Кто такой Дед Мороз
Деда Мороза, добродушного и веселого волшебника, любят все. Малыши пишут ему трогательные письма с подробно изложенными пожеланиями о подарках. Юные скептики-подростки пытаются испортить им радость коварными разоблачениями, что это-де не Дед Мороз, а переодетый дядька, но сами с удовольствием принимают подарки. А для взрослых Дед Мороз - это счастливое воспоминание о беззаботном детстве, когда все люди добры, а мир надежен и защищен от зла. Именно таким добрым чудотворцем и гонителем зла был прообраз современного Деда Мороза - Святой Николай, который родился в III в. в городе Патара (Малая Азия, Ликия) у весьма состоятельных родителей. Позднее он переселяется в город Мира (ныне Демре - небольшой городок неподалеку от Финикии). Потому и получил имя Мирликийского. Там и сейчас стоит церковь VIII в., в которой специалисты обнаружили элементы архитектуры III-IV веков. А это значит, что она вполне могла быть современницей святого Николая, ставшего в молодые годы епископом города Миры. Турки назвали этот древний памятник "Баба Ноэль Килизе", что означает - церковь Деда Мороза. (Кстати, в Турции вполне официально претендуют на то, что истинная родина Деда Мороза находится в Малой Азии, и очень гордятся тем, что эта земля - его родина).
В Мире утверждают, что испарения, которые источает гробница святого Николая, могут вернуть зрение слепым, исцелить безнадежно больных, срастить самые немыслимые переломы. Предание гласит, что в 1087 г. итальянские купцы пытались завладеть гробницей, но неудачно. При вскрытии саркофага из него потянулись такие сильные испарения мирры, что разум грабителей помутился.
Епископ Николай, по одной версии, подбросил в дом бедняка три золотых яблока, по другой - три набитых золотом кошелька. Есть вариант легенды, по которой святой подбросил кошельки через дымоход, и они попали в башмаки, оставленные сушиться у очага.
Знаменитым стал святой Николай еще потому, что он оказывал покровительство похищенным и загубленным детям. Первых он отыскивал и возвращал родителям, вторых возвращал к жизни. Итак, епископ из Миры становится покровителем детей, но, тем не менее, надо сказать, далеко не все из них ожидали доброго святого с нетерпением, т. к. тот исполнял двойную роль, которую и не думал скрывать, - одаривал послушных и наказывал шалунов. Первым свидетельством такого рода, известным историкам, является рассказ жителя Меца, который излагает воспоминания детства своего дедушки. Он говорит о празднике святого Николая, во время которого раздавались подарки. Рассказ относится к 1589 г.
Особенным почетом пользовался святой Николай в Голландии. Вот как описывается праздник святого Николая в популярной книге М.- М. Додж "Серебряные коньки": "В день Рождества голландцы только посещают церковные службы и ходят в гости к родственникам. Зато в канун праздника святого Николаса голландская детвора просто с ума сходит от радости и ожидания. Для некоторых это - неприятное время, т. к. святой отличается большой прямотой, и если кто-нибудь из ребят в этом году вел себя плохо, он обязательно скажет им об этом. Иногда он приносит под мышкой березовую розгу и советует родителям задать детям головомойку вместо сладостей и трепку вместо игрушек ...> Не прошло и часу, как святой появился чуть ли не во всех домах Голландии ...> Дух веселья безраздельно царил в доме. Самое пламя - и то плясало и подпрыгивало в начищенном до блеска камине ...> Дети взяли в руки по хорошенькой ивовой корзиночке, стали в круг и завели медленный хоровод вокруг малыша, не переставая смотреть вверх, ибо святой, к которому им сейчас предстояло обратиться, пока еще пребывал в каких-то таинственных областях. Хозяйка негромко заиграла на рояле; вскоре зазвучали голоса ..."Друг святой, приди к нам в гости!
Только с розгой не ходи!
Все приветствуем мы гостя,
И восторг у всех в груди!
А за то, в чем виноваты,
Побрани своих ребяток;
Мы поем, мы поем,
Наставлений скромно ждем!
О святой, приди к нам в гости,
В наш веселый дружный круг!
Все приветствуем мы гостя,
Всех ты радуешь, наш друг!
А подарки, просят дети,
Положи в корзины эти,
Мы поем, мы поем,
Принеси нам радость в дом!".
Во время этого хора все взгляды, исполненные страха и нетерпеливого ожидания, были устремлены на полированную двустворчатую дверь. Но вот послышался громкий стук.
Круг разомкнулся в одно мгновение. Младшие дети со смешанным чувством ужаса и восторга прижались к коленям матери... Стук послышался снова.
- Войдите, - негромко сказала хозяйка.
Дверь медленно открылась, и святой Николас в полном парадном облачении предстал перед своими почитателями".
Здесь святой впервые появляется в роли Деда Мороза.
Европейские переселенцы, обосновавшиеся в Америке в XVII и XVIII веках, привезли с собой предания о святом Николае. И когда появился новый Амстердам, одной из первых церквей, построенных переселенцами из Голландии, была церковь Синтер Клаас или, как ее тогда называли, Синт Николас.
Когда в Новом Свете усилилось влияние англичан, и Новый Амстердам стал Нью-Йорком, церковь получила новое название - "Санта Клаус" - одно из англосаксонских имен святого Николая.
Современный Дед Мороз, или Санта Клаус, появился сравнительно недавно в США, дата его рождения известна с точностью до дней. Произошло это великое событие незадолго до Рождества 1822 г., как раз тогда Клемент Кларк Мур написал поэму "Приход святого Николая". Ее появление и считается днем рождения милого добряка Санта Клауса. Более чем в двадцати четверостишиях рассказывается о встрече одного мальчика со святым Николаем накануне Рождества. Почтенный святой принес мальчику подарки. В этой поэме святой Николай начисто лишен ореола серьезности и строгости, необходимого для епископа. У Мура это жизнерадостный, веселый эльф-жизнелюб с круглым тугим брюшком, свидетельствующем о пристрастии к вкусной еде и трубке, которую он курил не переставая. В результате метаморфозы святой Николай слез с ослика и обзавелся восемью оленями. Теперь у него - мешок с подарками, он никого не наказывает, и его с одинаковым нетерпением ждут взрослые и дети.
Клемент Мур не упустил ни одной существенной детали, относящейся к сказочным персонажам, которые радуют детей подарками, - тут и волшебная рождественская ночь, и печная труба на крыше, и башмаки или чулки у очага, и громадный мешок с игрушками.
У разных народов существовали свои предшественники Санта Клауса. Во Франции, в департаменте Сона и Луара, существовал Дед Январь, и современный Дед Мороз сменил его только в 1915 г., а в Верхней Савойе был святой Шаланд, который "сдался" только в 1925 г.
В немецких сказках встречается очень характерный господин Ниманд - Никто. Немецкие и голландские дети сваливали на него вину, когда что-нибудь ломали. Почему-то все эти обломки было принято складывать в камин. Отсюда, вероятно, и берет начало представление о таинственном посетителе, находящемся в сговоре с детьми и имеющем некоторое отношение к дымоходу.
Русский сказочный Дед Мороз (Дед Трескун) - личность не слишком приятная. Представляли его маленьким старичком с длинной бородой и суровым нравом. С ноября по март Дед Мороз был полновластным хозяином на земле, которого боялось даже Солнце. В отличие от своих холостых собратьев, Дед Мороз женат на презлющей особе - Зиме. Впрочем, известен еще и одинокий, довольно взбалмошный Морозко. Чего стоил один его вопрос к замерзающей девушке: "Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, милая?". И честный ответ - "Нет!" - почему-то его раздражает. Был ли счастлив Дед Мороз в браке или нет, неизвестно, так же, как нет и никаких сведений о его детях. А вот современному Деду Морозу, в отличие от разъезжающего в гордом одиночестве на своих оленях Санта Клауса, дали в компанию внучку Снегурочку (видимо, в силу национальной русской традиции все делать вместе).
Снегурочка - милый, трогательный персонаж народных сказок. В них она предстает красивой и немного печальной. Ее радует снег и холод, и пугает Солнце, от горячих лучей которого она тает. В отличие от других зимних сказочных персонажей - злюки Зимы, недоброго Деда Мороза и странноватого Морозко, - Снегурочка вызывает жалость и симпатию. В ее образе воплотилось сожаление народа об уходящей Зиме, которая хоть и сурова, но несет в себе много радости и веселья. Поэтичный образ Снегурочки вдохновлял поэтов, писателей и композиторов. В 1873 г. А. Н. Островский написал драму "Снегурочка. Весенняя сказка". В ней Снегурочка - холодное дитя Мороза и Весны - всей душой тянется к людям и любви, от которой она должна неизбежно погибнуть. А композитор Н. А. Римский-Корсаков пишет по этой драме в 1881 г. оперу "Снегурочка", с неизменным успехом идущую до настоящего времени на оперных сценах. Впрочем, современная Снегурочка весела и резва, и вполне соответствует своему жизнерадостному Деду.
Любовь моя, Снегурочка,
Не стоит горевать!
Ну, что ты плачешь, дурочка,
Что надо умирать?
Умри, умри, не жалуясь...
Играя и шутя,
Тебя лепило, балуясь,
Такое же дитя.
Лепило и не думало,
Что не веселый смех, -
Живую душу вдунуло
Оно в холодный снег!
И что, когда откружится
Безумный этот вихрь,
Останется лишь лужица
От радостей твоих...
И. Уткин. "Снегурочка".
Сейчас святой Николай - Санта Клаус - разъезжает на оленях по всем континентам. Теперь он живет не в Малой Азии, а на северном полюсе. Впрочем, это - тоже предмет дискуссий. Однажды даже разгорелся спор между двумя скандинавскими странами о родине Деда Мороза. Туристы ведь тоже хотят побывать на подлинной дедморозовской земле.
Весьма своеобразны представления о Деде Морозе в Финляндии. Считается, что он живет на севере страны, в Рованиеми, и к нему принято под Новый год обращаться с письмами, содержащими различные просьбы. В современной Финляндии существует специальная служба для ответов от лица Деда Мороза, и это понятно, т. к. в среднем за декабрь на его имя поступает до 80 тысяч писем. Впрочем, активно пишут Деду Морозу (или Санта Клаусу) не только в Финляндии. Среди часто встречающихся вопросов - каким транспортом пользуется он, навещая землю? Задают и совсем житейские вопросы: женат ли Дед Мороз? Получает ли деньги за работу и сколько? Письма, как правило, направляются в саарское местечко Санта Николаус.
В России святителя Николая Чудотворца называли великим угодником Божьим.
Святой Николай всегда был одним из самых популярных и любимых святых, к чьей помощи и заступничеству прибегали во всякой беде, но особенно просили защиты его при путешествиях по водам. Николу называли "морским" и "мокрым". Рыбаки и моряки считают св. Николая своим покровителем. Он - покровитель всех "сирых и убогих". В его честь воздвигнуты монастыри и храмы. Всем известен, например, великолепный петербургский Никольский собор. В православных церквях чтут память Николая Чудотворца: 22/9 мая -
Никола "вешний" - день перенесения мощей Николая в г. Бари (Италия) и 19/6 декабря - Никола "зимний", (см. далее - Когда наступит Новый год. История календаря.)
А вот на Кипре Деда Мороза зовут Василием. К нему обращаются песни-просьбы детей: "Святой Василий, где ты - приходи, Святой Василий, счастье подари, исполни все мои желанья. Да будет славно Рождество. Я жду тебя, святой Василий из Каппадокии далекой. (Опять же, Малая Азия. - Прим. сост.). С Христом и с верой, с букварем. А из него узнаю я, где, мой Василий, родина твоя". Примерно так звучит в свободном переводе с греческого одна из колядок. И независимо от места жительства, происхождения и даже имени, у всех Дедов Морозов есть два неоценимых качества - доброта и внимательность к людям. Ведь только доброта и внимание помогают сделать настоящий сказочный подарок к празднику.НОВЫЙ ГОДКогда наступит Новый год (История календаря)
Когда наступит Новый Год? Почему его празднуют в ночь на 1-ое января, а не 1-го сентября, как до Петра I? На эти вопросы можно ответить, проследив историю календаря.
Слово "календарь" произошло от латинского Calendae - календы, у римлян - 1-ый день месяца. Наступление нового месяца в Древнем Риме объявлялось после новолуния специальными глашатаями. Различные народы в разные времена создали три рода календарей: солнечные, лунные и лунно-солнечные.
Юлианский календарь (старый стиль)
Римляне за 700 лет до н.э. пользовались десятимесячным греческим календарем. Овидий писал, что, возможно, это связано с количеством "перстов на руках", а может быть, и с числом лунных месяцев женской беременности.
Первоначально римский календарь насчитывал 304 дня. Год начинался с 1 марта, и поэтому десятый месяц получил название по своей очередности - децембер (лат. december - десятый), так же, как и 7-й - сентябрь, 8-й - октябрь и 9-й - ноябрь.
Март был назван в честь бога войны Марса, май - в честь покровительницы Рима, богини Майи (в греч. мифологии - нимфа гор. Имя ее - "матушка", "кормилица" - указывает на присущие ей функции вскармливания и воспитания. Римляне отождествляли ее с италийской богиней Майей (Майестой), покровительницей плодородной земли. Ей приносились 1 мая жертвы), июнь - в честь жены Юпитера, богини Юноны, апрель - в честь Афродиты.
Когда явно неудобная десятичная система стала утомлять римлян, они прибавили к греческому году еще два месяца - январь и февраль. Первый был назван в честь бога входов и выходов, дверей и всякого начала - Януса, имя которого происходит от ianua - двери, ворота. Февраль - фебруарий - получил название от имени этрусского бога подземного царства Фебрууса. Во второй половине февраля в Риме совершались очистительные обряды для живых и замаливались прегрешения усопших. По одной из версий, в феврале в Риме сжигалась выброшенная на улицы старая мебель и пожитки.
Позднее суеверные римляне стали считать четные числа несчастливыми, и добавили к календарному году 51 день и перетасовали число дней в остальных месяцах; в них стало либо 29, либо 31 день. Только февраль сделался "вдвойне несчастливым" - он содержал четное число дней был самым коротким и последним месяцем в году.
В 46 г. до н.э. Юлий Цезарь, возможно, по совету Клеопатры, бывшей не только красавицей, но и умной, образованной женщиной, взял с собой в Рим александрийского ученого Созигена. В результате его расчетов был введен новый календарь, получивший название юлианского. К календарю - к коротким его месяцам - добавили 10 дней. В основу календаря положили годичное движение солнца по 12 зодиакальным созвездиям. Первым месяцем, совершенно в духе того времени, стал январь, т. к. именно в январе римские консулы ежегодно вступали в должность. Все нечетные месяцы имели нечетное число дней, все четные - 30. И, наконец, властью, данной ему как верховному жрецу-понтифику, Юлий Цезарь возжег на капитолийском холме "юпитеров огонь, провозгласив введение нового календаря с 45 г. до н.э. Увы, до мартовских ид (лат.Idus, иды - середина месяца. В древнеримском календаре иды обозначали полнолуние и приходились на 15-й день марта, мая, июля и октября и на 13-й день остальных месяцев), когда Цезарь будет заколот заговорщиками, оставалось чуть более года;..
После торжественных похорон Цезаря его сподвижник и друг Марк Антоний предложил увековечить память Цезаря, переименовав седьмой месяц в июль, и отбыл в Египет все к той же Клеопатре, где через 14 лет был разбит Октавианом, который провозгласил себя "Августом" ("высшим"). Ставший императором Август еще раз "упорядочивает" календарь, переименовав sextilis, т. е. шестой месяц римского года, начиная с марта, в август. Чтобы в месяце императора было дней столько же, сколько в месяце Юлия Цезаря, к августу добавляется один день из февраля. В феврале стало 28 дней в обычном и 29 - в високосном. Случилось это в 14-м г. до н.э., и тем завершилось составление "юлианского календаря"
Но что же такое високосный год, и почему его так не любят и боятся?
Високосный год
Средняя продолжительность юлианского календаря - 365 1/4 дня, что соответствовало известной в то время продолжительности суток. Но чтобы не начинать год в разные часы, Созиген ввел следующий порядок: в течение трех лет считать в каждом году по 365 дней, а в четвертом - 366. Условились называть високосными те годы, номера которых делятся на 4 без остатка. Слово же произошло от лат. "bisextus" - еще раз шестой; високосный - год, в который к февралю прибавляется 29-й день, накопившийся в четыре года от шестичасовых годичных остатков времени. Високосный год еще называют годом Касьяна - злопамятного, недоброжелательного, немилостивого, скупого, по словарю В. Даля. По Евангелию, Касьян - один из последователей Христа, отказался помочь землепашцу вытащить завязшую телегу, о чем просил его Христос, а сделал это шедший рядом Николай. И сказал Христос: " Благое дело ты сделал, Николай. Будут люди поминать тебя два раза в году - в мае и декабре. А тебя, Касьян, зато, что ты не помог, будут поминать только раз в четыре года". И с тех самых пор год неотзывчивого Касьяна считается несчастливым.
Григорианский календарь (новый стиль)
Вторая "великая" реформа календаря произошла в XVI в., и связано это было с тем, что разница между юлианским и солнечным годом составляет 11 мин.14 сек.; в связи с этим юлианский календарь отставал от природы, и со временем день весеннего равноденствия (от которого, по решению Никейского собора 325 г., отсчитывался день празднования Пасхи и который был "намертво" закреплен за 21 марта) указывал на все более ранние числа календаря. К концу XVI в. эта дата "убежала" вперед на 10 дней. Это чрезвычайно затруднило расчет Пасхи. И Папа Григорий XIII решается произвести реформу, предложенную незадолго до того умершим врачом из Перуджи. Согласно реформе, дата весеннего равноденствия директивным образом опять возвращалась к 21-му марта, и, к тому же, из календаря изымались високосные годы, приходящиеся на последние годы столетий: 1600, 1700 и т. д. 24 февраля 1583 г. была издана папская булла, "Календариум Грегорианум перпетуум" - "Вечный календарь Григория", по которой добрым католикам вменялось считать гражданский год обязательно состоявшим из целого числа дней. Григорианский календарь был сразу же введен в странах католической Европы, затем распространился по ее протестантской части. В XIX в. он вводится в Японии, в XX в. - в Китае, Болгарии, Румынии, Греции, Турции, Египте.
В XX в. разница между календарями старого и нового стилей стала равной 13 суткам. Для нас это сделалось привычным. Однако это справедливо лишь для периода от 1 марта 1900 г. до 28 февраля 2100 г. До этого периода и после него разница календарных стилей иная. В I и II веках нашей эры новый стиль даже отставал от старого, на что указывают отрицательные разницы в приводимой ниже таблице. Таблицу можно использовать для перевода любых календарных дат из одного стиля в другой в пределах от 1 марта первого года до 28 февраля 3600 года.
Разница в днях между юлианским и григорианским календарями
Люди всегда были и будут тесно связаны со своим прошлым. Наши культура и прогресс развиваются далее только потому, что основаны на фундаменте знаний и опыта ушедших веков. Их мудрый голос, доносящийся из таинственной глубины времен, постоянно насучит и наставляет до сих пор. Как говорится, если бы не было ствола, то не выросли бы и ветви. В исторической связи времен и событий важное место занимает умение точно определять соответствие дат тому или иному календарному стилю.
Приведем пример пользования таблицей. Дата открытия Америки - 12 октября 1492 г. по старому юлианскому стилю календаря. В таблице для 15 века разница составляет 9 дней - следовательно, указанная дата равнозначна 12+9=21 октября 1492 г. по новому, григорианскому стилю календаря. Известный русский ученый и писатель Андрей Болотов родился 7 октября 1738 г. по старому стилю, что соответствует 7+11=18 октября того же года по новому стилю. Умер он 4 октября 1833 г. ил и 4+12= 16 октября названного года по новому стилю.
Границей, отделяющей годы друг от друга при исчислении разницы стилей, является не 1 января, а 1 марта; поэтому, например, 14 января 1900 г. по старому стилю соответствует 14+12=26 январю 1900 г. по новому стилю, а 27 февраля 1900 г. по старому стилю соответствует 27+13=40 февраля или 40-28=12 марта того же года по новому стилю. Напомним, что в григорианском календаре число сотен не делится без остатка на 4 в годы: 1700, 1800, 1900, 2100 и так далее, поэтому они считаются простыми, не високосными, в них февраль равен 28 дням.
В таблице имеются века, у которых разница в днях между старым и новым стилем одинакова, например, 4 и 5, 8 и 9, 12 и 13 и другие века. Дело в том, что не существует ни одного точного календаря, в котором продолжительность календарного года и принятого в астрономии тропического года (равного 365,2432 средних солнечных суток) удалось бы привести в соответствие друг другу целым числом суток. Юлианский календарь дает ошибку запаздывания, равную одним суткам за 135 лет, а григорианский накапливает ошибку запаздывания, равную целым суткам, за 3280 лет. Разница в таблице дается в округленных до целых суток числах. Например, в IV веке она могла бы быть 0,65 суток, и ее округлять следует до 1, а в V веке - 1,3 суток, что тоже надо бы округлить до 1 суток (числа 0,65 и 1,3 - произвольные).
Календарь в России
У древних славян год делился на двенадцать месяцев, названия которых были тесно связаны с явлениями природы: сечень (январь) - время вырубки леса; лютый (февраль) - лютые морозы; березол (март) - существует несколько толкований: начинает цвести береза, брали сок из берез, жгли березу на уголь; цветень (апрель) - цветение садов; травень (май) - зеленеет трава; червень (июнь) - краснеют вишни; липец (июль) - цветение липы; серпень (август) - от серпа - время жатвы; вересень (сентябрь) - цветение вереска; листопад (октябрь) - опадение листьев у деревьев; грудень (ноябрь) - от слова "груда" - мерзлая колея на дороге; студень (декабрь) - студено, холодно.
Многие древнеславянские названия месяцев позже перешли в ряд славянских языков и удержались в некоторых современных - в украинском, белорусском и других.
Неделя. Семидневная неделя ведет свое происхождение из Вавилона. В греческих государствах месяц делился на три декады, а римляне пользовались девятидневной неделей, каждый девятый день которой считался рыночным днем. Для всех этих систем характерно отсутствие фиксированного дня отдыха; работа прекращалась только во время некоторых религиозных праздников. Современная система семидневной недели, при которой отсчет дней недели не зависит от начала года, восходит к иудейской традиции. Христиане, следуя образцу еврейской субботы, ввели регулярный праздник после каждых 6 рабочих дней. К еврейской неделе восходит обозначение дней недели по их номерам, которое через посредство Греческой Православной Церкви было усвоено славянами. Римляне в императорскую эпоху дали дням недели названия по семи видным невооруженным глазом и известным тогда светилам (дни Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна). Названия дней недели в современных языках Западной Европы происходят от этой астрологической, связывающей каждый день с каким-либо светилом недели. Несмотря на упорную борьбу Христианской Церкви с традицией называния дней недели по именам языческих богов, эта традиция в романских языках сохранилась до сих пор. В германских языках имена римских божеств были заменены соответствующими германскими.
В Х в. с принятием христианства в Древнюю Русь пришло летоисчисление, применявшееся римлянами, юлианский календарь, римские наименования месяцев и семидневная неделя, но названия дней недели - седмицы - взяли свои.
Седмица начиналась с недели(с того дня, когда "нет дел"); понедельник- первый день по (после) недели; вторник - второй; среда - средний; четверг - четвертый; пятница - пятый; суббота от еврейского слова "саббат" (шаббат) - день покоя.
О днях недели существует множество родившихся в народе примет, пословиц, поговорок:
"Воскресенье - свято, понедельник - черный, вторник - повторник, среда - постница, четверток - перечит, пятница - корячится, суббота - делу почин".
"Понедельник и пятница - тяжелые дни, вторник и суббота - легкие".
"С понедельника - на всю неделю (т. е. счастье или несчастье)".
"В понедельник деньги выдавать - всю неделю расходы ".
"В понедельник - на могильник, во вторник - на кокорник (по В. Далю - лес, годный на кокоры. Кокора - копань, накурок, кница, бревно или брус с корневищем, дерево с корнем клюкой, с коленом, для судостроенья), в среду - на переды, в четверг - по коты (по В. Далю - женская обувь, род полусапожек, ботинок, башмаки с высокими передами... И наша дура коты обула! В котах щеголяет (говорится в Сибири о всякой вещи редкой или дорогой), в пятницу - на мельницу, в субботу - на работу, в воскресенье - на веселье".
"В понедельник я банюшку топила, во вторник в баньку ходила, в среду в угаре пролежала, в четверг буйну голову чесала, в пятницу добры люди не пряли, в субботу родителей поминали, в воскресенье на веселье погуляли".
"Понедельник - похмелье; вторник - повторник; середа - пост; четверг - перевал; пятница - не работница; суббота - уборка; воскресенье - гулянье".
В дорогу отъезжай во вторник либо в субботу.
В понедельник чихнешь - подарок на неделе.
Сухи вторники. Вторники и субботы легки.
Что бог не даст, а в среду (в пятницу) не прясть.
Не суйся, середа, наперед четверга.
Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и с яйца, здоров и чист будет.
Среда да пятница четвергу не указчица.
В понедельник, среду и пяток никакого дела не начинай.
Не суйся, пятница, наперед четверга.
Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться.
Кто в пятницу прядет, святым родителям кострикой (по В. Далю - костер или костеря, костра, кострика...кострыга...правильнее - кастеря, кастрика - жесткая кора растений, годных для пряжи льна, конопли; их мнут мялицею, мельчат кору и выбивают вон трепкою и ческою) глаза запорашивает.
По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут.
Только бы бог перенес через субботу (школьничья).
От субботней расправы уйду - воскресенье переживу.
Задать кому субботки (школьничья).
Летоисчисление велось от сотворения мира, которое, по христианскому учению, произошло за 5506 лет до н.э. Год начинался с 1-го марта, когда приступали к сельскохозяйственным работам. Так продолжалось до 1495 г., когда, по византийским обычаям, начало года перенесли на 1-е сентября, а летоисчисление продолжали вести от сотворения мира. Слово "воскресенье" вместо "недели" стали использовать только в XVII в. Своя реформа календаря была произведена у нас, как и вообще множество реформ, Петром I.
Царский указ от 19 января 1699 г. гласил: "О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира". Так, в России было введено летоисчисление от Рождества Христова. А 20 января Петр I издал следующий указ: "О праздновании нового года и в знак доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселии с Новым Годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты сколько у кого случится и зажигать огни. А людям скудным каждому, хотя бы по древцу или ветве, на вороты или над храминою своей поставить...".
Добавим, что в России до 1918 г. жили по юлианскому календарю, затем декретом от 24 января 1918г. был введен григорианский, который и действует поныне.
Лунный календарь
Народы, исповедующие ислам, имеют лунный календарь, основанный на движении луны, а цель его - согласование суток и года.
Летоисчисление в лунном календаре ведут от 622 г. н.э. Мусульманская эра называется хиджра (араб. - бегство, переселение). Основатель ислама пророк Мухаммед и его приверженцы переселились из Мекки в Медину в сентябре 622 г.н.э. Халиф Омар I в 638 г. объявил год хиджры началом мусульманского летоисчисления. Исходным для него принято 1-ое число 1-го месяца (мухаррама), что соответствует 16 июля 622 г. юлианского календаря.
Лунно-солнечный календарь
Эти календари наиболее сложные, т. к. в них согласуется движение солнца со сменой лунных фаз. Лунно-солнечные календари в древности принимались в Вавилонии, Китае, Иудее, Греции, Риме и в некоторых других странах. В XX в. лунно-солнечный календарь является официальным в Израиле, где начало года приходится на один из дней периода с 5 сентября по 5 октября.
Меняется лик поколений,
И каждому - доля своя.
Двенадцать животных творений
Считают нам бег бытия.
Мы с верой готовы к поклону
Любому живому зверью,
Чтоб было нам счастье земное
По лунному календарю.
Здесь и далее - стихи без подписи 3. Гуревича
В юго-восточной Азии используют 12-летний календарь животного цикла. В его основу положен полный оборот Юпитера по небесной сфере за 12 лет. Календарь использовали кочевники, поэтому каждому году присвоено наименование животного: 1 - крыса (мышь), 2 - корова (бык, буйвол), 3 - тигр, 4 - заяц (кролик, кот), 5 - дракон, 6 - змея, 7 - лошадь, 8 - овца (коза, баран), 9 - обезьяна, 10 - курица (петух), 11 - собака, 12 - свинья (кабан).
За основу более значительного календарного цикла принято 60 лет - время примерно двух оборотов по небесной сфере Сатурна. Юпитер за это время совершает 5 оборотов.
Для китайских составителей календаря цифра 5 явилась символом 5 элементов природы с соответствующим цветом: дерево - синий, зеленый, огонь - красный, земля - желтый, металл - белый, вода - черный. Поскольку в каждом 60-летнем цикле одно и то же животное встречается 5 раз с промежутком в 12 лет, то для различия годов пользуются цветной символикой.
Итак, по таблице восточного календаря по вашему году рождения вы можете установить свой знак.
Каждый очередной 12-летний цикл восточного календаря открывает Крыса. За что такая честь не самому приятному грызуну-вредителю? Неужели не нашлось более симпатичного претендента на звание первого во всей дюжине? Если верить легенде, возглавить таблицу символов могло любое животное, до слуха которого донесся призыв Будды посетить его и выразить ему свое уважение в первый день Нового года. В обмен на преданность Будда обещал вознаградить зверей редким даром: правом безраздельно обладать каким-либо одним годом, дав ему собственное имя. По неизвестным причинам, из всей многообразной звериной семьи, населяющей землю, лишь двенадцать животных навестили Будду. Самой расторопной оказалась крыса. Затем в указанной выше последовательности предстали остальные. Будда поступил по справедливости: он выполнил обещание - так сказать, в порядке живой очереди. Кстати, на Востоке бытуют не во всем совпадающие с нашими представления о пользе и вреде животных. По многим восточным повериям, крыса - на редкость удачливый и добропорядочный зверек. Синонимы знака "крысы" - богатство, преуспевание, процветание. Объясняется это довольно логично: в зажиточном доме не голодают, а там, где еда - там и крысы. "Хотите разбогатеть, пригласите крысу", - советует японская мудрость.
Любимый светский праздник - НОВЫЙ ГОД - не отделен местом в книге от религиозного праздника Рождества. Уж слишком тесно объединяет их календарь, Дед Мороз, Елка и многие народные традиции. (Прим. сост.)
Елка
Будущего недостаточно.
Старого, нового мало.
Надо, чтоб елкою святочной
Вечность средь комнаты стала.
Б. Пастернак
Обычай встречать Рождество и Новый год у нарядно украшенной елки уходит в древнее языческое время. Он связан с культом зелени. В Греции и Риме дома накануне наступления Нового года украшали зелеными ветками, считая, что это принесет здоровье и счастье в будущем году. В Европе в период полного угасания природы, когда холодно, темно и мрачно, особое значение придавалось предметам, которые являлись символами ее нового возрождения; поэтому такую большую роль в ритуале празднования Рождества играют ветви вечно зеленых или распускающихся зимой растений. Им приписывалась особая жизненная сила, которую люди пытались перенять, поставив растения в доме или прикоснувшись ими к человеку или животному. Вначале это были ветви слив, яблонь и вишен, которые ставили в воду с таким расчетом, чтобы они распустились к Рождеству, но ветки распускались не всегда, что вызывало разочарование и страх; потому, вероятно, они были заменена вечнозелеными растениями.
А обычай украшать деревья существовал у наших предков еще до наступления новой эры. В те далекие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи- как добрые, так и злые, и чтобы поладить с ними и добиться их помощи в повседневной жизни, подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. Елку стали впервые украшать в XVI