Значение СЕН-СИМОН, КЛОД АНРИ ДЕ РУВРУА в Словаре Кольера

Что такое СЕН-СИМОН, КЛОД АНРИ ДЕ РУВРУА

(Saint-Simon Claud Henri de Rouvroy) (1760-1825), граф, французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Получил домашнее образование под руководством Д'Аламбера. В 17-летнем возрасте заслужил первое воинское звание. Офицером французской армии участвовал в Войне за независимость североамериканских колоний. Попал в плен к англичанам. После освобождения отправился в Мексику с целью заинтересовать правительство этой страны идеей прорыть канал на перешейке между американскими материками.

В 1783 Сен-Симон вернулся во Францию. Его участие в Великой французской революции остается не вполне ясным, однако известно, что он приветствовал ее и вел просветительскую работу среди крестьян. Одновременно в родовой провинции Пикардии Сен-Симон скупал по предельно низкой цене обширные земли и получил изрядную прибыль, вложив деньги в государственные бумаги.

С усилением якобинской власти Сен-Симон отказался от графского титула, приняв крестьянское имя Боном (Простак). 19 ноября 1793 во время облавы на шпионов и банкиров его арестовали, скорее всего по ошибке, но уже 28 августа 1794 выпустили на свободу. Сен-Симон сохранил права на собственность, даже когда был в тюрьме, и умножил ее, играя на разнице в ценах бросовых государственных бумаг.

Разбогатев, Сен-Симон стал покровителем ученых, художников, деловых людей и создал собственный салон, известный парижскому бомонду. От своих гостей он требовал хотя бы поверхностных знаний математики, физики, психологии, социологии, а сам разрабатывал проекты переустройства общества на "разумных основаниях".

В 1802 Сен-Симон приехал в Швейцарию, где отважился просить руки мадам де Сталь. Здесь же он опубликовал Письма женевского обитателя к современникам (Lettres d'un habitant de Genve ses contemporains). После разрыва отношений с компаньоном графом Редерном Саксонским Сен-Симон остался со скудными средствами, но и их быстро растратил. Страдая от нервного перенапряжения и нищеты, Сен-Симон тяжело заболел и некоторое время провел в клинике для душевнобольных.

Движимый стремлением разработать новую концепцию развития общества, он опубликовал трактаты Введение к научным трудам 19 в. (Introduction aux travaux scientifiques du 19 sicle, 1807); Новая энциклопедия (Nouvelle encyclopdie, 1810), Очерк науки о человеке (Histoire de l'homme, 1813), Записки о всеобщем тяготении (Travail sur la gravitation universelle, 1813). В этих трудах Сен-Симон наметил контуры своей утопической "индустриальной системы" - идеального общественного порядка, установленного промышленниками и интеллектуальной элитой для служения "наиболее многочисленным и беднейшим классам".

В годы Реставрации (1814-1830) Сен-Симон активно выступал как политический полемист. Вместе со своим секретарем, историком О.Тьерри, он опубликовал работу под названием О реорганизации европейского общества (De la Rorganisation de la socit europenne), предлагавшую план достижения мира в Европе на основе прочного франко-английского союза. Сен-Симон завязал отношения с промышленниками и создал серию периодических изданий - сборники "Индустрия" ("L'Industrie", 1817-1818); "Государственный деятель" ("Le Politique", 1819), "Организатор" ("L'Organisateur", 1819-1820), "Катехизис промышленников" ("Catchisme des industriels", 1823-1824), "Рассуждения литературные, философские и научные" ("Opinions littraires, philosophiques et scientifiques", 1823-1824).

На место Тьерри пришел О.Конт, в то время выпускник Политехнической школы, но и он быстро покинул Сен-Симона из-за личных и идеологических разногласий. Все же Сен-Симону удалось собрать новую группу единомышленников. В 1825 вышел один из его главных трудов - Новое христианство (Le Nouveau Christianisme). Сен-Симон умер в Париже 19 мая 1825.

Незадолго до смерти он планировал вместе с единомышленниками начать выпуск еще одного журнала - "Производитель" ("Le Producteur"), который стал первым органом сен-симонистского движения. Ученики Сен-Симона распространяли его идеи, опубликовав в 1828-1830 лекции под названием Учение Сен-Симона (Doctrine de Saint-Simon). Идеи Сен-Симона, хотя и в измененном виде, приобрели особую популярность во времена Наполеона III, установившего диктатуру в интересах крупной буржуазии.

Кольер. Словарь Кольера.