термин, обозначающий 1) человека исключительно добродетельного и благочестивого; 2) душу подобного человека, пребывающую после его кончины на небесах; лицо, канонизированное Римско-католической или Восточной православной церквами; 3) лицо, почитание которого христианами укоренено в традиции. Католики и православные христиане веруют, что святые не только являют собой образец добродетели, но и могут заступиться перед Богом за членов церкви, еще живущих на земле. Протестанты в большинстве своем ограничиваются почитанием памяти святых, не прибегая к их молитвенному заступничеству.
В древней церкви слово "святой" употреблялось как синоним слова "христианский". Позднее так стали называть мучеников, которых местные церкви чтили в годовщины их смерти. Со временем в церквах стали почитать и мучеников, прославившихся в иных землях. В 4-5 вв. наряду с культом мучеников начинает повсеместно распространяться культ тех святых, которые не претерпели мученической смерти, - например, епископов (святителей) и аскетов (преподобных).
Пока продолжались гонения на христиан, мучеников не хоронили отдельно, однако их гробницы особо отмечались. По завершении эпохи гонений у мест погребения мучеников стали устраивать - для их почитания - часовни и надгробия, а затем и большие церкви. На Западе было принято не тревожить могилу мученика, возводя надгробие или базилику прямо над ней, тогда как на Востоке мощи многих мучеников были торжественно перенесены в специально устроенные для этого раки. Поэтому древняя западная практика позволяет с большей уверенностью говорить о подлинности мощей святых, хотя приблизительно с 10 в. перенесение мощей вошло в обычай и здесь.
Борьба с культом святых развернулась чуть ли не одновременно с возникновением самого культа. Уже в первые века христианской эры многие отцы церкви вынуждены были выступать в защиту почитания святых. Но поскольку народное почитание иногда становилось чрезмерным, церковь настаивала на четком различении благоговения (dulia) перед святыми и поклонения (latria) Богу.
Во многих христианских деноминациях существует обычай вспоминать главных святых за богослужением или за литургией в особые дни, посвященные этим святым. У христиан принято давать младенцам при крещении имя какого-нибудь святого. Практика празднования "тезоименитства", или "именин", имеет давнюю традицию, а в православном мире она широко распространена и сегодня.
Средневековая традиция приписывала отдельным святым особые свойства или способности. Так, св. Патрик считался святым покровителем Ирландии, св. Дионисий Парижский - Франции, св. Стефан - Венгрии. Святые Косма и Дамиан были покровителями врачей, св. Христофор - путешественников, а св. Флориан - пожарных. Святые Луции и Одилии приписывалась способность исцелять зрение, св. Эразму - внутренние органы, а св. Власию - горло. В народном культе святых предполагалось, что небеса помогают людям во всем, великом и малом: считалось, например, что св. Антоний Падуанский помогает людям найти потерянное, а св. Иуда помогает в безнадежных случаях и в отчаянном положении. См. также БЕАТИФИКАЦИЯ ; КАНОНИЗАЦИЯ .