Значение слова МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ

Мендельсон-Бартольди (Felix Mendelsohn-Bartholdy) - выдающийсянемецкий композитор, еврейск. происхождения (1809 - 1847), внук МоисеяМ. 15-летним юношей он кончил университет, а знаменитую увертюру "Сон влетнюю ночь" написал, когда ему было 18 лет (вся музыка к комедииШекспира написана позднее). Кроме того, М.-Б. занимался литературой,живописью и пр. Занятия у Бергера (по фортепиано) и у Цельтера (потеории) так подвинули М.-Б., что в 8 лет он мог свободно читать с листасамую сложную музыку и совершенно правильно приписывать к данному басугармонию. В 1827 г. была поставлена в Берлине опера М.-Б. "Die Hochzeitdes Gamacho", не оправдавшая возлагавшихся на нее надежд. В последствииМ.-Б. очень мало писал для сцены: в 1829 г. им написана небольшая опера(Liederspiel) "Heimker aus der Frernde", предназначавшаяся дляисполнения в семье М., а не для публики; другая опера, "Лорелея",осталась неоконченной. увертюра "Hebriden" (1832) и итальянская симфония(1833) представляют отголоски путевых впечатлений М.: первая навеянаФингаловой пещерой на Гебридских островах, вторая - Неаполем. Каккомпозитор, М. имел наибольший успех, кроме Германии, в Англии, чем иобъясняются частые посещения им этой страны. С 1833 г. начинаетсядеятельность М. как дирижера, сначала в Дюссельдорфе и прирейнскихгородах, потом в Лейпциге, где он дирижировал концертами Gewandhaus'a иосновал консерваторию. С 1843 по 1845 г. М. жил в Берлине, где занималместо главного директора церковной музыки. Главная заслуга М., каккапельмейстера, заключается в пропаганде лучших произведений величайшихкомпозиторов: он впервые познакомил немецкую публику с симфонией С-durФранца Шуберта, исполнял Генделя, С. Баха. Наиболее выдающиеся соч. М. -оратории "Павел" (1836) и "Илия" (1840), баллада "Вальпургиева ночь",увертюра (кроме названных выше) "Ruy Blas" (1839), симфонии A-dur (1833)и A-moll (1842), скрипичный концерт (1845), фортепианный концерт Gmoll(1832), песни без слов для фортепиано, по своей выразительности стоящиевыше вокальных песен М. М. написал 5 симфоний, 7 концертных увертюр, 2фортепианных концерта, 1 скрипичный, 2 струнных квинтета, 7 струнныхквартетов, 1 струнный октет, 1 секстет для фортепиано со струнными, 3квартета с фортепиано, 2 струнных трио с фортепиано, сонату дляфортепиано и скрипки, 2 сонаты с фортепиано и виолончелью, 3 оратории,кантату "Lobgesang", музыку к "Антигоне", к "Аталии", к "Эдипу вКолоне", 3 мотета для хора, 8 псалмов, много вокальных песен, хоров,фортепианных, органных пьес (3 прелюдии и фуги, 6 сонат) и пр. М.воспитался на классических образцах; их влияние видно как в форме,тематической разработке, так и в оркестровке. В свои сочинения он внес,однако, и новые веяния, и хотя не может стать в один уровень спервоклассными великими композиторами, но после них занимает ближайшееместо. В его больших сочинениях, напр. в ораториях, симфониях, недостает величественного единства построения, грандиозного полета мысли.Живя в эпоху романтизма, охваченный ее атмосферой, М. написал музыку к"Sommernachtstraum", в которой все характерные черты его талантавыступили наиболее рельефно; впоследствии он стал повторяться.Невыгодная сторона его творчества - тяготение к минору. Музыка М.вызвала целый ряд подражателей, как в Германии, так и вне ее пределов.Письма М. хорошо его характеризуют, особенно "Reisebriefe" (Лпц., 1861).Обширный список биографий и статей, посвященных М., помещен в"Biographie universelle des musiciens", Фетиса (supplement etcomplement). Н. Соловьев.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.