоне, благотворителе храма обители, который был сначала латинянином, потом у преп. Феодосия научился истинно веровать в И. Христа, обратив за собою в православие до 300 душ ради чудес Феодосия. В "Повести" упоминается о греческих живописцах, работавших в храме, и о "Греческих книгах блюдомых на память". В. Н. Татищев видел список "летописи", в которой С., пользуясь библиотекой князя Константина, записал некоторые события 1200—25 гг., хваля князя за его любовь к просвещению; эта летопись после Татищева не найдена. Этот С., составитель части Печерского патерика, большинством писателей смешивается со св. С., епископом Суздальским и Ростовским, жившим в начале XII в. и бывшим третьим или (по другим летописцам) пятым епископом Ростовской области. Тело С. I в нетлении почивает в киевских пещерах; С. II погребен во Владимирском Успенском соборе. Архиепископ Сергий в брошюре "Св. С., епископ владимирский и суздальский" (Владимир, 1899) устанавливает существование св. С. I и С. II и делает предположение, что празднование церковью 10 мая памяти св. С. установлено в Киеве первоначально в честь С. первого (суздальского), почивающего в Печерской лавре; впоследствии же (не позднее XVII в.) на основании печерского патерика или послания С. II Поликарпу (в патерике) образовалось мнение, что почивающий в Киево-Печерской лавре и есть С. владимирский, написавший это послание. См. изд. Яковлева, в "Памятниках русск. литературы XII и XIII в." (СПб., 1872), и М. Викторовой, "Киево-Печерский патерик по древним рукописям" (Киев, 1870).
Значение СИМОН СВЯТОЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое СИМОН СВЯТОЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012